Найти в Дзене
Про жизнь

Взгляд на Давида и Вирсавию

Шёл 2014-й год. Проезжая в автобусе вместе с другими паломниками по израильским равнинам в сторону Красного моря, в пути, я часто думал о странном светловолосом мальчике, который где-то в этих краях пас стадо овец и не догадывался о своей великой судьбе. Из всех героев ветхозаветных повествований о древней Иудее я любил Давида больше всех за искренность, душевность, глубокую религиозность! Жил этот Божий человек в очень непростое время! Читал я в «Ветхом Завете» про ужасы тогдашнего противостояния разных племен и народов, про вынужденную жестокость Давида, когда он стал правителем, читал и удивлялся суровости тогдашних нравов! И всё же мне по душе был этот удивительный человек. Обладая непривычной для того времени человечностью, Давид сильно выделялся на фоне современников – верных слуг своих пороков. Но не давала мне покоя история встречи царя с замужней женщиной Вирсавией. Да, царь потерял голову от любви, хотя, кажется, не было никаких причин, чтобы её «терять». Могущественный прави
На илл.: кадр из фильма "Давид и Вирсавия" (1951, США). Давид - Грегори Пек, Вирсавия - Сьюзен Хэйворд.
На илл.: кадр из фильма "Давид и Вирсавия" (1951, США). Давид - Грегори Пек, Вирсавия - Сьюзен Хэйворд.

Шёл 2014-й год. Проезжая в автобусе вместе с другими паломниками по израильским равнинам в сторону Красного моря, в пути, я часто думал о странном светловолосом мальчике, который где-то в этих краях пас стадо овец и не догадывался о своей великой судьбе. Из всех героев ветхозаветных повествований о древней Иудее я любил Давида больше всех за искренность, душевность, глубокую религиозность! Жил этот Божий человек в очень непростое время! Читал я в «Ветхом Завете» про ужасы тогдашнего противостояния разных племен и народов, про вынужденную жестокость Давида, когда он стал правителем, читал и удивлялся суровости тогдашних нравов!

И всё же мне по душе был этот удивительный человек. Обладая непривычной для того времени человечностью, Давид сильно выделялся на фоне современников – верных слуг своих пороков. Но не давала мне покоя история встречи царя с замужней женщиной Вирсавией. Да, царь потерял голову от любви, хотя, кажется, не было никаких причин, чтобы её «терять». Могущественный правитель мог собрать со всего своего царства и взять в жёны множество очень молодых, невинных девушек, которые отличались примерным поведением и ждать появления на свет достойного наследника.

Как известно из «Ветхого завета», став властителем иудейского государства, царь Давид приказал привести ему еще несколько новых жен. В общем сложности они родили Давиду двенадцать детей. (Их имена названы во главе «Паралипоменон».) Но самый необычный из них по имени Соломон, будущий великий мудрец и правитель, строитель первого храма в Иерусалиме, рождается на свет в результате сложной комбинации обстоятельств и греховных страстей.

Чтобы завладеть чужой супругой, правитель Давид специально направил её мужа – одного из своих военачальников по имени Урий на верную смерть в самое опасное место боев, и тот погиб. Может, это всесильные Небеса внушали царю, что дело в особых качествах личности его новой возлюбленной. Поведение Вирсавии было зашифрованным посланием Давиду о любви, которой хотел сам Создатель. Вирсавия не так ходила, не так улыбалась, как сотни многочисленных любовниц Давида, которых для него тщательно выбирали дворцовые знатоки. И каждое движение новой возлюбленной отзывалось волнением в сердце великого царя.

Во время недавнего паломничества по Святой Земле, оказавшись вместе с нашей группой возле башни Давида, я спрашивал нашего гида:

– Михаил Николаевич, может, вы знаете, где была эта роковая для царя баня?

Наш гид задумчиво ответил:

– Точно сказать не могу. Царя трудно было удивить внешними данными. Здесь была какая-то тайна из области физиологии или еще чего-то. Это явление очень сложно для понимания.

Я до сих пор не могу забыть один из лучших кадров о любви из фильма «Ликвидация». Там перед стиркой героиня прижимает к лицу рубашку своего возлюбленного, с наслаждением вдыхая запах пота любимого мужчины. Это приметы настоящей любви. Здесь даже запахи, да и другие приметы – это особые знаки, которые посылает некая неземная сваха.

Царь впоследствии горько сожалел об том, что разрушил семью Вирсавии. Стон души, мучения совести он воплотил в проникновенный псалом, который значится в сборнике псалмов под номером 50.

Потомки читали Псалтырь, сочувствовали автору псалма, но некоторые из них недоумевали: почему встретились два грешных человека – Давид и Вирсавия, и стали счастливыми родителями мудрейшего царя Соломона? Ответ дан в другом ветхозаветном тексте, где сказано, что Господь послал к новорождённому мальчику пророка Нафана, который огласил его имя Иедиа, что значит «Возлюбленный Богом».

Ничего не приходит на ум, кроме одной мысли: значит, такого гения, как Соломон, на Небесах решено было создать именно таким образом. И поэтому Бог простил родителей-прелюбодеев, дал им впоследствии еще много радостей и благ.

Нам, земным людям, знающим только результат Божьего замысла, и вовсе не пристало осуждать Давида и Вирсавию. Осуждая, мы впадаем в заблуждение героя древней «Книги Иова», который высказал Богу своё мнение о том, что мир управляется неправильно. И получил закономерный ответ: где был ты, когда я основал землю? Научи, если обладаешь ведением! Кто положил меру ей, когда знаешь…

Иов подумал над вопросом Создателя мира и успокоился, стал верой и правдой служить ему.

Святитель Григорий Богослов считал, что существует три типа религиозно-нравственной жизни. Носителей этих типов он назвал: рабы, наёмники и сыновья. Раб боится побоев, наёмник одно имеет в виду: что-то получить. «Если стоишь выше раба и наёмника… стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить – угодить Отцу само по себе награда».

Так думал и поступал Давид – верный сын Божий. Оставил бы его Отец Небесный пастухом овец, Давид был бы рад и такому дару Отца. При этом, как сын Его, по сыновьи любил, и постоянно отца благодарил за то, что дал возможность видеть солнце, радоваться кувшину холодной воды в жару и куску горячего хлеба.

Пример такой неприхотливой жизни нам сейчас показывают бедуины. В пути следования автобуса с паломниками по Святой земле нам встречались небольшие посёлки, где они жили. Вместо домов у бедуинов были сооружены навесы на столбах… без стен. А под навесами – всё необходимое для семьи. Остаётся гадать: как можно существовать в таком «жилище» в зимний период?

Так же когда-то и пастух по имени Давид вставал с восходом солнца и шёл пасти овец, принимая с благодарностью всё, что дал ему любящий его Бог! В своё время, если бы он волею судьбы остался здесь жить, была бы у пастуха единственная супруга – верный помощник во всём. Жена пастуха казалась бы ему слаще всех многочисленных наложниц, которых он много лет спустя познал в царском дворце. Любимая женщина, единственная в своём роде, была бы праздником души и тела простого пастуха! Он бы жил в ней, своей возлюбленной, и она жила в нём. В него как бы добавилась еще целая половина любящего существа, и они стали единым живым созданием. (Я беру смелость так утверждать, прожив со своей женой 51 год. Царствие ей Небесное!)

Продолжение здесь

Автор: Скрипко В. Источник: журнал Suzhdenia