Надысь, в славном городе Нижнем Новгороде под фанфары открыли очередной туристический аттракцион – Кремлевский фуникулер. Авторы честно признаются, что это восстановление старого проекта, работавшего в дореволюционном Нижнем Новгороде аж с 1896 года. Создатель первоначального проекта, который восстанавливали на современный лад, наверное, очень бы удивился, поглядев на то, что и как получилось.
Во-первых, цене – фуникулер стоит 200 рублей, а в 1896 году брали по 5 копеек за подъем первым классом и по 3 копейки – вторым. Во-вторых, объемам перевозок: сейчас обещают перевозить по 120 человек в час, жди очередей из туристов, желающих покататься. В 1896 году перевозили куда бойчее, потому что фуникулер был для дела – связывал две трамвайные линии, а не для туристов. Тогда в Нижний Новгород в основном деньги зарабатывать, товар покупать и продавать приезжали.
Ну и в-третьих денег в 1896 году потратили совсем не 1,8 миллиарда рублей из государевой казны. Думается мне, строитель первого фуникулера очень бы удивился столь большим затратам. Он то и деньги считать умел, и зарабатывал на перевозках очень неплохо, а самое главное - строил не за казенный, а за свой счет, с расчетом отбить потраченное на перевозках. Недаром Рафаэль фон Гартман получил вместе с Сименсом и Подобедовым право построить в Нижнем Новгороде трамвайную линию к знаменитой выставке 1896 года.
Надо сказать, что это сейчас финна Рафаэля фон Гартмана не помнит примерно никто. А в 1896 году его знали очень хорошо не только в Нижнем Новгороде. Главное его дело было сосредоточено в столице, в Петербурге, где ему принадлежало «Финляндское легкое пароходство».
Славилось это пароходство тем, что предлагало чуть ли не самый удобный и быстрый по тем временам вид транспорта в столице – «финляндчики». Так петербургская публика прозвала небольшие рейсовые пароходики, ходившие по Неве, каналам, Мойке и Фонтанке.
В принципе «гениальную» идею – пустить вдоль по Неве рейсовый пароход, останавливающийся в нескольких местах, придумали до Хартмана (да, до того, что неплохо не только перевозить людей с одного берега на другой, но и например, на постоянной основе перевозить людей, например, от Александро-Невской Лавры до Адмиралтейства догадались только в 1848 году). Но он поставил это дело на поток. За пару лет до открытия его «Финляндского легкого пароходства» построили Финляндский вокзал. Кроме того, появилась железная дорога в Финляндию.
А так как Финляндский вокзал находился в глухомани, если судить по тогдашним временам, то от него надо было как-то добираться к более обжитым местам – на другой берег Невы или на Васильевский остров, например. Вот тут как раз очень пригодились пароходы Гартмана. Сначала один с простым и понятным названием «Первый». Потом к нему добавился «Второй». И так далее, и так далее. Пока этих пароходов не стало несколько десятков, а ходить «финляндчики» стали даже чаще, чем сейчас по некоторым маршрутам автобусы ходят. Примерно раз в 10 минут причаливал новый пароход. Плюс в них можно было сразу и билет на поезд купить. Надо вам в Выборг?! Сразу на «финляндчике» и билет на поезд купите. Или наоборот - в поездах продавались билеты на эти небольшие пароходы. Очень удобно. Недаром в конце XIX века за сезон на «финляндчиках» перевозили несколько миллионов пассажиров.
С пароходами Рафаэль фон Гартман активно развивал тему «вдоль» реки. Но пароходы по Неве ходят только летом. А как «Финляндскому легкому пароходству» зарабатывать зимой?! На помощь пришла стремительно развивающаяся наука и техника. Сначала фон Гартман придумал хитрые вагоны, разгонявшиеся под собственным весом, для перевозки пассажиров в зимнее время с одного берега Невы на другой.
Потом появились трамваи и их активно стали запускать по всему миру. И в России тоже. Но только не в Петербурге. Тут всем заправляли владельцы конок и им трамвай был не нужен. Поэтому в 1896 году в Нижнем Новгороде трамвай уже появился, а в столице империи – нет.
Ну, правда, как нет… Это на городских улицах его не было. А на невский лед у конно-железных дорог контракта с городскими властями не было. Это было царство Гартмана. Вот он и разворачивал зимой, прямо на невском льду трамвайные пути. И так каждую зиму. Как только лед становился достаточно крепок – пути быстро прокладывали, а в марте – убирали. И все равно дело было прибыльное.
Так что с трамваем в некотором роде получается история – про «поперек». Ну и про «вдоль» тоже.
Вот такой был интересный человек.
Да, финн. Он правда, видимо, больше считал себя шведом, во всяком случае был откровенным шведофилом. На его пароходах даже команды отдавали по-шведски и моряков он в основном набирал из финнов. Но при этом верный слуга Отечества, потому как прежде чем денег на общественном транспорте заработал, успел и в армии послужить и таможне несколько лет отдал. А государевы таможенники в те времена отличались неподкупностью. Не один Верещагин из «Белого солнца пустыни» такой был. Всей таможне было «За державу обидно».
Приедете в Нижний Новгород, поедете кататься на фуникулере, вспомните русского предпринимателя очень финского происхождения Рафаэля фон Гартмана. Он это заслужил.
-------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.