– Мама, ты что, совсем с ума сошла? – Настя уставилась на Павлину Кузьминичну, не веря своим ушам.
– Доченька, ну что ты кричишь? – невозмутимо ответила 70-летняя женщина, поправляя очки на носу. – Я просто хочу справедливости.
– Я давала деньги на дачу, а ты хочешь оставить меня без наследства, – упрекала дочь маму.
– Не преувеличивай, – резко сказала Павлина Кузьминична, – половина дачи достанется тебе.
– Да, но другая Ксюшке, которая сюда и не приезжала! Разве это честно?
– Какая разница, кто приезжал, а кто нет. Вы обе мои дочери! – рассуждала мама.
Настя глубоко вздохнула, пытаясь успокоиться. Она оглядел кухню дачного домика, где провела столько счастливых моментов. Каждый уголок здесь был пропитан воспоминаниями, каждая вещь хранила отпечаток её заботы и труда.
– Мам, давай начистоту, – Настя села за стол напротив матери. – Ты помнишь, кто построил эту веранду? Кто менял крышу 7 лет назад? Кто каждую весну приезжает, чтобы подготовить участок к сезону?
Павлина Кузьминична нахмурилась:
– Настя, ты на что намекаешь? Мы с отцом всю жизнь тут горбатились. Это наша дача, и мы решаем, как ею распорядиться.
***
А началось все много лет назад, когда Павлина Кузьминична и ее муж, Валерий Петрович, приобрели скромный участок земли в 50 километрах от города.
Старшая дочь Настя, тогда еще студентка педагогического, сразу загорелась идеей превратить это место в райский уголок для всей семьи.
Младшая Ксюша, школьница-подросток, только закатывала глаза и бормотала что-то о "деревенщине" и "прошлом веке". Она мечтала о городской жизни, дискотеках и красивых нарядах.
Годы шли, и дачный участок постепенно преображался. Настя, выйдя замуж за Игоря, программиста из соседнего дома, проводила там каждые выходные. Они сажали, строили, ремонтировали, а главное – вкладывали свои деньги. Много денег.
И так было всегда. То крыша потекла, то забор покосился, то газон нужно обновить. Настя не жалела ни сил, ни средств. Она мечтала, что когда-нибудь здесь будут играть ее дети, а потом и внуки.
А Ксюша... Ксюша после института вышла там замуж за бизнесмена и дачей не интересовалась совсем.
– Мам, пап, как вы там? – спрашивала она по телефону. – На дачу ездите? Ой, я бы с ума сошла там сидеть. У нас тут в городе такая жизнь кипит!
Павлина Кузьминична после таких звонков всегда грустила:
– Валера, почему Ксюша о нас совсем не помнит?
– Да ну, мать, – отмахивался Валерий Петрович. – У неё своя жизнь. Зато Настя с внуками часто приезжают.
И правда, когда у Насти родились близнецы –Толя и Миша. И дача стала для них вторым домом. Мальчишки росли на свежем воздухе, помогали бабушке с дедушкой в огороде.
Дачные раздоры
Шли годы. Толя и Миша выросли, но по-прежнему любили проводить лето у бабушки с дедушкой. Настя продолжала вкладываться в дачу, считая её семейным наследием.
– Мам, а давай беседку построим? – предложила она как-то. – Красивую, с резными столбиками. Я видела в журнале дизайн, просто загляденье!
– Ой, Настенька, это ж дорого, наверное, – засомневалась Павлина Кузьминична.
– Ничего, мам. Мы с Игорем подкопили.
Беседка выросла как по волшебству. Когда работа была закончена, Павлина Кузьминична не могла нарадоваться, приглашая соседей на чай.
– Вот, полюбуйтесь, какая красота! – хвасталась она. – Это все наш Валера придумал.
Настя, услышав это, только вздохнула. Но промолчала. В конце концов, главное, что все довольны.
А потом случилось неожиданное. На 70-летие Павлины Кузьминичны на дачу приехала Ксюша. С мужем и двумя детьми – 10-летней Алисой и 8-летним Димой.
– Мамочка, с юбилеем! – воскликнула она, вручая огромный букет. – Ой, а у вас тут так красиво стало! Прямо как на картинке!
Павлина Кузьминична расцвела.
– Ксюшенька, доченька! Наконец-то ты приехала! Проходите, располагайтесь. Может, теперь вы чаще к нам будете приезжать?
Настя только глаза закатила. Но снова промолчала.
Весь день Ксюша восхищалась дачей, фотографировала каждый уголок и выкладывала в соц.сети.
– Мам, а кто вам такую чудесную беседку построил? – спросила она.
– Да вот, отец постарался, его идея, – гордо ответила Павлина Кузьминична.
Настя, стоявшая рядом, чуть не подавилась чаем.
А вечером за праздничным столом Павлина Кузьминична встала и торжественно произнесла:
– Дорогие мои дочери! Я так рада, что вы обе здесь. И я хочу сделать важное объявление. Мы с отцом решили, что пора подумать о будущем. Поэтому мы решили разделить дачу поровну между вами.
Повисла тишина. Настя побледнела. Ксюша удивлённо захлопала глазами.
– Но мама... – начала было Настя.
– Никаких "но", – отрезала Павлина Кузьминична. – Вы обе наши дочери, и мы вас одинаково любим.
Забыла про деньги
– Мама, ты с ума сошла?! – Настя не выдержала. – Я столько лет вкладывала сюда деньги, силы, время! А Ксюша даже не приезжала!
– Настя, как ты можешь! –возмутилась Павлина Кузьминична. – Мы с отцом все делали сами. Да, ты помогала, но совсем немного. Но вы же здесь и жили! Так что все честно!
– Вы что, забыли, кто строил беседку? Кто менял крышу? Кто каждую весну приезжает, чтобы подготовить участок к сезону? – Настя вскочила из-за стола.
– Настя, прекрати истерику, – вмешался Валерий Петрович. – Не надо преувеличивать. Все, в основном, делали мы с мамой.
– Да вы даже не помните, что здесь было 10 лет назад! – закричала Настя.
– Настенька, успокойся, – попыталась вмешаться Ксюша. – Давайте не будем ссориться в такой день.
– А ты вообще молчи! – Настя повернулась к сестре. – Ты здесь бывала раз в пять лет, а теперь претендуешь на половину?
– Хватит! – Павлина Кузьминична стукнула кулаком по столу. – Решение принято. Дача будет поделена поровну, и точка.
Праздник был испорчен. Настя собрала вещи и уехала с семьей, не попрощавшись. Ксюша осталась еще на пару дней, чувствуя себя неловко.
Своя дача
Прошло несколько месяцев. Настя не отвечала на звонки родителей. Павлина Кузьминична недоумевала, за что дочь на нее обиделась.
– Валера что за обиды от Насти такие? – спрашивала она мужа.
– Да ну, глупости, – отмахивался тот. – Настька просто избалованная. Вот увидишь, одумается и вернется.
Но Настя не возвращалась и приняла решение. Она договорилась с банком об ипотеке и нашла небольшой участок в соседнем дачном поселке.
– Игорь, – сказала она мужу, – мы построим свою дачу. Без всяких обид и претензий.
–Ты уверена, что мы потянем? –засомневался Игорь.
– Потянем, – твердо ответила Настя.
Узнав о решении Насти, Павлина Кузьминична была шокирована. А Настя с головой ушла в обустройство нового участка, вкладывая в него всю душу и все сбережения.
А вот Ксюша, увидев, как преобразилась дача, стала там частой гостьей. Каждые выходные она приезжала с мужем и детьми. Правда, визиты обычно ограничивались приятным времяпрепровождением, а не реальной помощью родителям.
– Мамуля, папуля, мы приехали! – звонко объявила Ксюша, выходя из новенького внедорожника. – Мы привезли мясо для шашлыков!
Павлина Кузьминична, вытирая руки о фартук, вышла встречать гостей:
– Ксюшенька, как хорошо, что вы приехали! А я тут грядки полола...
– Ой, мам, ну зачем ты в такую жару работаешь? – покачала головой Ксюша. –Давай лучше чайку попьем, я торт привезла.
Так и повелось: Ксюша с семьей приезжали на дачу как на курорт – отдохнуть, пожарить шашлыки, позагорать. А все просьбы о помощи ловко обходили стороной.
– Ксюша, солнышко, – как-то попросила Павлина Кузьминична, – может, поможешь мне с консервацией? А то спина что-то разболелась...
– Ой, мам, прости, пожалуйста, – виновато улыбнулась Ксюша. – У меня маникюр свежий, боюсь испортить. Да и дети без присмотра не могут.
При этом, сидя вечерами за чаем, Ксюша не упускала случая обсудить Настю:
– Нет, вы представляете, она реально думает, что все эти годы что-то в дачу вкладывала! – возмущалась Ксюша. – Подумаешь, пару грядок вскопала да забор покрасила. Для себя же старалась, не для меня!
– Ксюшенька, как хорошо, что ты теперь рядом, – радовалась Павлина Кузьминична. – А то Настя совсем нас забыла.
– Да, мам, – вздохнула Ксюша. – Настя всегда была эгоисткой. Вот видишь, как получилось – чуть что не по её, сразу обиделась и ушла.
С каждым таким разговором уверенность Павлины Кузьминичны и Валерия Петровича в правильности их решения о разделе дачи только крепла.
– И вообще, – продолжала Ксюша, – вы абсолютно правильно решили дачу поровну поделить. А то что это такое – одной все, а другой ничего? Я, между прочим, тоже ваша дочь!
Павлина Кузьминична вздохнула:
– Да, доченька, ты права. Мы вас обеих одинаково любим.
***
Прошло два года. Настя с семьей обустроила свой новый дачный участок, вложив в него немало сил и средств. Толя и Миша полюбили новое место, хотя иногда вспоминали о старой даче бабушки и дедушки.
Тем временем на старой даче дела шли не так гладко. Ксюша, несмотря на первоначальный энтузиазм, стала приезжать все реже. Ее муж-бизнесмен предпочитал отдых за границей, а дети скучали без городских развлечений.
Павлина Кузьминична и Валерий Петрович, уже немолодые, с трудом справлялись с уходом за участком. Крыша снова потекла, забор покосился, а грядки заросли сорняками. Но Павлина Кузьминична своего решения не меняла, дачу она разделила между двумя дочерьми. И считала, что поступила честно.
Интересный рассказ на канале
Радуюсь каждому, кто подписался на мой канал "Люди и сюжеты от Юлии Рапат"! Спасибо, что вы со мной!