Вот такой вопрос возник у меня вчера, когда я написал статью про поезда с Ленинградского вокзала. А вот не было! Там вообще в Великом Новгороде было всё как-то тоскливо в 1961-м. Я, конечно, понимаю, что можно было добраться до Чудово, а там как-нибудь. Но там вообще-то под 75 км. Конечно, Великий Новгород в начале 60-х гг. - это не ах какой город по численности населения. Всего-то около 60 тыс. чел. там и проживало.
Но тут же дело не только в численности населения, а в том, какую роль играл этот город на разных этапах нашей истории. И это всё-таки по-настоящему туристический центр. Как же так могло получиться, что не было поездов из Москвы?
Давайте посмотрим, а что там вообще было в 1961 году. Так сказать забежим немного вперед, пока мы не дошли до самого Новгорода. оказывается было там пассажирское сообщение сразу по нескольким веткам. И в этом смысле тем более кажется странным, что не было поезда из Москвы.
Утро на новгородском вокзале начиналось с прибытия поезда со станции Боровичи. Это было в 07:30 утра. Кстати, а кто-нибудь видел прекрасный вокзал этой станции? Шедевр деревянного зодчества. Я такие вещи очень люблю:
А вот с другой стороны:
Причем, если я правильно помню, то там сразу же тупик за вокзалом. Есть вот такая фотография этого места:
Далее было отправление поезда № 658 на Лугу в 07:37. В 10:00 он окажется на станции Батецкая, а в 12:00 - в Луге. Итого на весь маршрут 4 часа 23 минуты. А там всего лишь 96 км. То есть это чуть быстрее, чем 20 км/ч. Скорость не поражает, конечно. Но он там на станции Батецкая стоял 29 минут.
На Батецкой здание вокзала уже более классическое:
Назад поезд № 657 доходил чуть быстрее - за 4 часа 10 минут, прибывая в Новгород вечером в 20:30.
Утром же через 28 минут после отправления поезда на Лугу в 08:05 в Новгород прибывал поезд № 89/90 со станции Бологое. И вот тут прямо ужас! Знаете сколько он был в пути через Валдай, Старую Руссу и Дно? 15 часов 13 минут! Что он там делал?! Там, конечно, крюк приличный через Дно и Батецкую. Людей как будто хотели познакомить с красотами северо-запада. Но не 15 же часов!
Назад еще дольше - 15 часов 30 минут. Поезд отправлялся из Новгорода в 21:45, а в Бологое прибывал в 13:16. Но, видимо, это и был вариант для того, чтобы добраться в Москву. Уж лучше реально на чем-то до Чудово, а оттуда на каком-нибудь ленинградском поезде. Жестоко обошлись с новгородцами, конечно.
Причем там все поезда были какие-то очень не быстрые. Знаете сколько следовал поезд № 79/80 сообщением Новгород-Боровичи до Чудово? 2 часа 35 минут. Напомню расстояние - 74 км. Да, у него при этом было 6 остановок на этом пути. Поезд на Боровичи, кстати, уходил в 23:52. Время в пути у него было 7 часов 58 минут.
Ну и, конечно, был поезд Ленинград-Новгород. № 85 / 86. Из Новгорода в город на Неве он отправлялся 01:10, а в Ленинград прибывал в 06:25. На Витебский вокзал, кстати. Следовал через Новолисино, Павловск и Детское село. Я еще помню, как в Санкт-Петербурге станция называлась именно Детское село. А сейчас только платформа Детскосельская. ну а станция в Пушкине всё-таки Царское село.
Назад из Ленинграда поезд уходил в 17:45 и в 23:03 он прибывал в Новгород. Время в пути более 5 часов. В наши дни тоже есть электрички с Витебского вокзала. Время в пути 4 часа 01 минута и 4 часа 57 минут. А вот поезда - от 2 часов 27 минут до 3 часов 14 минут.
Вот так грустно было всё для жителей Великого Новгорода в 1961 году. И это реально удивительно, конечно.
Спасибо, что следите за этим блоком на канале! До встречи!