Вспоминаю сегодня, как в далёком 2009 году беседовал я в Риге с молодой очаровательной девушкой из Российского Посольства. Юная дипломатка вежливо поинтересовалась вопросами занимательной латвийской истории:
-- Скажите, Игорь Николаевич, а какие юбилейные события и даты ожидаются здесь, у нас, в следующем 2010 году?
-- Записывайте! Важная юбилейная дата…
-- Угу…
-- Триста лет…
-- Угу…
-- Взятия Риги…
-- Угу…
-- Войсками Петра Великого…
От этой новости милая девочка подпрыгнула и чуть не выронила блокнотик. Она испуганно воззрилась на меня и смущённо пролепетала: «Но мы же не можем отмечать ТАКУЮ дату! Нас в МИДе строго-настрого предупредили, чтобы мы ни в коем случае не злили латышей!».
Помнится, подумал я тогда уважительно, сколь мудро и дальновидно это мидовское предостережение. Ведь если, не дай Бог, латыши разозлятся… Это ведь, ТААКОЕЕ начнётся!!! Нет, лучше об этом не думать… Страшное будущее России, в случае «разозления» отчаянных латышей, мне было больно даже представить…
«Но при чём же здесь янычары?» -- недоумённо может спросить меня теперь пытливый Читатель. Что ж, попробую разъяснить.
Как известно, янычары -- это особая элитная пехота Османской империи, отличавшаяся яростью в бою, преданностью султану, исламским фанатизмом и свирепой жестокостью по отношению ко всем «неверным». Но парадоксально то, что традиционно набирали янычар из числа этих самых «неверных», т.е. безжалостными врагами христиан становились подросшие и воспитанные в соответствующем духе христианские дети славян, греков, грузин, армян и т.д.
В годы Перестройки с лёгкой руки писателя Чингиза Айтматова вошло в широкий оборот слово манку́рт, употребляемое для обозначения человека, потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своём родстве.
Пугающие аналогии
В результате распада в 1991 году Советского Союза около 30 миллионов русских людей оказались за пределами России. Обычная, «нормальная» эмиграция означает добровольное перемещение в инородную среду с необходимостью приспосабливаться к ней, принимая правила «чужой игры».
В постсоветском пространстве русские, никуда не уезжая и утратив Отечество (Россию), продолжали жить на своей Родине, в национальных республиках, в одночасье обернувшихся независимыми государствами. Не трогаясь с места, они уподобились эмигрантам… Ещё недавно все эти люди являлись представителями государствообразующей нации, «большинством», с осознанием своего значения, и вдруг они оказались втиснуты в рамки национального меньшинства в новообразованных государственных образованиях.
И практически все эти новые «образования» строили свою внутреннюю государственную политику на базе брутального, пещерного этнического национализма. Очень скоро были забыты и отброшены за ненадобностью, как пресловутое «изделие № 2», лицемерные обещания времён перестройки: «Все будут иметь равные права. И не будет разных правд – правда будет одна. Национальные меньшинства смогут сохранять и развивать свою культуру, получать всестороннее образование на своём родном языке и т.д. и т.п.».
Русские оказались беззащитны. И бесправны. За них некому было заступиться. Международные правозащитные организации проявили по отношению к ним своё полное равнодушие. Россия немедленно и сразу озвучила чёткую позицию: «Мы не имеем права вмешиваться во внутренние дела независимых, суверенных государств».
Да что там греха таить, многомиллионное российское население в массе своей очень скоро вычеркнуло проблемы т.н. «русских соотечественников» из числа своих насущных сердечных проблем и забот. Да и то верно, ведь это только заскорузлого «совка» из древнего смешного анекдота постоянно «беспокоил Гондурас». У населения современного, прогрессивно мыслящего, появилось с тех пор столько проблем и задач, что сохранение русского языка и русского образования на постсоветском пространстве оказалось проблемой раздражающей, дикой и чужеродной. Ну, а что же русские иноземные «соотечественники»?
Разберём на примере латвийских (узбекских, эстонских, армянских и т.д.) русских
Очень часто и прежде, и теперь, мы, латвийские русские, слышим глумливую фразу: «Если вам так плохо в Латвии (Эстонии, Украине и т.д.), если вас так притесняют там злые латыши (эстонцы и т.д.), то что же вы не уезжаете? Что же не прильнёте к матери-России, если так в любви к ней изнываете?»
Эту фразу с издёвкой говорили нам латышские «патриоты», то же самое нередко говорят и российские соотечественники. Что же я могу на это здесь ответить…
Умные советчики! Вы действительно полагаете, что это так просто – бежать с родной, любимой земли? С той земли, на которой проживали твои предки? Так просто, уже в зрелом возрасте покинуть родной город, улицы, на которых вырос, где каждый камешек дышит светлой памятью? Покинуть родной дом, где сделал первый шаг твой ребёнок, навсегда бросить знакомый, родной круг общения? Могилы близких… А если у вас на руках старенькие родители, жизнь которых уже на исходе? Вам просто – всё это бездумно бросить?
Предлагаете бежать… Но КУДА?! Россия… Отечество... Огромное, неизвестное и, чего уж греха таить, не всегда радушно-приветливое... Всё чужое. Нет друзей, нет близких, нет связей, нет денег, нет ничего... Хорошо, например, таджикам -- у них есть ОБЩИНА. У русских нет ничего...
Бежать только потому, что твои недавние соседи, обретя политическую власть, вдруг объявили за собой монопольное право решать твою судьбу?!
Человек слаб, и мало кто сознательно выбирает трудные пути. Мы, латвийские (эстонские, армянские, узбекские, молдавские и т.д.) русские, жили и верили, что ещё можно наладить жизнь в Латвии (и в т.д.) в добрососедстве и в сотрудничестве. Заступится за нас Россия, ведь мы СВОИ, мы НАШИ, а Россия, как известно, своих не бросает…
Я помню, как ещё лет двадцать назад, в Москве, на очередном форуме соотечественников общался «по душам» с НАШИМИ ребятами с Украины… Они чуть не плакали, сетуя на то, что почти не имеют поддержки, средств, возможностей для того, чтобы сохранять русский дух, русское самосознание в подрастающем поколении. В то же время наши оппоненты организуют бендеровские военно-спортивные лагеря, с походами, с песнями у костра, с воспитанием любви и преданности к не́ньке Украї́не. И очень скоро и неотвратимо русские мальчишки и девчонки превращаются в щирих українців…
Но россиян это не касается. Никто не вмешивается «во внутренние дела независимых государств». Никто не вспоминает о памятных исторических датах РУССКОГО ПРИСУТСТВИЯ, никто не проявляет интереса к будущему… Да чёрт возьми!!!!!! Да если бы хоть ничтожная часть тех средств, которые тратятся сегодня на проведение СВО, тратилась бы ТОГДА на ВОСПИТАНИЕ и СОХРАНЕНИЕ русского самосознания, никакой бы войны просто НЕ БЫЛО! И все были бы живы… Но мы не имеем права вмешиваться во внутренние дела независимых, суверенных государств! И ещё: НАС ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ. Ну да, до поры до времени НЕ КАСАЕТСЯ…
В Латвии русский мальчик Андрюша идёт в латышский детский садик, потом в латышскую школу, и вот он уже Andris и говорит он на некогда родном для себя русском языке коряво и с акцентом, и стыдится он своих родителей и ненавидит Россию, потому, что там Šausmas, šausmas un nekādas kultūras!
Но ведь это нормально, это ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СУВЕРЕННОЙ Латвии (Литвы, Эстонии и т.д.)...
Однако свято место пусто не бывает, друзья мои дорогие, хорошие! И если миллионы русских, живущих за пределами России, не нужны ей, если они лишние, заграничные… То для наших оппонентов они весьма лакомый кусочек. Эти сильные, умные, красивые мальчики и девочки, как глина, из которой умелыми руками идеологических манипуляторов можно слепить любое творение. И мы видим, как на Украине за последние десятилетия виртуозно вылепили чудовищ, кафкианских големов… Которые рождены русскими родителями, думают по-русски, носят русские имена и при этом люто ненавидят Россию и русских...
Безжалостные янычары XXI века…
Чем «свои» отличаются от «наших»?
Как становятся людьми «третьего сорта»...
Рижский ОМОН. Последние солдаты гибнущей страны. Преданные и гонимые...
Почему погиб Советский Союз?