Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Что делать при буллинге в учебном учреждении

Реагирование на буллинг и неподобающее поведение в учебных коллективах для учителей, педагогов, классных руководителей, мастеров, кураторов, завучей, педагогов-социальных и психологов.

Содержание:

  • Патогенез буллинга;
  • Факты о буллинге;
  • Что делать учителю и педагогу;
  • Что делать классному руководителю, мастеру и куратору;
  • Что делать завучу;
  • Что делать педагогу социальному;
  • Что делать психологу;
  • Диагностика;
  • Тематика беседы с жертвой.

Патогенез

Причинами буллинга, оскорблений, обзывательств и гнабления в учебных коллективах являются жизненные условия учащихся и не верные, а также не своевременные воспитательные инициативы их законных представителей.

Первопричины самые разные и не имеют для нас с вами первостепенной необходимости. Я лишь в скользь обозначу эти моменты. Так, следствием подобного поведения может стать: самозащита, экзистенциальные страхи, высокая тревожность, компенсация плохих условий жизни, отклик на сожителей, обострённое чувство справедливости или борьба за власть.

К сожалению, в условиях нашей работы, коррекция подобных личностей для сохранности остальных учащихся ставится в приоритетное значение. Это наша с вами ответственность. Предупредить и пресечь можно только непосредственно на местах, формируя культуру взаимоуважения, сотрудничества и поддержки.

Да, это ещё одна наша не оценённая обязанность, воспитание которой должно было быть не за нами, но за которую мы несём ответственность.

Вы должны понимать, что оскорбления присутствуют в любых межличностных взаимодействиях, но, если человек не может самостоятельно дать отпор, окружающие видят возможность самоутвердиться за счет оскорбления других.

Учащиеся не способные самостоятельно конструктивно защитить себя, выбирающие стратегию избегания или эмоциональной экспрессии это непосредственная группа риска, соответственно и наша ответственность как взрослых позаботиться о них.

Такие дети всегда с низкой самооценкой, проблемами в семье, особенностями развития.

Ваше игнорирование проблемы может привести к тому, что учащиеся очень быстро решат, что проявление агрессии к детям нормально, тем самым вовлекая в порочный круг ещё больше и больше людей.

Если позволять подобное поведение, то дети будут стараться нападать на любого, кто отличается от их и принятых стандартов жизни. Они будут нападать на отличников и тихонь, на слишком ярких или слишком серых. Любая структура стремиться к стабилизации и коллектив закономерно пытает притянуть выделяющихся до своего уровня, вначале вежливо, но с каждым разом всё более агрессивнее и агрессивнее.

Несколько фактов

  • Руководящие позиции чаще всего достаются наиболее агрессивные из достойных. Тем самым часто староста может (пусть и из благих намерений) выступать ключевым узлом буллинга. Чаще всего являясь непосредственно буллером или же в меньшей степени потворствуя буллингу в молчаливом согласии.
  • Дети, проявляющие буллинг, сплетни, надменность по отношению к другим чаще всего пытаются повысить свою самооценку или сбросить напряжение за счет других людей. Важно на корню пресекать подобное поведение. Однако при этом понимать, что запугивание и угрозы сделают детей не вежливее, а осторожнее в своей агрессии. Они не знают альтернативных способов, как жить, по этому, нужно не только осуждать такое поведение, но и предлагать альтернативы.
  • Мотивация через наказание для детей с низкой самооценкой не эффективна и губительна. Вы сделаете только хуже для личности и учебного процесса, если будете уничижать таких людей, пытаться корить за их поведение, осуждать за невыполненные домашние задания или недостаточную подготовку. Хоть ваше поведение может быть обосновано тем, что вы хотите пристыдить ребенка за его недостаточную квалификацию, такие действия, направленные на учащихся с низкой самооценкой, наоборот принуждают их меньше учиться и терять мотивацию.
  • Уголовный кодекс РБ
    Статья 188 Клевета – максимальное наказание до 2 лет ограничения свободы.
    Статья 189 Оскорбление – максимальное наказание до 3 лет ограничения свободы.
    Административный кодекс РБ
    Статья 10.1 Насильственные действия (В том числе психологические) – максимальное наказание: общественные работы и штраф до 30 базовых величин.
    Статья 10.2 Оскорбление – максимальное наказание штраф до 200 базовых величин.
  • «Не культурное поведение» тех учащихся, что попадают в группу риска, является следствием большой душевной травмы и фрустрации, которую дети пытаются реализовать каждую секунду своего бытья. Одергивание таких детей в их поведении в таком случае малоэффективно и лучше направить их поведение в конструктивное русло (без явного выделения от остального коллектива).
  • Агрессии со стороны коллектива подвергаются и более слабые (за то, что они не дотягивают до уровня остальных и из-за этого им нужно уделять больше внимания) и более сильные (за то, что они в чём-то лучше остальных и это мозолит и злит окружающих, так как напоминает им об их несовершенстве).
  • Злые люди – не злые, они всего лишь обиженны из-за какой то, как они считают, несправедливости.
  • Проявление буллинга говорит о наличии осознанности, но недостаточной сформированности социальных навыков. Именно поэтому он так часто встречается у подростков. Те же дети, что так и не смогли освоить социальную коммуникацию до конца, переносят подобное поведение и во взрослую жизнь.

Что делать учителю и педагогу при буллинге

В личности педагога жизненно необходимо сохранение авторитета в глазах обучающихся. Авторитетную составляющую можно поддерживать следующими способами:

  • Указывайте на факты вашего превосходства над ними. Хвастайтесь учащимся вашими заслугами, наградами и достижениями;
  • Не когда не допускайте нарушения субординации в вашем присутствии;
  • Проявляйте эмпатию;
  • Всегда разъясняйте свою мотивацию;
  • Дослушивайте учащихся до конца;
  • Будьте непреклонным в своем окончательном решении;
  • Указывайте на факты объединяющих их с вами;
  • Не позволяйте себе экспрессии и выпадов в дискуссиях;
  • Не будьте сами буллером;
  • Занимайте нейтральную позицию или выражайте личное мнение, но не становитесь на чью бы то ни было сторону. Важно понимать, что зачастую буллинг – это обоснованные претензии коллектива, которые после цивилизованных попыток неэтично выражает самый инициативный из них. А значит занимая чью-то сторону, вы отделяетесь от противоположной.

Поддержание данного перфоманса критически важно для предотвращения деструктивного поведение учащихся и купирования особенностей их личностей.

Вы как педагог можете предотвратить и предупредить проявления морального давления и осуждения в учебных коллективах:

  • Пресекайте попытки шуток и насмешек со стороны учащихся;
  • Важно не только запретить над кем-то смеяться, но и объяснить, почему эта шутка не правильная и возможно вообще не уместная. Так как если вы не сделаете этого, то шутки продолжаться на перемене;
  • Если причины негативного поведения к учащемуся обоснованы его проступком, важно не только пресечь буллинг, но и предложить более безопасные способы высказать одногруппнику о его проступке;
  • Дети, подвергающиеся буллингу охотнее готовы вынести шутки над собой, чем прекращение общения. На ответственности педагогов закрепляется обязанность поддерживать таких детей в группе и принуждать их к общению с остальными участниками группы;
  • Указывайте на общие связующие факты между участниками конфликта;
  • Регулярно меняйте рассадку учащихся во время занятий или практических и самостоятельных работ;
  • Учите детей просить о помощи. Просить помощь не стыдно. Ребёнок должен помнить, что вы поможете ему независимо от ситуации;
  • Как и приучение кошек к лотку, тут важна скорость реагирования. Чем быстрее вы пресечёте поведение, тем крепче образуются причинно-следственные связи.

Что делать классному руководителю, мастеру и куратору при буллинге

Куратору учебной группы, важно понимать, что от реализации внутренних потребностей детей выигрываете и вы и учебный коллектив. Если в группе есть взаимопонимание, если учащиеся толерантны друг к другу, если не поддерживаются сплетни и конфликты, то происходит меньше правонарушений, депрессий, ликвидируется неуспеваемость за счет взаимовыручки.

Вы как куратор можете сделать многое, чтобы купировать возможное развитие буллинга в группах:

  • Играйте в крокодила в мини группах, объединяя учащихся по признаку межличностной конфронтации;
  • Устраивайте тематические мероприятия по тематике: «Покажи и расскажи»;
  • Играйте в игры в тематике: «Мафия», «Бункер»;
  • И слабых и агрессивных детей нужно привлекать к деятельности. При этом следует избегать поручать агрессивным детям руководящие посты. И наоборот следует активнее вовлекать в управление, где это возможно, детей более слабой натуры;
  • Настойчиво рекомендуйте детям группы риска и их родителям занятия спортом или тренажёрный зал. Это повысит их физические данные, поможет в самореализации, а следственно и разовьёт уверенность в себе, так как они начнут осознавать, что способны дать отпор и их мир не ограничен этим коллективом, а значит можно не боятся конфронтации с ними. Спорт лучше выбирать индивидуальный, в котором отсутствует командная составляющая или конкуренция (плавание, скалолазание, гольф, танцы, скейтборд, конный спорт, фигурное катание и тд)
  • Организовывайте внеурочный групповой досуг (кино, театр, каток, батуты, парк, шашлыки и тд).
  • Разговор с родителя скорее всего не принесёт ожидаемых результатов, так как поведение детей – следствие поведения родителей. Поэтому даже временное улучшение ситуации всё равно оставляет ребёнка в той среде, где он научился так себя вести. С другой стороны, нельзя не заметить, что разговаривать с родителями нужно, так как в редких случаях это полностью исправляет ситуацию. Мне видеться это из-за то, что случается слишком много шума из-за чего в детскую как бы шутку вовлекается слишком много не оценивших юмора взрослых, а значит подобное поведение становится не просто рискованным, а не безопасным.

    Встречайтесь с родителями буллеров на нейтральной территории в присутствии администрации, детей не стоит приглашать на первую встречу. Да, встреч с родителями должно быть несколько;
  • Не этично! Но! Иногда вместо того, чтобы строить платины от затопления, лучше направить реку в другую сторону. Коллективный буллинг – это инстинктивное проявление механизма психики «свой-чужой». Да, людям это свойственно и за частую им не нужны даже аргументы, просто повод. Да и желание сплетничать и подогревать постоянно снижающийся градус межличностных отношений зачастую обыденность в нашем менталитете. Не даром так много пар жалуются на пристрастие к эмоциональным качелям. Тем самым, вытекает способ, который скорее выглядит как не тушение пожара, а как перенос углей в мангал соседа. Вы можете создать врага и тему для сплетен самолично, тем самым подыграв их инстинктам и выбрав безопасный водоток, освободив жертву от нападок и даже более того, сплотив жертву с коллективом.

Что делать завучу при буллинге

Завуч – это самый компетентный человек в коллективе, который к тому же имеет право раздавать приказы.

В самом разрешения буллинга завуч вправе организовать педагогический совет (совещание, встречу), куда будут или не будут приглашены родители, для выработки единой стратегии реагирования.

У завуча в этой ситуации всего две обязанности – это быть громоотводом, тем самым предупредив и разрешив любой потенциальный скандал и самой важной и целевой фигурой устрашения для разрешения спора на местном уровне.

В качестве профилактических мер завучу необходимо прописывать в плане воспитательной работы учреждения мероприятия направленные на сплочение контингента (концерты, ярмарки, тематические дни, фестивали и тд.), здесь важно не переборщить с мероприятиями, не превратив всё в бесконечный конвейер, к чему, к сожалению, есть тенденция на законодательном уровне.

Необходимы приглашенные гости в рамках бесед на снижение агрессивных и враждебных реакций, развитию толерантности и эмпатии (Люди преклонного возраста, инвалиды, представители спорных профессий и тд.), здесь важно не затянуть встречу, так как пол часа слушателям будет интересен спикер, а вот дальше, процент спящих или сидящих в телефонах начнёт стремительно расти.

Так же в компетенции завуча перевод ребёнка в другой коллектив. Не откидывайте возможность перевести ребёнка. Это крайняя, но иногда необходимая мера для разрешения ситуации, защиты и обеспечения комфортных условий.

Важной помощью психологу в будет прописать не только в учебном плане, но и непосредственно в расписании, несколько занятий с учащимися, что последние в свою очередь, были формально обязаны присутствовать на занятии.

В школах пробуют развивать школьные службы медиации, в которых функционируют психологи, учителя и учащиеся и на мой взгляд это спорный орган, особенно для решения конфликтов, так как как споры были всегда и всегда пробовали решаться, но выделение их в отдельную зону скорее вредит, так как либо отчуждают проблему от процесса, либо превращает разрешение в модные тенденции, к которыми заваливают службу от её основных обязанностей. На самом деле есть эта служба или нету, завуч так или иначе выступает главным медиатором.

Что делать педагогу социальному при буллинге

Социальный педагог вправе взять у буллера объяснительную, как метод устрашающего педвоздействия. Надо признать, что это рабочий метод, правда до того момента, пока учащийся не поймёт, что это формальное бумагомарание, не имеющее последствий.

Социальный педагог вправе пригласить на беседу милиционера. Это вполне законный метод, так как инспектор по делам несовершеннолетних и так обязан выделять своё (не резиновое) время на посещение учебных учреждений и подобных бесед. Это довольно эффективный способ на первых парах, при условии, что учащийся недостаточно наглый, чтобы подумать, что ему угрожают.

Ооо, страшны те люди, что понимают, что учебное учреждение лишь театр теней, в котором социальный педагог самый искусный кукловод.

Что делать психологу при буллинге

Головная боль психолога – это ответственность, за то, что ты не контролируешь. Невозможно уследить за всем контингентом в каждый момент времени, невозможно заставить человека отказаться от своего поведение, которое он воспитывал годами, за пару бесед.

Что может психолог в ситуации самого процесса буллинга? Когда учитель не хочет или не может уследить за поведением? Уже в моменте эффективнее всего разговор по душам с нотками заботы и запугивания с самим буллером и утешение с наставление жертвы. Мало, да. Простите меня кураторы, но разговаривать с буллером гораздо уместнее делать вам или педагогу социальному, если вы хотите обострить момент.

Главной причиной этому, во-первых, относительная банальность тех слов что можно сказать учащемуся, во-вторых, с куратором у ребёнка установлены более крепкие психоэмоциональные связи, в-третьих, вы лучше знаете ребёнка и родителей, что не позволит вводить вас в заблуждения, а они будут, ведь мало кто честно признается, что я или мой ребёнок просто хотел поиздеваться, ведь это даже звучит странно и социопатично. Да и у куратора меньше шансов, что ребёнок, а в последствии и его родитель, как-то не так поймут его слава и извратят их для своей защиты.

Задачей психолога я вижу просвещение и профилактику всех участников процесса, и коррекцию личности активных участников самого буллинга.

Для просвещения можно дополнить материал выше объяснением о ролях в буллинге. О том, что чувство раздражения и агрессии нормально, но ненормально обижать других. О том, что буллер скорее всего нуждается в помощи, с указанием людей и организаций куда он может обратиться.

Профилактикой могут выступать лекции, тренинги, круглые столы, диспуты, семинары, приглашённые гости и всё что угодно на тематику:

  • Совладение с агрессией;
  • Снижение тревожности;
  • Улучшение межличностных и межгрупповых отношений;
  • Формирование навыков разрешения конфликтов;
  • Развитие толерантности и эмпатии.

Коррекция в этом вопросе нужна и жертве и буллеру. К сожалению, реальность такова, что скорее всего буллер не будет видеть в ситуации проблемы и заниматься с вами откажется. Это и логично, он нашёл своё утешение, а вы туда с сапогами. Как компромисс вы можете устроить обсуждение со всеми участниками учебной группы, но тут важно быть морально готовым к лавине претензий и заранее подготовить ответы для учащегося, выступающего в роли жертвы.

В коррекционной работе вы используете всё те же тематики, что и для профилактики, плюс проводите около терапевтическую работу, стараясь выяснить истоки произрастания стимулирующего на конфликт поведения и стараясь изменить нарратив учащегося. Именно стараясь, так как психолог знает те же 32 буквы, что и все и если бы вы по щелчку пальцев могли менять характеры людей, то вся жизнь была бы кардинально другой.

Помните, что хоть руководство и контролирующие органы сетуют на тренинги как панацею, для охвата сразу кучи детей, нуждающихся в помощи, зачастую эффект тренингов, если учащийся вообще позволил этому эффекту быть, составляет от одного до трёх месяцев, далее личность, под влияние мира и процесса забывания, восстанавливается к своим прежним повадкам.

Диагностики буллинга

Ниже приведены тестовые материалы, используемые для выявления и уточнения ситуации буллинга. Хотя тестов по буллингу можно найти в достаточном объёме, я призываю вас ознакомиться с ними перед тем, как давать учащимся, так как большинство из них составлены из наивных и чересчур банально прямых вопросов. Диагностика – это ценное время, которого нет не у учащегося, не у психолога. Подбирайте тесты с умом, так как скорее всего вторая попытка пройдёт у вас со скрипом, а она вам была бы полезна, чтобы увидеть динамику. По это причине не стоит выбирать и слишком объёмные тесты, хоть они и информативны, скорее всего примерно после середины испытуемый либо забросит прохождение, либо начнёт не вдаваться в вопросы, а то и вообще отвечать не глядя.

  • «Опросник риска буллинга» (ОРБ) А.А. Бочавер [48 вопросов] – этот тест уместен как в групповом формате, так и индивидуальном. Демонстрирует субъективное мнение о ситуации в коллективе и конструктивен для понимания межличностной атмосферы. Исследуются параметры: небезопасность, благополучие, разобщенность, равноправие.
  • «Выявление буллинг-структуры» [25 вопросов] – это групповой тест, который проводиться для коллективов с целью установления социальных ролей. Уместно оглашать и интерпретировать результаты коллективу, в качестве метода профилактики буллинга и смены ролей путём повышения осознанности учащихся.
  • «Шкала субъективного остракизма» (ШСО-ПМ) [14 вопросов] – это, индивидуальный тест демонстрирует приблизительную интерпретацию событий жертвой и его внутренние согласие с этой ролью. Исследуется тема гонения, неприятия, отвержения, презрения со стороны окружающего общества. Тест уместно давать и буллеру и его жертве.
  • «Социометрия» [1-3 вопроса]– групповой тест, взятый практически за каноничную необходимость в работе психолога. На мой взгляд тест за частую не выполняет своей функции и не обоснован по трудозатратам, но имеет место быть и его результативность для выделения людей, потенциально нуждающихся в помощи. Но поддержка их это физически не выполнимое обязательство перед психологом, так как потенциальные изгои будут набираться практически каждый раз, когда бы вы не провели диагностику и что бы вы не делали, так как это заложено самим исследованием. Результаты исследования уместнее передать руководителю учащихся, для последующей коррекции самим руководителем. А психологу включаться в работу при явных и преобладающих признаках отторжения коллективов одного из своих.

    Я.Л. Коломинский критиковал данный способ следующим образом: "Социометрия в ее некритическом использовании и служит исследованию не образования и сплочения коллектива, а анализу расслоения, разрушения коллектива. Результатом методологической дезориентации ученых и практиков в этом случае является поворот от изучения и использования закономерностей сплочения, консолидации, идейного психологического единства к непомерной гипертрофии фактов и способов расщепления коллектива, поисками лидеров и отвергаемых."

Дополнительно можно провести одну из диагностик на копинг-стратегии для жертвы и диагностики девиантности для буллера. Наиболее уместными, для раскрытия проблемы конфликта, вижу эти тесты:

Копинг-стратегии:

  • «Способы совладающего поведения» (WCQ) Р. Лазарус [50 вопросов];
  • «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) [54 вопроса];
  • «Индикатор копинг-стратегий» (CSI) [33 вопроса];

Девиантное поведение:

  • «Опросник враждебности Басса-Дарки» (BDHI) [75 вопросов];
  • «Личностная агрессивность и конфликтность» [80 вопросов];
  • Первичная диагностика и выявление детей «группы риска» [74 вопросов];
  • «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) [108 вопросов];
  • «Уровень легитимизированной агрессии» (ЛА-44) [44 вопроса].

Тематика беседы с жертвой буллинга

  • Как проявляются нападки на тебя? Как долго? Из-за чего?
  • Кто из коллектива заступался за тебя?
  • Ты не виноват в ситуации буллинга;
  • Как ты относишься к этой ситуации? Представляет ли она для тебя опасность?
  • Не оставайся на едине с тем, кто тебя обижает. Находись по возможности как можно дольше в группе других людей;
  • Я ценю тебя за то какой ты есть. Не акцентируйся на этом конфликте, многим ты нравишься;
  • Не пытайся подружиться со всеми, это невозможно. Всем люб не будешь. В мире просто будут встречаться люди, которым ты не когда не понравишься. И ты не сделаешь для этого не чего плохого;
  • Не молчи, когда на тебя нападают. Сказать даже что-то не уместное всегда лучше, чем просто промолчать;
  • Используй юмор что бы отвечать на нападки при помощи шуток и мемов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез;
  • За что над тобой издеваются? Я могу помочь понять их претензии и как поступить дальше.

И помните, что только регулярный контроль за поведением учащихся и оперативное вмешательство способно поддерживать положительные взаимоотношения.

Автор: Александр Витальевич Квасов
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru