Как много в слове “слэшер” услышит ужасов фанат?..
Вот у меня, как видите, внезапно даже поэтическое настроение появилось. Потому что воспоминания от нового фильма некогда исключительно узкожанрового постановщика Элая Рота остались неожиданно тёплые, как свежепролитая кровь. Я первую половину фильма знатно веселился, а потом всё же канонический жанр возобладал, как протагонист над антагонистом.
И сегодня расскажу про “День благодарения” (Thanksgiving), премьера которого состоялась на кинофестивале Mórbido в Мексике 04 ноября 2023 года. А сегодня его можно посмотреть в отличном качестве благодаря цифровому релизу.
Сюжет (малость приукрашенный)
Город Плимут, что в славном штате Массачусетс, готовится к празднованию национального праздника Дня Благодарения, который здесь и зародился (это, кстати, правда).
Но неожиданно, как нож в руке Майкла Майерса, национальный праздник совпадает с народным праздником халявы, который в Америке больше известен под названием Чёрная Пятница.
И вот среднестатистические плимутцы, разгорячённые ожиданием дармовых товаров, с победными воплям уже штурмуют местный гипермаркет, словно ожившие мертвецы Винтерфелл. Беспощадно сминая при этом не только прилавки, но и друг друга.
В ходе этого весёлого мероприятия, которое в описаниях фильма называют скучным словом “давка”, несколько человек погибает насмерть, а другие получают травмы разной степени тяжести, от множественного перелома руки до шишки на лбу.
Однако жители этого городка – люди суровые, будто от Плимута до Челябинска рукой подать, и после жуткой трагедии целый год живут спокойно дальше. Но один из них к этому времени оказывается суровее других.
Он крадёт из музея раритетный топор, одевает костюм первого местного губернатора Джона Карвера (с маской, разумеется) и на годовщину трагедии в гипермаркете отправляется убивать виновных в случившемся.
Обязательная предыстория
История появления этого фильма широко известна в узких кругах киноманов, но за минувшие 16 лет могла немного подзабыться, поэтому её вспоминают практически все, кто писал про "День благодарения". Оригинальничать и опускать этот момент в своём обзоре не буду, но постараюсь чуток соригинальничать в изложении.
Началось всё в начале нулевых с желания тогда ещё популярного режиссёра Роберта Родригеса и его друга, уже тогда культового режиссёра Квентина Тарантино, создать проект, который бы вернул зрителей в обожаемый обоими период расцвета фильмов категории “Б”. И они его сделали, без стеснения назвав термином, который ещё в сороковых годах “приклеился” к кинотеатрам, в которых почти без остановки крутили малобюджетные фильмы низкого художественного качества, да и к самим фильмам тоже.
Экспериментальный и немало китчевый “Грайндхаус” дебютировал 26 марта 2007 года в Лос-Анджелесе и с оглушающим треском провалился в прокате, собрав 25,4 млн. $ при бюджете в 67.
Но всё недооценённое очарование этого фильма заключалось не только в трэш сюжетах двух самостоятельных картин, объединённых под одним названием, но и в скурпулёзно воссозданной стилизации – от эффектов плёнки до структуры, от эстетики до подачи всего трёхчасового материала.
Позже фильмы выпустили в повторный прокат по отдельности, как “Планету страха” и “Доказательство смерти”, убрав при этом все связи с "Грайндхаусом". И они снова провалились (заработав 10,6 и 30,2 млн. $ соответственно), да ещё лишившись значительной части контекста и стиля. Но самое интересное сейчас не это.
Будучи превосходной стилизацией, “Грайндхаус” содержал трейлеры к картинам, которые на тот момент не существовали. Родригес и Тарантино пригласили своих друзей, чтобы те сняли трейлеры, которые им бы хотелось снять.
И одним из анонсов был как раз “День благодарения” Элая Рота, которому удалось стать полным метром только 16 лет спустя, присоединившись к “Мачете” (2010) и “Бомжу с дробовиком” (2011) – они также анонсировались в своё время в “Грайндхаусе”.
Про сам фильм
Трейлер “Дня благодарения” задумывался как пародия на слэшеры – поджанр хоррора, пышно расцветший в Америке 80-х годов одновременно с золотым периодом грайндхауса. И трёхминутный ролик ловко объединял его характерные черты, приукрасив их изрядной долей чёрного юмора, да круто приправлял стилистикой.
Но полнометражная версия спустя полтора десятилетия неожиданно утратила визуальную стилизацию восьмидесятых и смотрится, как современное кино (которым фактически и является). От этого несколько теряется пародийный посыл, который всё же остался на уровне сюжета и подачи, но который слишком легко не заметить. И не зная всей предыстории, фильм может показаться обыкновенным слэшером, неловко подмигивающим культовой классике.
Но я-то знал, что смотрю, потому и веселился первую половину фильма, когда Рот и его соавтор Джефф Ренделл наиболее ярко демонстрировали на экране своё изощрённое чувство юмора. Пусть во второй половине его градус упал, уступив законам жанра, но в целом фильм это не портит.
Зато его портит пересъёмка, если верить “преданным фанатам” трейлера. Да, многие сцены Рот переснял – например, убийство человека в костюме индейки или убийство чирлидерши. Но думаю, не нужно пояснять причины замены сцен, снятых полтора десятка лет назад.
К тому же рейтинг R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого) у фильма остался. И он способен развлечь любителей жанра как гротескной расчленёнкой (например, располовиниванием мусорным баком), так и потоками бутафорской крови.
И итог
Критики оценили новый фильм Рота повыше, чем зрители, что нечасто случается с хоррорами. Но свой 15-миллионный бюджет “День благодарения” отбил и даже принёс прибыль, заставившую продюсеров объявить о разработке сиквела (заявлен на 2025 год).
Но сдаётся мне, что оценить фильм по всем достоинствам смогут только зрители, знакомые с историей его появления, да собственно любители слэшеров. Для иных он может показаться совсем не пародийной пародией и вообще полным трэшем.
Ирония и фокус в том, что всё так и есть. Главное – не воспринимать “День благодарения”, как серёзный хоррор, иначе он просто не будет работать.
- Кинопоиск: 6.1 (4,5 тыс. оценок)
- IMDb: 6,4 (29,7 тыс. оценок)
- Роттен Томатос, зрители: 79 % (500+ оценок)
- Роттен Томатос, критики: 83 % (144 рецензии)
- Метакритик: 63 из 100 (34 рецензии)