- «Меня волнует такой вопрос. Сама не могу разобраться и просто не понимаю, что происходит. Нападки на Алексея Ильича иеромонахом Рафаилом Карелиным. Обвинение профессора в ереси и сжигание его книг. Я очень симпатизирую Алексею Ильичу, смотрю его лекции. По мне, так он всё правильно говорит, и всему, в чем его обвиняет иеромонах, не могу найти подтверждение. Ведь он до сих пор преподает. Ясный ум, трезвость. Видно, что человек в своем уме. Почему же так? Если бы он ересь преподавал, то церковные власти обратили бы на это внимание и пресекли деятельность Алексея Ильича. Но никто не пресекает, а вот иеромонах возмущается и даже книги его сжигает».
На самом деле, очень регулярно поступают вопросы на счет моего отношения к деятельности Алексея Ильича Осипова. Как я к этому отношусь? Как я отношусь к самому Алексею Ильичу? Да нормально я к нему отношусь. Молодец он, труженик. Он всю жизнь посвятил служению Церкви на своем поприще. Достоин всякого уважения и почтения.
Вот о деятельности уже можно говорить. Сначала я положительное скажу, потом отрицательное. Алексей Ильич ― это богослов очень серьезный, очень глубокий. Он преподаватель, и таким образом поднимает наш образовательный уровень. Но если он ученый, он должен исследовать, а исследовать ― это значит открывать новое, те вещи, в которые до него никто еще не заглядывал. По словам Булгакова, «залезть в такие дали, куда рискуют залазить, не свернув себе шею, только очень образованные люди». Вот как раз это Алексей Ильич и делает, то есть говорит немножко глубже то, что и до него было известно (как преподаватель), и новое исследует (как ученый).
С ним начинают спорить, и возникают, в том числе, такие ситуации, когда его обвиняют в ереси отдельные люди. В истории Церкви всегда так и было. Посмотрите историю любого Вселенского собора. Когда на Соборе решались догматические вещи, всегда было так. Начиналось с того, что кто-то один что-то проговаривает, а другой с этим не соглашается. Церковь приходит в движение. И потом собирается некий Собор, который рассматривает вопрос и принимает решение. То мнение, которое высказал данный конкретный деятель, является ли учением Церкви? То есть он выразил мнение Церкви, просто никто до него это всё в словесную форму не облекал. Либо это заблуждение, ошибка, ересь. Тогда Собор и определял: это православное учение или нет?
И то, что сейчас происходит на наших глазах, но в маленькой степени, разворачивается та же история, которая была и 1000 лет назад, накануне Первого Вселенского собора, Второго, Третьего, только в маленьком масштабе. Никто и не говорит о Вселенских соборах. Конечно, не тот случай, чтобы Вселенский Собор собирать. Но, в принципе, деятельность Алексея Ильича, как ученого, потребует в будущем глубинного осмысления и, может быть, соборного мнения Церкви на этот счет. Но это будет потом, не сейчас.
То, что сейчас ― это нормальное положение вещей. Ценно ли то, что делает Алексей Ильич Осипов? По моему мнению, безусловно. Он большой молодец, и когда он говорит, как преподаватель, и когда, как ученый. Давайте не будем уподобляться тому поросенку под дубом из басни Крылова, который наелся желудей и потом стал подрывать корни. Помните, как басня заканчивается? «Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Некоторые, особенно протестанты, любят говорить: «Давайте мы не будем спорить насчет догматов. Давайте просто будем любить друг друга, и всё будет замечательно». Не всё так просто, как кажется. Все гораздо тоньше. Это положительное.
Теперь немножко об отрицательном. Алексей Ильич ― большая умница как преподаватель. Его слушать очень приятно, но именно когда он остается в рамках богословия. Когда он начинает говорить о практике, лично мне это очень не нравится. Я поясню свою мысль, проиллюстрирую.
Такой пример. Некий послушник в монастыре шел к своему духовнику спросить о чем-то. И пришло ему на ум: «Зачем ты пойдешь к старцу? Ты же знаешь, как он тебе ответит? Вот такой он тебе ответ даст. Не ходи, не тревожь». Но он всё-таки пошел. И старец, действительно, дал ему именно такой ответ, как ему и приходило в голову. Идет он назад, ему помысел опять приходит: «Зачем старца побеспокоил? Ты же знал, какой он тебе ответ даст». Нет. Там было что-то не Божье, а сейчас это Божье. Хотя старец сказал именно то, что и ожидалось, но до того, как это было произнесено, это было своеволием, самочинием. Это не имело на себе печати духовности, это была кривда. Вроде бы то же самое, те же слова, но это не то. Там дух другой. А когда слова произнес духовник, старец, то уже всё, этого духа уже не стало. Он куда-то ушел. Какой вывод из этого можно сделать? Давайте будем смотреть не только на слова, которые говорит Алексей Ильич. Может, он и правильно говорит, но нужно ли ему это говорить? Его ли это? Он говорит как богослов? Хорошо. Но иногда он говорит, как пастырь. Может, нужно священнику с амвона о каких-то вещах говорить? Или пастырю? Или епископу? То есть человеку-практику, который находится, не в условиях профессорского кабинета, а в условиях полевых, то есть там, непосредственно. Потому что совершенно иначе воспринимаются его слова и выводы из этого делаются совершенно иные.
Я Вам опять приведу живой пример. Большая проблема в наших храмах, в той местности, где я служил, с клиросом. Думаю, что это проблема не только нашей епархии, это вообще большая проблема. Может, где-то этих певчих пруд пруди, но у нас найти человека на клирос ― это история. В связи с этим мы постоянно страдаем. Нет людей, которые могут что-то спеть. Мы готовы их обучать, мы готовы что угодно делать, но их нет, физически нет. И до того ситуация серьезная, что я, например, задумался над возможностью и озвучил вопрос: а возможно ли использовать аудиозаписи на богослужении? Легче найти священника, чтобы служить литургию, чем одного или двух несчастных певчих, которые споют, или чтецов, которые прочитают. Даже не споют, а прочитают. Даже с ними проблема. Я поделился своим соображением с одним батюшкой из нашей епархии. Он служил в городском приходе, а я ― в сельском. «Это действительно очень большая проблема», ― говорит. ― «Даже у меня в городе это беда. Я знаю, что один из прихожан с музыкальным образованием (музыкальная школа). Подошел и говорю: "Не желаете ли потрудиться на клиросе, попеть?" Сказал, что нет. А почему? А Алексей Ильич Осипов сказал, что это неспасительно. Тут немеешь и не знаешь, что сказать». Так же нельзя, уважаемый Алексей Ильич!
Картина такая, что есть Церковь. Она огромная. И есть некие проблемы, но они сконцентрированы в достаточно маленьком пространстве. В основном, в городах, в крупных приходах. Он говорит про то, как поет хор. Кто-то поет неправильно, кто-то читает спешно, еще что-то. Он много об этом распространяется. Но ведь это касается только крупных приходов. Огромное количество не видят этих проблем просто-напросто. А все сидят, смотрят телевизор и слова Алексея Ильича переносят на свой хор, на свой храм, на своего батюшку, который ни в чем не виноват. Когда это происходит, то тут вольно или невольно коробит. Так и хочется сказать: «Ну, Алексей Ильич, миленький, дорогой, любимый наш Алексей Ильич! Вы говорите о богословии, пожалуйста, и не касайтесь практики! Потому что там по-другому всё, не как вам кажется. Точно так же, как если бы Киберпоп начал заниматься богословием и говорить: «Алексей Ильич ― еретик. Алексей Ильич здесь не прав». Как бы сам Алексей Ильич к этому отнесся? Он бы посмотрел и сказал: «Слушай, ты ― поп, ну и будь попом! Что ты лезешь в богословие? У тебя семинарское образование. Что ты лезешь профессора учить?» Точно так же и в обратную сторону работает. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Овраги же есть, а Алексей Ильич их не учитывает в своих проповедях. И вообще, проповедей не должно быть у него. У него должны быть лекции богословского содержания. Потому что он ― профессор богословия. Вот так.
Так что отношение к Алексею Ильичу у меня двоякое. С одной стороны, он большая умница, молодец. С другой стороны, хотелось бы поменьше практических советов, критики и побольше богословия.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.