Найти в Дзене

Легенды и загадки Ивановской горки. Утраченные Храмы

Оглавление

Ивановская горка на сегодня является наиболее сохранившемся историческим районом Москвы. На 1917 год здесь находился Иоанно-Предтеченский монастырь, 10 православных храмов (обычно храм Всех святых на Кулишках относят к району Ивановской горки), и три храма других конфессий:

Ивановский монастырь

Православные храмы:

1. Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

2. Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот

3. Николая Чудотворца в Подкопаях

4. Трёх Святителей на Кулишках

5. Святого Владимира в Старых Садех

6. Троицы Живоначальной в Хохлах

7. Космы и Дамиана на Маросейке

8. Всех Святых на Кулишках

Разрушенные православные храмы:

1. Спаса Преображения на Глинищах

2. Святых мучеников бессребреников Кира и Иоанна

Храмы разных конфессий:

Московская хоральная синагога

Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла

В этой статье – только про утраченные храмы.

Храм Спаса Преображения на Глинищах

Храм остался в названии переулков – Большой и Малый Спасоглинищевские.

1881
1881

Храм стоял на месте построенного в 1934–1937 годах Дома жилищного кооператива «Военный строитель» (арх. А. И. Ефимов), в котором жили летчики (Лубянский проезд, 17). Лубянский проезд в 1939–1993 годах – проезд Серова, в честь жившего в этом доме летчика А.К. Серова (1910–1939), военного лётчика, участника гражданской войны в Испании, похоронен у Кремлевской стены.

-3

Урочище Глинище называлось так по обилию в почве глины, пригодной для изготовления кирпича и гончарных изделий. Впервые упоминается вместе с церковью в духовной грамоте-завещании Адриана Ярлыка в 1460 году. В ружной книге (руга – выплаты духовенству) 1677 года церковь называется «Преображения Господня на Глинищах».

1881. Иконостас придела храма
1881. Иконостас придела храма

В 1657 году церковь числилась каменной, разобрана в 1776 году по ветхости. В 1780 году на средства коммерции советника Александра Уварова (владел большим и роскошным домом в Большом Спасоглинищевском переулке, 4) была выстроена и освещена западная часть Преображенской церкви с двумя «тёплыми» приделами. В 1802 году был освящён главный престол – Спаса Преображения. Авторство в строительстве церкви приписывается В. И. Баженову. В 1898 году церковь обновлялась. Разрушена в 1931 году.

Главный иконостас храма, 1890-1910 и 1924
Главный иконостас храма, 1890-1910 и 1924

Говорили

...что на протяжении всего периода пребывания французов в городе, священник Спасопреображенской церкви отпел и своими силами похоронил напротив своей церкви у стены Китай-города до 80 человек, умерших и убитых, найденных им на окрестных улицах.
... что благодаря заступничеству отца Петра, лично обратившегося к маршалу Мортье (жил рядом в усадьбе Разумовской на углу Лубянского проезда и Маросейки), были спасены три купца, приговоренных к расстрелу.

Храм святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна на Солянке

Храм, первоначально Троицкий, известен на этом месте с 1625 года, в 1657 году значился каменным. В 1693 году перестроен, в 1754-м горел. В 1765 году храм по высочайшему указу императрицы Екатерины II разобрали для постройки нового храма.

В 1768 году выстроен новый храм по проекту архитектора Карла Бланка под наблюдением Ивана Бецкого. Престол был освящён в 1768 года архиепископом в присутствии императрицы в память святых чудотворцев и безсребреников Кира и Иоанна. В день памяти этих святых (28 июня 1762 года) Екатерина II вступила на царство.

1919-1932
1919-1932

В 1812 году храм пострадал, в 1874 году его передали Сербской православной церкви для подворья, после чего храм восстановили. В 1892 году рядом с храмом по проекту архитектора Михаила Шуцмана возвели часовню Святого Саввы Сербского.

С богадельней именно этого храма связана известная московская легенда о «чёрте на куличиках».

Иван Снегирёв писал, что в 1666 году в богадельни завёлся демон («чёрт»), который беспокоил её жительниц своими проказами: «демон делал старухам всякие пакости, не давал им покоя ни днём ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, кричал им вслух разные нелепости, на печи на палатях и в углах стучал и гремел». Попытки изгнать демона местными священниками не увенчались успехом и тогда по просьбе царя Алексея Михайловича был приглашён иеромонах Иларион из Флорищевой пустыни для изгнания беса, который «семь недель с двумя иноками там подвизался в молитвах, читал каноны Иисусу, Божьей Матери и Ангелу Хранителю, ... совершал водосвятие и произносил заклинательные молитвы против лукавых духов... [Бес] устрашал его стуком, криком и разными угрозами, кидал в него камнями, мешал ему класть земные поклоны, бросаясь под него чёрной кошкой.. [но] молитвами преподобного совершенно был изгнан из богадельни».

Легенда об изгнании беса вошла в житие святого Иллариона, ставшего впоследствии митрополитом архиепископом Суздальским и Юрьевским, и от неё пошла известная поговорка про «чёрта на кулишиках».

1905
1905

В 1934 году храм был разрушен. На месте храма долго стоял павильон с магазином «Кулинария», затем его сменил "Кафетерий". В 2000-х построили новое здание. На стыке домов 4 и 6 остался один пилон от ограды храма.

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии это очень важно для меня.

Источники

Церковная археология Москвы: храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / [А. Л. Баталов и др.]; под общ. ред. А. Л. Баталова; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств РАХ, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. – Москва : Лингва-Ф, 2006

Назаревский В.В. Из истории Москвы. 1147–1913. Иллюстрированные очерки, 1914 (портал святого Владимира)

Архитектурные памятники Москвы: [Выпуски I–III]/Редакция и текст И. Е. Бондаренко. – Москва : Издание художественной фототипии К. А. Фишер, 1904–1906

Грабарь Э. И., Каждан Т. П. Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова. М., 1951

Снегирёв И.М. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. / текст сост. И. М. Снегиревым, при сотруд. изд. А. Мартынова. — М.: издание А. Мартынова, 1873. — Т. 1