Устойчивость социалистического лагеря базировалась на мощь и танки Советского Союза. Бывали случаи, когда одна из стран (Венгрия 1956 год, Чехословакия 1968 год) начинала сопротивляться правящему по лицензии Москвы режиму, но "заблудшую овцу" Большой брат и товарищи по соцлагерю быстро возвращали на путь к сияющим вершинам коммунизма.
Однако окончание 80-х годов привело к параду "бархатных" революций, когда коммунисты бескровно передавали власть демократически настроенным силам. Воспрепятствовать отходу от заветов Вождя пролетариата СССР не мог, ибо этот шторм и распространился из Советского Союза. Инициированная Горбачевым перестройка грозила потопить корабль под названием СССР, и коммунистическим вождям страны было уже не до поддержки братских партий — удержаться бы у власти самим.
Но в этом параде "бархатных" революций Восточной Европы было исключение — вождь Румынии Николае Чаушеску и слышать не желал ни о демократических преобразованиях, ни о перестройке, ни о передаче власти. Да и вообще в социалистическом лагере Румыния долгое время держалась обособленно, порой довольно откровенно заигрывая с Западом, но не переходя на его сторону.
Еще в 1968 году Николае Чаушеску выступил против подавления "Пражской весны", в 1979 году отказался поддержать развязанную СССР афганскую войну. А в 1984 году Чаушеску и вовсе пошел против всего соцлагеря, отправив своих спортсменов на Олимпиаду-84 в Лос-Анджелес. А еще он единственный из коммунистических лидеров сотрудничал с МВФ и на деньги этого фонда смог добиться изрядного промышленного роста.
Вот только кредиты, а их было набрано на сумму от 13 до 22 миллиардов долларов, нужно было отдавать. И когда пришел срок выяснилось, что отдавать-то нечем — Румынию поразил жестокий кризис перепроизводства — продукцию государства крайне неохотно покупали страны СЭВ, а на Западе она и вовсе никому не была нужна.
МВФ предложил изящный выход — выход из соцлагеря в обмен на списание всех долгов. Однако Чаушеску понимал, что выход из сферы влияния Советского Союза означает полную вассальную зависимость от Запада. Да и с личной властью, видимо, придется расстаться. А ведь его уже звали Великий Кондукэтор (рум. предводитель, вождь) и культ личности весьма походил на почитание Мао в Китае. На такое румынский лидер пойти не мог и решил выплатить долги.
Страна ушла в режим жесточайшей экономии — на продукты были введены карточки, бензин (а ведь в Румынии богатые нефтяные поля Плоешти) можно было получить только по талонам, а электричество в жилые дома подавалось в строго определенные несколько часов в сутки. Падение уровня жизни простых румын оказалось катастрофическим. Но весной 1989 года государство полностью рассчиталось по внешним долг
Однако впавший в нищету народ уже люто ненавидел своего вождя, а заодно и его супругу Елену Чаушеску, которую официальная пресса именовала не иначе как Великой матерью. Народ в стране голодал, но его недовольство было скрытым, за годы своего правления чета Чаушеску (а Елена явно претендовала на роль человека No2 в стране) создала мощную систему госбезопасности "Секуритате", которая полностью подавляла все протесты и инакомыслие. Даже когда страну охватил жесточайший экономический кризис сотрудникам "Секуритате" подняли зарплату и выдавали совсем неплохие продовольственные пайки.
6 декабря 1989 года состоялась встреча Чаушеску и Горбачева. Последний указывал, что отказ от перестройки приведет Румынию к катастрофе, но Великий Кондукэтор был уверен, что народ полностью запуган и контроль над ситуацией абсолютный. Однако народ уже не мог терпеть диктатуру, и 16 декабря 1989 года полыхнула Тимишоара. Это было начало конца, хотя Чаушеску и не понял произошедшего.
Впрочем, рассказ о последовавшем восстании это сюжет для статьи которая последует позже.
Уважаемые читатели! Если вам вдруг понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях.