Найти тему
Лариса Чебатуркина

Мир, где можно потеряться и одновременно найти самого себя

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Речь, конечно же, пойдёт о мире художественной литературы.

Читателя всегда вдохновляли мысли писателей, оформленные в виде цитат и афоризмов. Они как путеводные маячки в мире реальной жизни.

Но на одну и ту же проблему разные авторы и смотрят по-разному. Да что там разные люди. Даже у одного и того же автора можно увидеть разные точки зрения на одну и туже проблему. Михаил Зощенко, желая утешить Маршака в тяжёлые для него времена, сказал однажды:

«В хороших условиях люди хороши, в плохих – плохи, а в ужасных – ужасны» (Е.Л. Шварц, «Из дневников», 1942 – 1955 гг.)

Михаил Зощенко. Фото из свободного доступа
Михаил Зощенко. Фото из свободного доступа

Так что, безоговорочно принимать ту или иную цитату на веру - не стоит. Мы ведь не знаем, в каких именно условиях родилась у писателя та или иная мысль 😊

Цитаты, я думаю, можно использовать только в качестве аргумента к СВОИМ СОБСТВЕННЫМ мыслям. (Например: «Вот и такой-то думал так же»)

Иначе можно потеряться в этом чудесном мире вымысла, мудрости и фантазий.

К примеру, Ф.М. Достоевский утверждал, что порядочность

«заключается в искренности и честности. Всякая эмоция искренна, если она непроизвольна»

То есть, великий гуманист и психолог уверен : важно говорить и действовать с искренностью, открытостью и прямотой. Кто-то согласится, а кто-то не будет спорить в целом с мыслью Достоевского, но предостережёт от излишней открытости, сославшись на слова Паскаля Брюкнера:

«Страдай молча: сдержанность — это современная форма достоинства» («Горькая луна»)

И всё-таки человеческая жизнь – это огромный океан, где мир литературы – спасительный архипелаг.

Каждый автор, каждое произведение это остров надежды найти ответы на волнующие тебя проблемы. Ты ищешь эти ответы, читаешь, споришь… А иногда, вдруг найдя ответ, останавливаешься в изумлении : как точно оформлена мысль, которая волновала тебя. Ты запоминаешь автора, следишь, как эта мысль развивается в других его произведениях, и решаешь – твой или не твой этот автор. Отныне ты сверяешь себя, как по камертону, по этому писателю.

Для меня таким камертоном является Лев Николаевич Толстой, который через своих героев Безухова, Болконского, Левина, Нехлюдова, Оленина делится с нами своими взглядами на мир.

Лев Толстой периода сотрудничества с журналом "Современник". Фото из свободного доступа.
Лев Толстой периода сотрудничества с журналом "Современник". Фото из свободного доступа.

Вот Нехлюдов («Воскресенье») рассуждает об общении.

«Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним».
«Без любви можно обращаться только с вещами: без любви можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчелами без осторожности. Свойство пчел таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. То же с людьми.»
«Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком ... так же, как бываешь недоволен собой. Собой бываешь недоволен только так ... недоволен своим поступком, но не своей душой. Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить».
«Не чувствуешь любви к людям, сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. Только позволь себе обращаться с людьми без любви, и не успеешь оглянуться, как станешь не человеком, а зверем, и людям повредишь и себя замучаешь.»
«Ведь вы не затем живете, чтобы понять нелепость жизни, осудить ее, посердиться и умереть. Не может этого быть. Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите»

Лев Толстой – благородный, живой, простой человек и пишет он просто и ясно, потому что уверился ещё с молодых лет, когда спорил в редакции журнала «Современник» с другими молодыми талантливыми нашими русскими писателями, что КНИГА – это учебник жизни. Поэтому писать он стал просто и ясно, создавая в своих книгах мир, несколько книжный, но чистый и благородный. И мы любим теперь его и «весь его дом» (литературных последователей и учеников) за это доверие к нам, своим читателям, за веру в нас и в то, что прочтя их книги мы тоже будем стараться стать «вполне хорошими». Другими словами - найдём самих себя.