Любое выражение служенья, что радость и довольство доставляет искренней душе, в себе развившей вкус любовный, по мненью сведущих, есть самый действенный и подходящий способ отправленья преданности Богу. И то не просто способ, это цель конечная трудов душевных.
При воспеванье славы Божьей возрастает радость от раздумий про Него. В раздумиях становится все слаще песня. И наш опыт говорит, что пение о Боге и раздумие о Нем друг друга дополняют, потому их следует считать путем единым.
В раздумии и пении о Боге Божий раб испытывает равное блаженство, при условии, что в думах тайных лицезреет прямо он Предмет, который обожает. Для кого иной нет цели, кроме достижения Предмета преклонения, тот несомненно обретет покой в душе.
Как жажду можно утолить, прильнув к источнику животворящей влаги, как излечить душевное расстройство ― мыслями о красоте и о добре, как жар телесный можно извести прохладой, так, воспевая добродетели Предмета обожания, возможно обрести покой в душе. Притом святые мудрые мужи, чтя Имя Божье непрестанно, чувствуют в себе порой душевное смущенье, даже спрятавшись от суеты мирской.
Раздумьям можно предаваться одному, но славу Божию возможно петь и в одиночку, и с другими вместе.
Средь прочих видов прославленья Кришны всех превыше воспевание Его имен. Оно слывет всех лучше потому, что непосредственно указывает путь к сокровищу ― любви к Шри Кришне.
Нектар Имен Шри Кришны, смешанный на языке с бесчисленными вкусами любви, приводит сердце верного слуги в восторг безумный. Никто не в силах описать неповторимое соцветье вкусов сладкого нектара Кришниных Имен.
Хотя велики в равной степени все Божьи Имена, слуга Господний легче и скорее достигает цели, воспевая то Господне Имя, что милее всех ему.
У разных душ различны предпочтенья, потому всем любы разные Господни Имена. Они все разные и все равновелики.
Нектар Имен Господних, завладев одним хотя бы чувством, скоро наполняет чувства прочие для них присущим сладким вкусом.
Коснувшись языка, Господне Имя доставляет радость и поющему, и тем, кто его слышит. Имен Господних воспеванье превосходит умосозерцанье Бога.
Господних пение Имен мужи святые полагают лучшим способом для обретения сокровища любви. Оно подобно заклинанию, которым чародеи драгоценности себе на расстоянье достают.
Имен Господних воспеванье непременно наделяет душу даром драгоценным чистой Кришниной любви. Вот почему все знатоки науки о служенье Богу полагают: пение Его Имен суть плод любовного Ему служенья.
По мненью знатоков духовных вкусов, признаком того, что сердце человека чистою охвачено любовью, есть то, что терпит он предсмертные мучения, когда поет любимое ему Господне Имя.
Как птаха чатака, взывающая к небу о дожде в безоблачную пору лета, иль птичка чакравака, что тоскует по дружку во мраке ночи, поющий Божье Имя любящий слуга томится мукою до замиранья сердца.
Cладостная мука упоенья Именем Его ― дар очень редкий. Дар, что в разных проявлениях Господь возлюбленным Своим рабам ниспосылает, извлекая оный в океане бесконечных сладких вкусов страсти. Впрочем, упоительную сладость Имени Шри Кришны невозможно ощутить усилием своим.
Шри Санатана Госвами «Брихад Бхагаватамрита»
Часть 2. Глава 3 «Бхаджана: Преклонение». Тексты 152-168
Литературный перевод на русский язык: Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев)