РПП (расстройство пищевого поведения) можно рассматривать в двух направлениях: как переедание/заедание/объедание и как отказ от еды.
В первом случае можно предположить, что есть тревога недифференцированного характера. Т.е. невнятная, смутная, тягучая тревога, происхождение которой непонятно и не поддается дифференциации которая самим человеком, страдающим от РПП.
С т.з. прерывания цикла контакта этот вид РПП можно определить как ретрофлексию - разворот энергии внутрь себя. А вот какой энергии - это вопрос другой. Т.е. какая эмоция, которая должна была быть развернута вовне и на кого-то - вопрос сложный. Поскольку страдающий от РПП обычно не имеет навыка различения эмоций. Также человек не умеет и не может дифференцировать характер тревоги.
Что делает психотерапевт в работе с таким клиентом: берет на себя функцию контейнирования недифференцированной тревоги клиента, затем дозированно эту энергию пробует с клиентом разбирать, выделяя фигуру. В этом месте клиент обычно реагирует сопротивлением, и на все попытки терапевта разобраться реагирует раздражением и отрицанием гипотез, которые терапевт выдает. На этой стадии перед терапевтом стоит задача удерживаться в своих гипотезах, сохраняя устойчивость перед попытками клиента "выбить из-под терапевта стул".
Чувствительность к недифференцированной тревоге клиента на этом этапе может принять для терапевта соматический характер. И то, что захочется сделать терапевту - это перестать чувствовать, вытеснив переживание. Здесь важно оставаться на границе контакта с клиентом, не уйдя в компульсивное отыгрывание.
Фрачесетти говорит о предгештальтах в опыте таких клиентов (с ОКР), когда неопределенность и непредсказуемость, переживаемая ребенком достигает колоссального уровня, такого, который ребенок не способен удерживать. И способ адаптироваться к такой неопределенности ребенок выбирает как слишком рано сформировать гештальт, т.е. слишком рано сформировать выводы, образы, причинно-следственные связи, идеи.
Если вспомнить о теории появления неврозов, описанной Перлзом, то появление невроза кроется в излишне раннем формировании гештальта, слишком быстром проскакивании этапов развития.
Удерживание в невыносимом (или маловыносимом) переживании могло бы быть основной стратегией работы с человеком с РПП, если бы было возможно. Само соскальзывание в попытки слишком рано формировать гештальты я бы поместила в фокус исследования терапевтом. А точнее феноменологию соскальзывания.
Автор: Ольга Лория
Психолог, Гештальт- терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru