Экранизации компьютерных игр, пожалуй, можно выделить в отдельный поджанр Голливудского кино. Причем весь этот поджанр можно смело разделить всего на две группы: фильмы успешные и все остальные.
Причём даже если картина окупается, её всё равно можно относить к провалам, поскольку студии от таких фильмов рассчитывают получить значительную прибыль за счёт армии фанатов. А если этой прибыли нет, то и смысла в такой экранизации нет.
Сегодня, как многие могли понять, поговорим о фильме второй группы, который постигла судьба обычного долгостроя – “Бордерлендс”, снятый по одноимённой серии шутеров, с которой автор не знаком, но вопрос поизучал.
Сюжет и первоисточник
В центре сюжета окажется группа разношёрстных героев, которым придётся объединиться, чтобы найти (и открыть) на пустынной планете Пандора (нет, не той, где живут На’ви) легендарное Хранилище инопланетян, в котором помимо "секретов передовых технологий потерянной цивилизации” хранится и некое Сокровище (произносить исключительно с трепетом и/или благоговением).
По пути к этой цели им предстоит выяснить между собой отношения, а кому-то и в себе разобраться, ну ещё противостоять бандитам, инопланетным монстрам и могущественному корпоративному магнату (какая ирония).
Это если кратко и не особо углубляясь в мифологию мира игры, как, собственно, и сделал фильм.
Взятая за его основу игровая серия стартовала относительно недавно – в 2009 году. Но за последующие пятнадцать лет разрослась в семь игр (три номерные части и четыре дополнения), которые принесли дохода более чем на миллиард долларов. А слухи об экранизации пошли ещё в 2011-м, когда первая часть разошлась двумя миллионами копий.
Однако картина едва ли не сразу попала в производственный ад, где и находилась больше десяти лет. Но даже выйдя, наконец, на стадию производства, проблемы не закончились.
Долгий путь к экранам
Как часто бывает, чехарда началась уже на этапе написания сценария. Так, в разное время рядом с экранизацией всплывали как не очень известные имена Орена Узили или Джуэла Тейлора, так и довольно заметные Ли Уоннелла и Крейга Мэйзина. Даже режиссёр будущего фильма Элай Рот переписывал чужие сценарии несколько раз, и не только он.
Однако все причастные авторы сходились в одном – они хотели сделать жёсткое, брутальное кино, под стать шутеру первоисточнику.
В итоге же в титрах остались лишь Элай Рот и дебютант Джо Эберкромби.
Основные съёмки проходили ещё во время пандемии, в 2021 году, и закончились летом. К 2022 году собрали первую версию, но по решению студийных боссов она легла на полку – им хотелось настоящий блокбастер, то есть кино массовое, а не только для аудитории "18+".
Да, даже при таких ярких примерах, как “Дэдпул” (2016), "Логан" (2017) и “Джокер” (2019), "блокбастеры" считались маловозможными с расчленёнкой в кадре.
Потому в 2023-м ленту отправили на пересъёмки. Рот к тому времени уже снимал “День благодарения”, поэтому руководить “ремонтными работами” наняли Тима Миллера, который по иронии ставил "Дэдпула" и который подтянул к проекту своего сценариста.
Вероятно “боссы” приняли простое решение сменить изначально запланированный рейтинг со “взрослого” R на “детский” PG-13 за “гениальное”. И после пересъёмок выдали монтажёрам ножницы побольше, да заперли в монтажной, чтобы они сделали из хэллоуинской резни детский утренник. А ещё, чтобы точно не опростоволоситься, до кучи заменили композитора, чтобы вместо “взрослой” музыки Нэтана Барра в фильме звучала “детская” партитура Стива Яблонски.
Но все эти “ходы конями”, как Вы понимаете, были зря. Потому что 9 августа 2024 года “Бордерлендс”, наконец, добрался до кинотеатров с заявленным бюджетом в 115 млн. $. А уже 30 августа фильм выложили на цифровых платформах – прокат пришлось завершить досрочно из-за позорных сборов в 32,6 млн. $ (15,5 дали Штаты, и 17,1 остальной мир).
Что с фильмом не так
Скажу честно: когда я начинал смотреть, то почти ничего из вышеописанного толком не знал, кроме унизительного провала в прокате. И поначалу фильм казался даже интересным. Да, детским, но всё же неплохим для детского кино.
И потому первым делом бросилось в глаза отсутствие на экране заявленного бюджета, даже с качественными фонами пустынной Пандоры и чудо-транспортом. Ну не выглядит он на 115 миллионов, что в общем-то понятно – наверняка в эту цифру вошли расходы на всё производство, включая сто-пятьсот сценаристов, парочку режиссёров, парочку композиторов, пересъёмки и ковидные меры безопасности.
Да и не доверил бы никто Роту такие деньги, если уж на то пошло. Потолок для него – 42 миллиона и то для студийного же семейного фильма “Тайна дома с часами” (если его ещё кто-то помнит). У Элая вообще удивительная режиссёрская фильмография, которую в последние годы бросает от трэш-хорроров, в которых он мастак, к семейным картинам и обратно.
Но я что-то отвлёкся. В общем, “Бордерлендс” выглядит на те же 40 миллионов, ну или максимум на 60.
Но “страшное” начинается в последней трети картины (которую, вероятно, тщательно переделали), где должна быть эпическая развязка с финальной битвой. Просто потому, что этого не происходит, и выглядит всё, как тот же утренник в детском саду или как новая попытка Роберта Родригеса заигрывать с аудиторией вчетверо (или уже в пятеро) моложе его. Уровень спецэффектов падает, как и качество актёрской игры, как и качество постановки. Всё настолько наигранно и по-детски, что поверить в это могут только десятилетние зрители.
И только они же не обратят внимания на отсутствие раскрытия мира. На то, что зрителям толком и не пояснили, что вообще за Сокровище такое, за которым все охотятся. На то, что, блин, произошло в конце с Лилит.
Ах да, я чуть не забыл про кастинг, который практически все называли отвратительным. Потому что актёры совершенно не походят на свои игровые прообразы, как внешне, так и характерами. Потому что персонажам не хватает ни “химии”, ни глубины, ни проработанности. Потому что всё это вместе даёт неубедительность, порой граничащую с абсурдностью.
Редкие обзорщики из всего фильма выделяли разве что Кейт Бланшетт, но даже ей с её большим драматическим талантом играть пришлось немного, к тому же образ экшен-героини ей не очень подходит, по крайней мере не в этой картине.
Итог
Вмешательства руководства способствовали появлению на свет очередного монстра Франкенштейна, который, как лоскутное одеяло, собран из разных идей разных авторов, разного видения разных постановщиков, слепого желания обезопасить вложения, упрямого нежелания понимать первоисточник, наплевательского отношения к фанатам игр и прочего и прочего.
Этот “Бордерлендс” уже не спас бы даже “взрослый” рейтинг, потому что проблемы его начались ещё тогда, когда творческие решения заменили экономическими.
Но каким был изначальный вариант, мы, вероятно, никогда не узнаем. Так что можно считать, что в этот раз именно корпорации задушили творчество.
С душной Пандоры улетел, не оглядываясь, Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
Кинопоиск: 6.5 (127,5 тыс. оценок)
IMDb: 4.5 (28 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 52 % (500+ оценок)
Роттен Томатос, критики: 10 % (160 рецензий)
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 46 % (13 рецензий)