Армия должна защищать свой народ. Каждый солдат и офицер обязан погибнуть, но не допустить, чтобы в его соотечественников кто-то посмел стрелять. Для этого армия и существует. К сожалению, немало властителей и ныне полагает, что армия прежде всего должна защищать его, любимого, причем нередко, от собственного народа. И когда народ взбунтуется, и захочет освободиться от властителя, тогда армия должна сограждан усмирить – плетями, шашками. А то и пулями с картечью. А еще армия, по мнению определенных властителей, должна беспрекословно и не думая, выполнять их приказы.
Но так полагают сами властители, а вот в рядах армейских с ними далеко не все согласны. Хорошо, если приказ вождя разумный и не противоречит человеческой морали. А если он преступен, и от солдат требуют стрелять в свой народ? Тут уж верность присяге становится весьма сомнительным аргументом. Но армия живет по Уставу.
Еще 6 декабря 1989 года на встрече с Горбачевым Николае Чаушеску заверял советского лидера, что полностью контролирует ситуацию в Румынии, и отклонил идею проведения в своей стране аналога Перестройки. Он и сам был уверен в полном контроле над ситуацией. Но уже 16 декабря в Тимишоаре начались протесты, которые быстро приняли угрожающую форму. Жители города требовали свержения диктатора.
Когда счет протестующих пошел на тысячи, Чаушеску выступил по национальному телевидению, в своем выступлении он обвинил пастора Тёкеша (из-за попытки выселения которого и начались волнения) в шпионаже в пользу Запада и потребовал прекратить беспорядки. А еще он приказал министру национальной обороны Василе Миле ввести в Тимишоару войска.
Однако генерал заявил, что: – "Я не нашел в Уставе ни одного пункта, по которому армия должна стрелять в свой народ". Министра оставили на своем посту, хотя первоначально планировали сместить, но отстранили от командования армией. Его заместитель Виктор Стэнкулеску отдал приказ войскам войти в Тимишоару для подавления волнений. Также в город ввели дополнительные силы госбезопасности "Секуритате".
Стрельба на поражение привела к тому, что 18 декабря по приказу Елены Чаушеску (человек No2 в стране, Великая мать) в Бухаресте было кремировано 40 тел, людей погибших в Тимишоаре. Восстание быстро распространялось по стране, 22 декабря уже в столицу пришлось ввести войска.
И тут национальное радио сообщило, что генерал Василе Миля, отказавшийся стрелять в народ, покончил с собой. Народ в это не поверил, а вскоре и армия примкнула к восставшим. Падение диктатуры стало практически неизбежным.
P.S. Прошу всех здесь и здесь прочитать о свержении Чаушеску. Оно того стоит.
Донат (добровольную помощь) можно оказать путем перевода любой суммы от 10 рублей на карту Сбер 2202 2024 8957 1285.