Встретилась задача на сайте «Гиперматика» в курсе алгебры 7-го класса.
На рисунке представлена кардиограмма. Определите среднюю частоту пульса, округлив ответ до целого числа ударов в минуту, если известно, что 1 секунде соответствует 5 больших клеток.
Частота пульса — это количество сердечных сокращений за одну минуту (ЧСС).
Признаться, меня немного удивило подобное задание, так как хотелось, чтобы привели описание того, что есть на графике. Как считать, если нет понимания, что означает кардиограмма?
Интернет в помощь, а также в помощь знакомые медики (работа с источниками, ага). Определила формулу подсчета: 60 : (R – R), где 60 с — число секунд в минуте; (R – R) — длительность интервала, выраженная в секундах.
С точки зрения математики тут на ноль делить надо ;) А с точки зрения медиков (R – R) — это длительность интервала между соответствующими пиками соседних сердечных циклов (на рисунке интервал отмечен красной линией), выраженная в секундах:
Теперь делаем подсчет: (R – R) на кардиограмме равно 18 маленьким клеткам. По условию 5 больших клеток соответствуют одной секунде, значит, 25 маленьких клеток соответствуют 1 секунде. Тогда 18 маленьких клеток соответствуют 18/25 = 0,72 секунды.
Подставляем в формулу, получаем частоту пульса: 60 / 0,72 = 83,(3). Округляя, находим среднее значение пульса: 83 удара в минуту.
А еще спрашивают, зачем математику учить надо? ;)
P. S. Вот жаль, что выкинула свою кардиограмму буквально на днях. Был бы повод подсчитать. Но, подозреваю, что не всё было бы так просто ;)
P. P. S. Подобную задачу встретила в ВПР 7-го класса по физике.