Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Маска как способ предъявления себя миру. Какие маски мы носим и зачем?

По мнению автора книги «Мистерии тёмной луны» Тимоти Родерика:

«Носить маску естественно. Маскарад становится опасным занятием только тогда, когда ты сам начинаешь полагать, что не носишь никакой маски».

Мы показываем маски миру, друг другу, не позволяя взглянуть на себя реального.

Зачем?

Чтобы защититься - что – то скрыть или, наоборот, продемонстрировать.

Страх отвержения заставляет за маской скрывать то, что принято считать недостатками - злость, слабость, зависть, лень и многое другое.

Нарочито демонстрируются: доброта, щедрость, юмор и прочие «одобряемые» качества.

Каждый из нас примеряет множество масок, играя в своей жизни разнообразные роли.

Это происходит постоянно, маски сменяют друг друга.

Бывают любимые маски, которые словно «прирастают» к человеку, формируя его образ.

Человек, находящийся в привычной роли, полагает, что это и есть реальность. Когда – то это помогло ему реализовать важные потребности: в безопасности, общении, самореализации. Поэтому маска стала привычной, родной.

Мы отчетливо видим маски на других людях, но, часто не замечаем своих. Когда мы общаемся в масках, жизнь превращается в театрализованное представление, в котором нет искренности и истинной близости в отношениях.

Пример из моего опыта ведения терапевтической группы.

Одна из групповых встреч была посвящена знакомству с масками.

Своими собственными - «любимыми» - привычными.

И с чужими. Которые видят окружающие, но, порой не замечают хозяева масок.

После проведения соответствующей, тематической визуализации, участники группы перешли к обсуждению ее результатов.

В качестве примера предлагаю высказывания семи человек - участников группы.

Маска первой участницы - это застывшее, ничего не выражающее лицо.

-2

Девушка считает, что так она показывает окружающим свою «силу», никто и ничто не сможет ее задеть, обидеть.

Эту маску девушке пришлось надеть в детстве, когда соседский мальчишка придумал про нее постыдную историю. Все ребята во дворе поверили его словам. И отвернулись от девочки.

Она и не пыталась оправдываться. Молчала, потому что привыкла к тому, что ее голос все равно не услышат. В ее семье его никогда не слышали. Она не чувствовала никакой поддержки.

Сделала вид, что ей «все равно, она сильная». В ее представлении, силе соответствует застывшее, ничего не выражающее лицо.

Второй участник группы во время визуализации увидел маску шута. Для него – это «незначительный, малозаметный персонаж».

-3

С удивлением, мужчина услышал, что, по мнению других участников группы, в образе шута много положительных моментов.

Шут – это мудрость. Влияние.

Шуту разрешено говорить то, за что любого другого человека казнили бы.

У шута есть возможность проявлять злость в виде сарказма.

И много что еще.

Маска третьей девушки открыто демонстрирует злость. Она как будто говорит: «Не подходите ко мне! Если подойдете, пожалеете».

Маска показывает, что близость этой девушке не нужна. Она не хочет, чтобы к ней приближались.

«Люди причинили мне слишком много боли. Если честно, я люблю собак больше, чем людей».

-4

Четвертая участница группы считает, что ее маска– это маска хорошей девочки.

Она закрывает только ту часть лица, в которой застыла злость - щеки, скулы. Этой девушке нельзя было показывать свои истинные эмоции. Никогда. Особенно нельзя показывать то, что злишься.

-5

«Хорошие девочки не злятся».

Маска следующей участницы группы соответствует образу «несчастной женщины».

Внутри маски шипы. Они постоянно причиняют женщине боль.

Шипы не дают возможности ни о чем думать, кроме боли.

Боль отвлекает ее от своих истинных потребностей, от общения с окружающими.

Боль от укола шипов заставляет женщину быть несчастной, потому что несчастными были все известные ей женщины рода. Но, эта боль дает и ощущение принадлежности – я не одна такая!

-6

Шестая участница группы сказала, что ее маска постоянно меняется, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Девушка пытается читать чужие мысли. Когда ей кажется, что другой человек хочет увидеть радость – надевает улыбку. Если «ждут грусть» – опускает вниз уголки губ. На любое ожидание = маска соответствующая. Собственных эмоций маска показывать не умеет. Она с ними не знакома. Девушка уверенна в том, что знает, что от нее хотят «другие».

Седьмой участник группы – мужчина демонстрирует маску «удобного человека».

Это маска с застывшей улыбкой. показывающая, что мужчина бесконфликтный, всем доволен.

-7

«Что бы вы мне не сделали, я все приму. У меня нет собственного мнения, собственных границ. Я – очень удобный для окружающих».

После краткого обсуждения, у участников группы появилась возможность познакомиться со своей маской поближе, узнать историю ее возникновения, и те выгоды, которые дает ношение маски. И, возможно, отказаться от маски. Но, это уже отдельная история.

Мы часто носим маски, даже не догадываясь об этом. Но, маска дает миру важную информацию о нас, о том, какими мы хотим казаться.

Когда мы решаем, что пришла пора не «казаться», а «быть» - появляется возможность снять маску,

Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru