Не для шапок, а для науки и красоты – новый проект «Сибирского.Новостного» об эндемиках и их уникальных особенностях
На «Сибирском.Новостном» стартует новый проект. И посвящён он будет нашим эндемикам – растениям и животным, которые предпочли суровые условия Сибири всем остальным. Мы постараемся отыскать не только общеизвестные факты, но и неизвестные подробности, напрямую или косвенно связанные с «героями» будущих материалов. А откроет серию публикаций об уникальных представителях флоры и фауны Сибири нерпа – единственное млекопитающее, обитающее в озере Байкал.
Байкальская нерпа, популяция которой в последние годы несколько увеличилась и сейчас насчитывает около 100 тысяч особей, по-прежнему значится как вид «близкий к исчезновению» в Красном списке Международного союза охраны животных. Охота на нерпу запрещена, исключение делается лишь для коренных малочисленных народов «в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности».
К этому вопросу мы ещё вернёмся, а пока познакомим вас с творчеством тех самых народов, которые сотни лет обитают на берегах Байкала. Как известно, их представители всегда были склонны одушевлять не только животных – темпераментом и чертами характера наделялись деревья, реки, скалы. А человек, тем временем, сосуществовал с природой в гармонии, легко объясняя происходящее вокруг. Так мы и узнали, откуда взялись на Байкале нерпы.
Легенда о нерпах
Легенда, которую вы, возможно, слышали, рассказывает о двух шаманках – Айсухан и Хусыхэн. Они не могли иметь детей и хитростью забрали трёх отпрысков Байкала. Однако дети закричали: «Возьмите нас, мать Молочное море и отец Недоступные горы!». Родители откликнулась на зов, подняв высокие волны над головой шаманок. Пока те стояли испуганные, один мальчик обратился в чёрную белку и скрылся в горных уступах, а другой не сумел сбежать. Третьей была маленькая девочка, которая стала нерпой и двинулась в сторону озера. На прощание она сказала брату, оставшемуся в руках похитительниц: «Мне суждено стать нерпой, а тебе – жить среди людей. Так пусть тебя впредь зовут Эхирит, «найденный в воде». Помни про меня, угощай порой сметаной и молоком». Затем она соскользнула в воду и с тех самых пор местные жители, прежде чем отправиться на промысел, совершают ритуальное окропление Байкала молоком.
Но это лишь легенда, переходим к научному объяснению возникновения популяции байкальских нерп.
Как в Байкале появились нерпы
Байкальская нерпа – это один из видов тюленей. Ещё три таких (обыкновенный, гренландский, и арктический кольчатый) обитают в Северном Ледовитом океане. Именно оттуда тюлени проникли в озеро Байкал через систему рек Енисей-Ангара – такую теорию выдвинул выдающийся исследователь Сибири Иван Дементьевич Черский (1845–1892). Произошло это, по его мнению, пару миллионов лет назад. А спровоцировать миграцию мог наступающий с севера ледник. Кстати, в это же время в уникальное пресноводное озеро Сибири благополучно «просочился» ещё один эндемик – байкальский омуль. Но есть и другая версия: нерпы, полагают исследователи, могли добраться до Байкала по Лене, которая в своём геологическом прошлом из озера и брала своё начало. Однако большинство учёных придерживаются версии Черского. Так или иначе, но тюлени навсегда поселились в Сибири, обжив прекрасные берега Байкала. И стали зваться байкальскими нерпами.
Любопытные, доверчивые, глазастые
Да, байкальская нерпа способна поразить взглядом своих огромных чёрных глаз – так их задумала природа, чтобы лучше было видно добычу на глубине.
Байкальский тюлень – хищник и вершина пищевой цепочки, он может похвастаться прекрасным аппетитом. Ест рыбу, в основном – голомянку и бычка, но иногда не прочь полакомиться лососевыми и ракообразными. Омуля же, который составлял ей компанию во время миграции, нерпа ест редко. За год взрослая особь съедает до одной тонны рыбы! Надо сказать, употребление жирной пищи отражается на «фигуре» – нерпы достигают массы в 130 кг. Да, они толще своих сородичей, но это их нисколько не портит! Выглядит нерпа забавно и крайне фотогенична.
Считается, что байкальская нерпа – одно из млекопитающих, наиболее близких по интеллекту к человеку. У неё феноменальная память, великолепный слух, зрение и нюх (обоняние). Это животное, неповоротливое на суше, в воде развивает скорость 25 км/час. Нерпы любопытны, но крайне пугливы. Они часто подплывают к судам, если те стоят на воде, заглушив мотор, наблюдают за ними. Однако стоит животному почувствовать малейшую опасность, оно тут же уходит под воду. Кстати, находиться на глубине нерпа способна до 60 минут.
Демография по-тюленьи и лекарство от рака
В возрасте 4-5 лет нерпа готова создавать семью и воспроизводить потомство. Самцы в этом плане взрослеют на пару лет позже. Да и вообще, папы из них плохие – после спаривания тюлень покидает самку, и участия в воспитании потомства не принимает. Мамаша же делает убежище для себя и будущего малыша, формирует в снегу берлогу с выходом к воде изнутри. Беременность нерп длится 11 месяцев, но, если условия жизни осложняются, она способна на 2-3 месяца приостановить развитие эмбриона. При самых неблагоприятных условиях задержка может достигать года. За эту уникальную способность у беременной самки отвечает специальный белок, который тормозит развитие клеток. Недавно учёные выяснили, что этот же белок может замедлять развитие раковых опухолей. Получается, нерпы (и их исследования) открывают новые возможности для медицины и фармацевтики.
На свет детёныши нерпы появляются в марте-феврале, отличаясь при этом крайне умилительной внешностью – они не только глазастые, но ещё и белые, и пушистые. За это их зовут бельками. Бельки напрочь лишены того недоверия, которым обладают их родители, поэтому природа решила таким образом «спрятать» их на фоне снега от возможных врагов. Первое время мама кормит малыша молоком (его жирность, кстати, составляет 60%!). Потом детёныш постепенно переводится на взрослый рацион, а в течение 4-6 недель полностью линяет его шкурка – цвет меха меняется на серый. Постепенно малыш учится плавать, избегая врагов, и самостоятельно добывать пропитание.
Враги и статусная шапка
Вы скажете: какие у байкальской нерпы могут быть враги, если она находится на вершине пищевой цепочки? И будете правы! У нерпы только один враг – человек. Убивают её ради ценного меха, которым покрыты детеныши в возрасте от первой линьки до нескольких месяцев. И именно на детенышей ведётся жестокая охота! Чтобы не портить шкурку, доверчивых беззащитных животных убивают ударом дубинки по голове. Все знают о статусных шапках советской партийной элиты из пыжика. Последний советский генсек щеголял также в головном уборе из нерпы, фасон которого в его честь в народе прозвали «горбачёвкой».
В России промышленный отлов нерп на сегодняшний день запрещён, но при официальном запрете промысловики продолжали истреблять популяцию вплоть до 2009 года – охотникам выдавалась квота на 50 нерп. С конца 2014 только исследовательские институты могут отлавливать нерп – исключительно в научных целях. И, как мы уже говорили, этой привилегии не лишены коренные народы, живущие на берегах Байкала. Однако шапку из нерпы найти не так уж и сложно.
Не составляет труда отыскать и туроператора, который в красках распишет впечатления от традиционной охоты на байкальскую нерпу. Тут стоит отметить, что в 2018 году, основываясь на росте популяции этого животного, Минсельхоз собирался частично разрешить промысел. Так сказать, «для регулирования численности». Но взбунтовались зоозащитники, и запрет решено было продлить. Так что, уникальное животное Байкала, основавшееся на берегах озера два миллиона лет назад, пока может чувствовать себя в относительной безопасности.
Наталья Смирнова
Главное фото: Алексей Сватов