Найти тему
ПоУшиВКино

“Пила. Джокер” (2024, DarkGame): Тёмная игра

Оглавление

Скажу сразу, мне этот фильм совсем не понравился. Посчитала его абсолютно вторичным и скучным. Оставляю тут быструю, несколько хаотичную заметку, больше похожую на кляузу, со своими впечатлениями.

Триллер режиссёра Ховарда Дж. Форда (Howard J Ford) о бесчинствах в даркнете почему-то получил в переводе название “Пила. Джокер”. Я так и поняла, что в сюжете будет что-то похожее на деяния Джона “Пилы” Крамера, потому для привлечения внимания зрителей первое слово и появилось в локализации. А какого улья Джокер тут забыл? Ведь ничего же и рядом нет похожего. Почему не назвать просто как есть – “Тёмная игра”.

Вообще очень странный фильм, мне стало скучно уже через 26 минут, я хорошо запомнила эту отметку, после которой ужасалась лишь тому, что до финала ещё очень долго.

постер к триллеру “Пила. Джокер” (2024), режиссёр Ховард Дж. Форд
постер к триллеру “Пила. Джокер” (2024), режиссёр Ховард Дж. Форд

Сюжет

В Портленде пропадают случайные люди, ничем между собой не связанные, а потом этих самых людей можно увидеть в прямом эфире садистского шоу “Русская Рулетка” в даркнете. Эксцентричный организатор и ведущий шоу (он так и зовётся The Presenter, в исполнении Эндрю П. Стивена) носит маску с орлиным носом, она закрывает верхнюю половину лица, и оператор настойчиво делает акцент на его вечно влажных губах. Это, наверное, художественный ход, чтобы добавить мерзости образу ведущего. Презентер заставляет своих жертв играть то в камень-ножницы-бумага, то непосредственно в рулетку, то бросаться тяжёлыми мячами друг в друга. Проигравший в этих схватках получает жёсткое (и жестокое) наказание, буквально – казнь. Способ казни выбирает один из зрителей эфира, сделав самую большую ставку.

За расследование берётся упёртый, нервный и неразговорчивый детектив Бенджамин Джейкобс (в исполнении Эда Вэствика). Он полностью увлечён работой, совсем не обращает внимания на свою беременную жену, которая верит, что их дочка спешит появиться в чудесном солнечном мире. Но её муж-детектив постоянно покидает кровать по первому звонку коллег, а на её просьбы не отвечать на звонок с работы он предпочитает всё же ответить работе, а не своей жене. А это явно говорит о том, что никакого светлого мира нет, и ребёнок окажется в жуткой опасности. В мире, где никому нельзя верить – ни коллегам в офисе, ни полиции и ФБР, которые непонятно уже, что берегут, ни локализаторам, которые переводят названия фильмов как попало.

Как я поняла идею фильма

Идея фильма в том, что жестокость циклична, что люди падки на что-то ужасное, что в данный момент их напрямую не касается. Они с упоением смотрят прямой эфир с откровенной бессмысленной жестокостью, направленной на незнакомцев. Эти моменты тут показаны вопиюще отталкивающе, чтобы усилить этот эффект, – свидание уже не имеет значения, столик в ресторане подождёт, тихий семейный вечер отходит на второй план, когда на экранчике происходит что-то запредельное. “Экран страха”, так называет Презентер происходящее и то, через что на это смотрят его зрители.

Фильм также добавляет, что где-то на подкорке у людей хранится уверенность, что всё происходящее на экране, является постановкой, никто на самом деле не погибает, а брызжущая кровь – это кетчуп. Уверенность в том, что это постановка, является словно оправданием к повышенному интересу и тому, что смотреть всё же продолжаешь.

Но сам фильм оставляет удручающее впечатление

Но весь фильм – это что-то ужасное и скучное. Детектив Бенджамин Джейкобс так упёрт лишь потому, что и сам является жертвой маньяка. Когда ему было 14 лет, его мать и сестра были жестоко убиты орудующим на тот момент Барри Бэйли. Теперь он, разумеется, готов устранить любого, кто покушается на невинные души.

детектив Бенджамин Джейкобс (Эд Вэствик)
детектив Бенджамин Джейкобс (Эд Вэствик)

Презентер обожает шоу/показуху, это его прихоть, ему важно привлечь как можно больше зрителей – в фильме более веских причин быть таким жестоким не названо. По крайней мере можно было хотя бы сделать отсылки, что с ним якобы что-то случилось в детстве, что сформировало в нём склонность к жестокости, сотворённой чужими руками, а он превратился лишь в конферансье на этом балу жестокости. Странно, конечно, что у маньяка нет логики в действиях – люди случайные, ничего в них его особенно не привлекает, между собой они никак не связаны. Правда, он задаёт им всем вопрос, чем так важна именно их жизнь, давая понять, что они так незначительны, что держаться за своё существование и не стоит.

Презентер (в исполнении Эндрю П. Стивена)
Презентер (в исполнении Эндрю П. Стивена)

Заключённый Реннир Ларч (в исполнении Рика Йейла), кого полиция привлекает на помощь, претендует на статус нового Лектера или Эда Гейна, но от мира киберпреступности. Этот Ларч, кого поймал сам Бен Джейкобс три года назад, является суперспециалистом в сфере IT, он чувствует себя как рыба в воде в даркнете, а ещё он очень любит дразнить Джейкобса, доставая до самых больных точек, – это явно отсылка к играм Ганнибала с талантливой Клариссой Старлинг.

хакер, киберпреступник Реннир Ларч (в исполнении Рика Йейла)
хакер, киберпреступник Реннир Ларч (в исполнении Рика Йейла)

В “Пиле”, из которой почерпнули идею с наказаниями, хотя бы был смысл. Джон Крамер не то, что мстил за халатность, он пытался проучить тех, кто с ним так поступил. Потеряв здоровье, Джон пытался показать людям, как глупо они растрачивают свою жизнь на запрещённые вещества, воровство, измены и афёры. Он уже не мог планировать будущее, а они, имея такую возможность, растрачивали жизнь напрасно. В DarkGame Презентер просто развлекает – себя и зрителей. За этой маской с орлиным клювом ничего нет (по крайней мере ничего не рассказали).

Расследование в какой-то момент начинает выглядеть крайне глупо, скорее всего это недостаток мастерства у постановщика. Вот зрителю показан выпуск “Русской рулетки”, где жертвы играют в камень-ножницы-бумага, вот эта запись попала к полицейским. Полицейские с ужасом смотрят на беспредел. Вот зрителю снова показывают запись эфира с последующими зверствами под управлением Презентера, а полицейские смотрят. То есть весь фильм – это подсчёт количества потерянных полицейскими жертв, потому что действие перемежается эфирами и просмотрами. Как таковое расследование не ведётся, чтобы за ним было интересно наблюдать.

Вопросы к сценарию

Шоу в прямом эфире “Русская рулетка” выходит в даркнете, но его смотрят люди по всему миру словно это обычное шоу в открытом доступе. Смотрят абсолютно все – и взрослые, и подростки, и даже дети тайком в своей кроватке. Значит, доступ в даркнет осуществляется без проблем? Как все эти люди могли выйти на эфиры? Они же не могут быть все частью одного чата – слишком много их для закрытого клуба. Сначала в фильме озвучивается цифра – 238 человек, кто делает ставки, а потом Презентер восхищается, что количество зрителей выросло до десяти миллионов. Откуда они взялись?

Специалист IT в полиции (почему-то всего один), а потом и присоединившиеся к расследованию ФБР, никак не могли установить локацию согласно имеющимся данным, а рядовые граждане мира смотрят шоу на своих гаджетах? Разве это не противоречие? В фильме звучит фраза, что видео размещается через прокси-сервер в даркнете. Полицейские смотрят каждый эфир после того, как IT-отдел его отслеживает, а обычные люди смотрят эфиры свободно по всему миру. Тут я запуталась.

Самый большой вопрос у меня остался к тому, как именно поступил сигнал в полицию о том, где же искать местонахождение студии, где записывается шоу “Русская рулетка”. Катя Волкова (в исполнении Натальи Цветковой) отработала свой первый день в ювелирном магазине, после которого управляющая магазином одобрила её кандидатуру.

Катя Волкова (в исполнении Натальи Цветковой)
Катя Волкова (в исполнении Натальи Цветковой)

В конце рабочего дня коллега Кати Софи пригласила её в бар, чтобы отметить удачно пройденное испытание. В баре Катя рассказала, что живёт в США год (сбежав из Москвы от мужа-тирана), у неё есть сын Лев, кого она называет котёнком. После того, как девушки разошлись в разные стороны из бара, на Катю напали и бросили в какой-то бункер, где ждут своей участи все жертвы Презентера. Пока она там была, стало известно, что среди зрителей шоу появилось полицейское управление Портленда и Презентер откуда-то знает, как Катя называет своего сына, хотя она сама здесь этого не говорила. И в итоге она сообразила, что раз полицейское управление смотрит эфир, можно подать им сигнал. У Презентера есть привычка задавать вопросы своим жертвам, и, когда очередь снова дошла до Кати, она перечислила тех, по кому скучает, упомянув и коллег.

В своей речи она произнесла фразу, что “скучает по коллегам”. Бенджамин, несколько раз прослушав эту речь, наконец обратил внимание на фразу о коллегах и умножил два на два – Катя проработала всего один день и скучать не может, значит, это сигнал. В ювелирном магазине Бенджамин поговорил с Софи, которая очень умело шифровалась. Она солгала, что у злоумышленников её сын и дала адрес склада, где пишется эфир.

Самое странное для меня то, что Катя в такой стрессовой ситуации увязала мимолётные посиделки с Софи, кому она рассказала о себе личные данные, с тем, что с ней произошло. Она поняла, что Софи может работать в паре с Презентером?

Тогда пропадает логика в выборе жертв для участия в шоу. Если до этого похищали случайных людей, не имеющих ничего общего, то почему Софи решила выбрать именно Катю? Тогда где была Софи во время остальных похищений?

И почему только Кате выжгли клеймо с логотипом шоу на ляжке – остальные жертвы об этом не говорили. Значит, какой-то принцип у Презентера всё же есть?

Финал триллера даёт понять, что шоу будет продолжаться. Полиции не удалось поймать Презентера, он всех обхитрил. А меня этот фильм совсем запутал.