Часто родители считают, что в семье и во взаимоотношениях с ребенком все нормально, в то время как ребенок воспринимает определенные ситуации и обстановку иначе. Предлагаю рисуночный тест, для его проведения не нужно ничего кроме свободного времени, листа бумаги и карандаша. Может проводится с детьми с 4-5 лет.
Цель теста: диагностика внутрисемейных отношений. В детском рисунке можно увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какой ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Что нужно: лист А4, карандаш и ластик.
Тест
Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали. Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО!
- Не просите ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор.
- Не контролируйте и не подсказывайте во время рисования, а также не обсуждайте с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует. При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей. Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
- Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
- Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
- Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
- Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
- Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
- Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
- Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
- Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
- Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку.
- Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка
- Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
- Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
- Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
- Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
- 5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
- Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
- В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
- Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
- Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
- Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
- 11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
- Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
- Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
- Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
- Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
- Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
- Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
- Если применяется легкая или минимальная штриховка.
- Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
- Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
- Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
- Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
- Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
- Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
- Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
- Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
- Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
- Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
- Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
- Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
- Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
- Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
- Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
- Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
- Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
- Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
- Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
- Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
- Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
- Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
- Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
- Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
- Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
- Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Пишите в комментариях какие тесты или упражнения вы хотели бы здесь увидеть!
Источник: М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»