Найти в Дзене

«Еще один выстрел «Револьвера». Обзор переиздания 2022 года альбома группы The Beatles «Revolver».

Успешная кампания про ремикшированию (со сведённым заново звуком из мультитреков с учетом современных технологий и последних достижений в аудиотехнике) и переизданию альбомов группы The Beatles ежегодно с 2015 года преподносила поклонникам и меломанам новые роскошные релизы:

Все издания содержали осовремененный звук, сведенный с оригинальных плёнок, снабжались большими книгами по истории альбомов с фотографиями, воспроизводили справочную информацию по каждой песне, а главное выпускались в расширенных форматах, как на физических носителях (от стандартных компакт-дисках и виниловых пластинок до ультра современных мультиканальных DVD и Blu-Ray Audio / Video), так и в виде цифрового контента с высоким разрешением. Переиздания занимали высшие строчки хит-парадов, что позволяло констатировать лишь один факт: музыка группы The Beatles была востребована и актуальна в XXI веке.

Контроль над всеми переизданиями осуществлялся холдингом «Calderstone Productions Limited», основанный в ноябре 2012 года для управления авторскими правами и наследием участников The Beatles, и битловской компанией «Apple Records» во главе с главным исполнительным директором Джеффом Джонсом (Jeff Jones).

За техническую сторону переизданий в вопросе микширования и восстановления звука со старых плёнок 60-х годов отвечал сын продюсера The Beatles Джорджа Мартина (George Martin) - Джайлз Мартин (Giles Martin).

Именно Джайлз Мартин совместно с командой инженера Сэма ОКелла (Sam OKell) в период с конца 2020 по 2022 года усердно трудились в студии «Abbey Road Studios» над восстановлением и обновлением звука очередного переиздания битловского наследия, которым стал легендарный альбом 1966 года «Revolver».

Варианты переиздания 2022 года альбома "Revolver" группы The Beatles.
Варианты переиздания 2022 года альбома "Revolver" группы The Beatles.

В интервью различным британским изданиям, Джайл Мартин рассказывал, что идея вести работу над альбомами The Beatles более позднего периода, а затем вернуться к ранним дискам «ливерпульской четверки», пришла именно ему. Данное обстоятельство связано с худшим качеством записей раннего творчества, для которых с одной стороны необходимо больше времени для восстановления, а с другой стороны, идет параллельно с прогрессом звуковых технологий, которые улучаются и позволяют решать задачи, которые были невозможны еще несколько лет назад.

Именно при создании новых миксов песен альбома «Revolver» активно была применена аудиотехнология (audio software) «MAL» («Machine Audio Learning»), созданной звукотехниками команды режиссёра Питера Джексона (Peter Jackson), который работал над проектом 2021 года «The Beatles Get Back».

Система «MAL», основанная на искусственном интеллекте (AI) компьютерной машины, способной выполнять задачи по разделению звуковых дорожек в отдельные треки. За работу указанной системы отвечал коллега Питера Джексона, создатель аудио эффектов и кино композитор Эмиль де ла Рей (Emile de la Rey).

Если поздний период группа The Beatles работала в студийных условиях, позволяющих записывать каждый музыкальный инструмент и вокальную часть на отдельную звуковую дорожку, то для ранних альбомов зачастую использовалась одна дорожка для нескольких инструментов (например, ритм-секция состоящая из бас-гитары Пола МакКартни (Paul McCartney) и ударных Ринго Старра (Ringo Starr) записывалась на одну плёнку), а другая для всех вокальных наложений. Как следствие, стерео микс песни содержал один канал звучания с инструментами, а второй – включал вокальные партии.

Во многих британских домах середины 60-х годов стерео аппаратура отсутствовала из-за высокой стоимости. Меломаны тех лет предпочитали монофоническое звучание, которое позволяло оценить запись с правильной палитрой и вокальными партиям, размещенных по центру. Даже продюсер Джордж Мартин и гитарист группы Джордж Харрисон (George Harrison) настаивали на моно версии альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», как содержащий аутентичный звук, соответствующий замыслу и идеям музыкантов.

Джайлз Мартин и Сэм ОКелл при работой над новой версией альбома «Revolver» ставили перед собой сложно выполнимую задачу по сведению стерео панорамы песен, но так, чтобы они звучали, как монофонические миксы, к которым привыкла публика и битломаны всего мира.

Помимо нового стерео варианта альбома продюсерская группа подготовила мультиканальные миксы (Surround Sound Mix) и специальную версию «Revolver» в Dolby Atmos Mix, которые станут доступны исключительно на стриминговых платформах.

Второй фронт работы холдинг «Calderstone Productions Limited» поручил инженеру по архивированию и передаче данных «Abbey Road Studios» Мэтью Кокеру (Matthew Cocker) для восстановления архивных записей участников «великолепной четверки» («fab four»). Инженером был задействован весь ресурс компании «Apple Records», друзей и родственников участников коллектива, для разбора наследия битлов периода 1966 года в целях находки набросков песен, демонстрационных записей, репетиционных дублей.

Найденные ранее неизданные варианты композиций тщательно восстанавливались, корректировались, обрабатывались от шумовых дефектов плёнок. Готовился новый звуковой трансфер на жесткий диск мультимедийной платформы. Из-за этого некоторые записи попали на переиздание в монофоническом звучании.

Начальные и репетиционные студийные дубли песен были сведены заново для выравнивания звукового фона и музыкальной палитры. После стерео миксы 2022 года были включены в расширенное издание на «сессионных» дисках.

Финальный этап подготовки предусматривал мастеринг подготовленных миксов всех песен альбома «Revolver» (выпущен 5 августа 1966 года, номер по каталогу Parlophone – PCS 7009) и сингла «Paperback Writer» / «Rain» (выпущен 10 июня 1966 года, номер по каталогу Parlophone – R 5452).

Работа по мастерингу для винилового издания велась в трех монтажных комнатах «Abbey Road Studios». За стерео версию альбома и сингла в миксах 2022 года отвечал инженер Майлз Шоуэлл (Miles Showell), за оригинальную моно версию «Revolver» 1966 года – звуковой монтажник Шон Маги (Sean Magee), а за «сессионные записи» - технарь Алекс Уортон (Alex Wharton).

Выпуск цифрового ремастера на компакт-дисках и в виде загрузочных файлов – контейнеров потребовал дополнительных усилий. Для этого в четвертой комнате «Abbey Road Studios» трудилась команда под руководством инженера Стива Рука (Steve Rooke).

После полного формирования музыкального контента будущего переиздания была подготовлена книга, которая вошла в состав полных коробочных вариантов альбома «Revolver», состоящих их пяти дисков.

Предисловия для книги написали продюсер Джайлз Мартин и Пол МакКартни. Справочную информацию по каждой песне и историческую статью «Путь к «Револьверу» подготовил британский радиоведущий и журналист Кевин Хоулетт (Kevin Howlett). Также о своих впечатлениях от альбома и о влияния «Revolver» на будущую музыкальную индустрию в публикации «Эволютор» высказался участник группы The Roots, американский музыкант и критик Questlove.

При оформлении переиздания использованы оригинальные макеты Клауса Формана (Klaus Voormann).

Обложка расширенного переиздания 2022 года альбома "Revolver".
Обложка расширенного переиздания 2022 года альбома "Revolver".

Выпуск ремикшированного альбома «Revolver» состоялся 28 октября 2022 года. 4 ноября 2022 года переиздание вошло в официальный хит-парад альбомов Великобритании, где заняло второе место!

В американском хит-параде журнала «Billboard» - позиция номер четыре.

«Revolver» выстрелил в десятку лучших альбомов в национальных хит-парадах Австралии, Австрии, Бельгии, Канады, Чехии, Дании, Германии, Ирландии, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Швейцарии, Швеции, Японии.

Теневой рынок КНР «захлестнула» волна битломании. Диск был издан нелегальным тиражом, который наполнил рынки стран Азии.

Трек-лист переиздания альбома «Revolver»:

Диск № 1стерео ремикс 2022 года:

01. «Taxman»* – 2:36

02. «Eleanor Rigby» – 2:11

03. «I'm Only Sleeping» – 2:58

04. «Love You To»* – 3:00

05. «Here, There and Everywhere» – 2:29

06. «Yellow Submarine» – 2:40

07. «She Said She Said» – 2:38

08. «Good Day Sunshine» – 2:08

09. «And Your Bird Can Sing» – 2:02

10. «For No One» – 2:03

11. «Doctor Robert» – 2:14

12. «I Want to Tell You»* – 2:30

13. «Got to Get You into My Life» – 2:31

14. «Tomorrow Never Knows» – 3:02

Диск № 2сессии звукозаписи, часть первая:

01. «Tomorrow Never Knows» (Take 1) – 3:32

02. «Tomorrow Never Knows» (Mono mix RM 11) – 3:05

03. «Got To Get You Into My Life» (First version, Take 5) – 4:10

04. «Got To Get You Into My Life» (Second version, Unnumbered mono mix) – 2:36

05. «Got To Get You Into My Life» (Second version, Take 8 stereo) – 2:48

06. «Love You To»* (Take 1, mono mix) – 2:40

07. «Love You To»* (Unnumbered rehearsal, mono mix) – 1:35

08. «Love You To»* (Take 7) – 2:55

09. «Paperback Writer» (Takes 1 and 2, Backing mono track) – 3:38

10. «Rain» (Take 5, Actual speed) – 2:38

11. «Rain» (Take 5, Slowed down for master tape) – 3:12

12. «Doctor Robert» (Take 7) – 2:59

13. «And Your Bird Can Sing» (First version, Take 2) – 2:14

14. «And Your Bird Can Sing» (First version, Take 2, giggling) – 2:23

Диск № 3сессии звукозаписи, часть вторая:

01. «And Your Bird Can Sing» (Second version, Take 5) – 2:20

02. «Taxman»* (Take 11) – 2:37

03. «I'm Only Sleeping» (Rehearsal fragment, mono mix) – 0:48

04. «I'm Only Sleeping» (Take 2, mono mix) – 2:28

05. «I'm Only Sleeping» (Take 5, mono mix) – 2:43

06. «I'm Only Sleeping» (Mono mix RM1) – 3:07

07. «Eleanor Rigby» (Speech before Take 2) – 2:11

08. «Eleanor Rigby» (Take 2) – 2:20

09. «For No One» (Take 10, Backing track) – 2:23

10. «Yellow Submarine» (Songwriting work tape, part 1, mono mix) – 1:04

11. «Yellow Submarine» (Songwriting work tape, part 2, mono mix) – 4:42

12. «Yellow Submarine» (Take 4 before sound effects) – 2:37

13. «Yellow Submarine» (Highlighted sound effects) – 3:03

14. «I Want To Tell You»* (Speech and Take 4) – 1:24

15. «Here, There And Everywhere» (Take 6) – 2:29

16. «She Said She Said» (John's demo, mono mix) – 1:10

17. «She Said She Said» (Take 15, Backing track rehearsal) – 3:24

Диск № 4 оригинальный моно микс альбома 1966 года:

01. «Taxman»* – 2:36

02. «Eleanor Rigby» – 2:11

03. «I'm Only Sleeping» – 2:58

04. «Love You To»* – 3:09

05. «Here, There and Everywhere» – 2:29

06. «Yellow Submarine» – 2:40

07. «She Said She Said» – 2:39

08. «Good Day Sunshine» – 2:08

09. «And Your Bird Can Sing» – 2:02

10. «For No One» – 2:03

11. «Doctor Robert» – 2:14

12. «I Want to Tell You»* – 2:30

13. «Got to Get You into My Life» – 2:35

14. «Tomorrow Never Knows» – 3:00

Диск № 5мини-альбом (EP) «Paperback Writer» / «Rain»:

01. «Paperback Writer» (new 2022 stereo mix) – 2:16

02. «Rain» (new 2022 stereo mix) – 3:01

03. «Paperback Writer» (Original 1966 mono mix remastered) – 2:23

04. «Rain» (Original 1966 mono mix remastered) – 3:01

Все песни написаны Джоном Ленноном (John Lennon) и Полом МакКартни, за исключением треков, маркированных звездочками, автором которых является Джордж Харрисон.

Разбор содержания и треков полной версии переиздания альбома «Revolver».

(в скобках указана позиция композиции на дисках).

«Taxman». Переиздание альбома «Revolver» содержит три версии песни Джорджа Харрисона. Ранний дубль № 11 (диск № 3, трек № 2) композиции записан 21 апреля 1966 года и содержит дополнительные наложения (overdubbed) электрогитары и вокальных гармоний Джона Леннона и Пола МакКартни, поющих фальцетом. При окончательном монтаже трека данные эффекты будут удалены.

Стерео микс 2022 года (Д1, Т1) приближен по звучанию к монофонической версии (Д4, Т1), но содержит несколько существенных различий. Прежде всего стерео микс укорен и слушается динамичней и энергичней (продолжительность стерео – 2:39, моно – 2:42).

В стерео - убраны эффекты повторов звука с постепенным затуханием, который доминирует в монофоническом сведении «Taxman», а также снижен уровень реверберации. Звук стал чище. Вокал Джорджа Харрисона размещен в центре каналов.

Мультиканальная версия «Taxman» в Dolby Atmos Mix содержит интересное решение с гитарой партией, которая звучит в круговом диапазоне, иногда неожиданно.

Результат нового сведения «Taxman» превзошел все ожидания команды звуковых техников. Ими было предложено выпустить песню раньше основного релиза для промоушена и раскрутки переиздания альбома «Revolver». Британский кинорежиссер Дэнни Сангра (Danny Sangra) снял анимационное видео на песню.

Смотрим:

Легендарная композиция Леннона – МакКартни «Eleanor Rigby» на диске «сессий» представлена диалогом и репетицией (Д3, Т7) и полным инструментальным дублем № 2 (Д3, Т8), который был записан струнной секцией оркестра под руководством продюсера Джорджа Мартина 28 апреля 1966 года по просьбе Пола МакКартни, который на следующий день (29 апреля 1966 года) запишет основную вокальную партию.

Оригинальный моно микс «Eleanor Rigby» (Д4, Т2) звучит неспешно, камерно и волнительно, но оставляет впечатления записи середины 60х годов. Стерео микс (Д1, Т2) – осовременен за счёт повышенного уровня громкости, ускорения воспроизведения и выделения струнных инструментов на передний план, которые затмевают вокал.

Цифровые версии переиздания на CD и в виде загрузочных файлах из-за повышенного уровня громкости заметна компрессия, то же дефект слышан и в Dolby Atmos Mix. Виниловый мастеринг не содержит такой изъян. Предпочтение на стороне моно микса 1966 года.

Слушаем:

Композиция «I'm Only Sleeping» на переиздании альбома «Revolver» представлена аж в шести вариантах. Первый репетиционный фрагмент (Д3, Т3) сыгран 27 апреля 1966 года в тональности ми минор и содержит гитару, ударные, вибрафон и шепот Джона Леннона.

Дубль № 2 (Д3, Т4) с присутствием всех участников «ливерпульской четверки» сыгран в расслабленной форме. Джон Леннон сбивается и путает слова песни, зато на композиции можно слышать сольные проигрыши двух электрогитар. Микс дубля представлен в моно сведении.

Дубль № 5 (Д3, Т5) исполнен музыкантами в быстром темпе. По сути, данный трек это репетиционных инструментальный прогон группы перед основной записью.

Итак, 29 апреля 1966 года основная работа The Beatles на песней «I'm Only Sleeping» была завершена в студии № 3 «EMI Recording Studios», а в мае 1966 года звукоинженером Джеффом Эмериком (Geoff Emerick) был подготовлен первый монофонический микс песни (Д3, Т6) маркирован как «ремикс № 1». Указанный вариант с многочисленными вставками гитарного соло Джорджа Харрисона, воспроизведенное задом наперед (эффект петли – лупер) не понравился Джону Леннону, но был использован для выпуска на американском (скандальном) альбоме «Yesterday» And Today» (выпущен 20 июня 1966 года, номер по каталогу Capitol Records – ST 2553).

Именно «ремикс № 1» имеет наиболее длительную продолжительность и самую сложную аранжировку. Из-за этих обстоятельств многими поклонниками группы считается лучшей версией песни.

В июне 1966 года Джефф Эмерик подготовил финальный моно микс (Д4, Т3), который вышел на альбоме «Revolver» в Великобритании и во всем остальном мире. Микс содержит большое количества эхо эффектов, которые любил Джон Леннон, так как прятал свой вокал.

Стерео микс 2022 года «I'm Only Sleeping» (Д1, Т3) содержит кристально чистый голос Джона на фоне гитар и усиленной басовой партии Пола МакКартни. В миксе интересно выстроены голосовые гармонии. Неплохая работа команды современных звуковых техников позволяет несколько по-иному услышать известную во всем мире композицию.

Одна из самых технически сложных композиций альбома в ноябре 2022 года получила отличный видеоклип с использованием технологии анимации картин акварели на листах целлулоида. Режиссером стала британская художница и аниматор Эм Купер (Em Cooper).

На официальном канале The Beatles на ресурсе YouTube.com есть мини документальный фильм о создании видео ролика.

В феврале 2024 года клип на песню «I'm Only Sleeping» получил премию «Грэмми» в номинации «Лучшее музыкальное видео».

Смотрим клип «I'm Only Sleeping»:

Вторая песня с альбома «Revolver» авторства Джорджа Харрисона «Love You To» на момент выхода в 1966 году считалась самой радикальной по аранжировке, так как содержала индийские инструменты.

Переиздание альбома 2022 года содержит пять версий композиции, включая самый первый дубль (Д2, Т6), который был записан 11 апреля 1966 года под названием «Granny Smith». Эта ранняя запись записана дуэтом Джорджа Харрисона, который исполнил основную вокальную партию, сыграл на акустической гитаре и индийском ситаре, и Пола МакКартни, записавший вокальные гармонии. На записи еще отсутствуют массивные наложения других инструментов.

Разбирая архивы The Beatles периода 1966 года инженер «Abbey Road Studios» Мэтью Кокер прослушивал все катушки с пленками. На одной из безымянной пленке в самом конце оказалась записанной репетиция с песней «Love You To», которая отсутствовала в каталогах компании EMI. Очистив запись от шумов, он предложил Джайлзу Мартину включить её в состав переиздания (Д2, Т7), тем самым подарив меломанам неизвестную версии одной из песен группы The Beatles.

Дубль № 7 «Love You To» (Д2, Т8), создан на основе дубля № 6, путем наложения дополнительных партий индийской таблы Анила Бхагвата (Anil Bhagwat) и тамбурина Ринго Старра, был завершен 13 апреля 1966 года.

Окончательный моно микс песни (Д4, Т4) был подготовлен Джеффом Эмериком 16 мая 1966 года.

Стерео версия 2022 года «Love You To» (Д1, Т4) значительно превосходит по скорости воспроизведения оригинальную запись. Вокал Джорджа Харрисона звучит поверх инструментов, за счёт чего песня стала восприниматься несколько агрессивнее, как рага-металл. Главным достижением нового звучания старой классики стала правильная расстановка музыкальных инструментов по каналам. Индийская табла звучит «вязко», что особо заметно в мультиканальном «Surround Sound» миксе. Гитара и ситар расположены синхронно. Замечательно!

Погружаемся в нирвану:

Несмотря на большое количество дублей песни «Here, There and Everywhere», законченных вариантов существует только два. Это дубли №№ 6 (Д3, Т15) и 13, которые записаны 16 июня 1966 года в студии № 2 «EMI Recording Studios» («Abbey Road Studios»). Финальный (тринадцатый) дубль взят за основу для выпуска на альбоме «Revolver».

Неполный дубль № 7 «Here, There and Everywhere» использовался для выпуска на сингле «Real Love» (выпущен 4 марта 1996 года, номер по каталогу Apple Records – CDR 6425).

Шестой дубль издан впервые за 56 лет!

Монтаж монофонической версии песни (Д4, Т5) был завершен 21 июня 1966 года. Данная версия длительное время считалась каноничной, так как содержала правильные вокальные гармонии, которые звучали лишь в одном канале стерео микса 1966 года, что порой слушалось архаично.

Стерео микс 2022 года (Д1, Т5) «Here, There and Everywhere» во многом копирует подход к монозвучанию 60-х годов. Вокал Пола МакКартни центрирован. Хлопки и знаменитые вокальные гармонии The Beatles помещены глубоко в миксе, подчеркивая основную линии. Отлично прописан бас и гитара. Идеально!

В начале декабря 2022 года на песню также был выпущен анимационный видео клип английского режиссера-аниматора и художника-мультипликатора Рока Предина (Rok Predin).

Смотрим красивое видео на песню «Here, There and Everywhere»:

Знаменитая композиция «Yellow Submarine» с лидирующим вокалом Ринго Старра в переиздании 2022 года альбома «Revolver» представлена в шести различных вариантах. Слушателя ждет эволюция песни от простой демонстрационной записи (наброска) до финального обновленного звучания. Интересно, что долгие годы считалось, что основным композитором и автором текста песни «Yellow Submarine» является Пол МакКартни, которому Джон Леннон немного помог дописав пару фраз.

Сам Джон Леннон в интервью 1980 года говорил, что «Yellow Submarine» - дитя Пола. [Шотландский музыкант и композитор – прим. ЭКИРА] Донован (Donovan) помог написать текст. Затем я добавил несколько строк».

Однако представление на дисках «сессий» рабочие пленки в двух частях (Д3, Т10-11) опровергают устоявшееся мнение об основном авторстве Пола МакКартни. Исполнителем песни является Джон Леннон, который разрабатывает мелодию будущего международного хита на акустической гитаре, подбирает рифму и сочиняет текст. На второй записи (Д3, Т11) Пол МакКартни присоединятся к поющему Джону Леннону и подсказывает слова. Пленки датируются началом 1966 года. Создается ощущение, что история с написанием «Yellow Submarine» развилась зеркально наоборот. Основную часть написал Джон, а Пол помог ему.

С другой стороны, спустя года, этот факт уже не так важен, так как песня «Yellow Submarine» уже вышла за пределы битловской мифологии и живет отдельной и самостоятельной жизнью. Её разучивают в детских садах, включают в книги, как образчик британской литературы, изучают влияние музыкальной части на сознание и даже пытаются использовать в качестве психологического воздействия на массы.

Слушаем самую раннюю демонстрационную запись «Yellow Submarine» с рабочих плёнок с вокалом Джона Леннона:

26 мая 1966 года группа The Beatles при поддержке продюсера Джорджа Мартина и инженера Джеффа Эмерика приступают к студийной работе по полноформатной записи «Yellow Submarine» и записывает дубль № 4 (Д3, Т12), который признал лучшим из всех. Вокал Ринго Старра еще не подвергнут обработке и звучит чисто. Отдельный трек «Yellow Submarine» (Д3, Т13) это ремикс 2022 года, содержащий подборку звуковых эффектов.

Моно микс «Yellow Submarine» (Д4, Т6) был завершен 2 июня 1966 года. В данном виде композиция – самый привычным для слушателей вариант, так как песня вышла на семидюймовом сингле в августе 1966 года именно в таком виде.

Обновленный звук 2022 года «Yellow Submarine» звучит интересно. Хорошо прописаны вокальные партии. Наложенные звуковые эффекты справляются с задачей и погружают слушателя в атмосферу песни, что особенно заметно в мультиканальном формате.

Однако, микс нельзя назвать идеальным за счёт завышенного уровня громкости, который портит впечатление от песни. Бас-барабан Ринго местами выделяется на общем фоне и создает дискомфорт от прослушивания.

Наиболее удачный ремикс песни с центральной панорамой вокала вышел в далеком 1999 году на альбоме «Yellow Submarine Songtrack» (номер по каталогу Apple Records – CDP 724352148127).

Слушаем:

История психоделического и структурно-сложного номера «She Said She Said» начинается с простенькой демонстрационной записи Джона Леннона (Д3, Т16) продолжительностью около одной минуты, которую музыкант сделал в домашних условиях.

21 июня 1966 года группа посвятила работе над песней «She Said She Said» в студии № 2 «Abbey Road». Инструментальный дубль № 15 (Д3, Т17) будет использован в качестве основы для дальнейшего наложения вокальных дорожек. Именно эта запись демонстрирует мастерство участников музыкального коллектива в качестве инструменталистов. Обратите внимание на звонкую партию гитары Джорджа Харрисона, а на басовые «виньетки» Пола МакКартни. Шикарное исполнение!

Монофонический микс «She Said She Said» (Д4, Т7) завершён инженером Джеффом Эмериком на следующий день после записи основного дубля 22 июня 1966 года. К сожалению, в миксе электрогитара Джорджа Харрисона задвинута на второй план другими инструментами.

Стерео версия 2022 года (Д1, Т7) исправляет ряд недочётов оригинальных версий 1966 года. Прежде всего исправлен вокальный ряд и восстановлена гитарная партия, которая звучит ярко и звонко, что предает песне современное звучание. Один из удачных миксов переиздания. Мощно!

Убеждаемся:

Позитивно-солнечная «Good Day Sunshine» к большому сожалению единственная композиция переиздания альбома «Revolver» 2022 года, которая не представлена на дисках «Sessions» какими-либо репетиционным или рабочем дублем. The Beatles работали над её записью два дня: 8 и 9 июня 1966 года. Жаль.

Моно микс песни «Good Day Sunshine» (Д4, Т8) подготовлен инженерной группой 22 июня 1966 года. Именно этот вариант выпущен на оригинальном моно-альбоме 1966 года.

Обновленный стерео микс (Д1, Т8) подвергся минимальным изменениям. Вокал Пола МакКартни расположен по центру двух каналов. Ударные Ринго Старра усилены и выведены на передний план.

К сожалению, на всех вариантах переиздания (даже на виниловых пластинках) на отметке 1 минута 59 секунда присутствует короткий дефект монтажа записи, которой сильно заметен и портит впечатление от композиции. В мультиканальном миксе проблемное место сглажено за счёт объемного звука.

Слушаем:

Во время сессий звукозаписи альбома «Revolver» участники The Beatles записали две версии игривой композиции «And Your Bird Can Sing», аранжируя каждую из них в совершенно разных направлениях. Первые два дубля сыграны 20 апреля 1966 года в гамме ре минор. На переиздании представлен дубль № 2 (Д2, Т13).

Позже в тот же день Джон Леннон и Пол МакКартни пытаются записать вокальные гармонии дабл-трек (эффект «двойного голоса»). Задор и юмор в студии зашкаливают и вместо этого вокалисты начинают смеяться. Данный вариант получил название «версия первая – хихиканье». Полная запись с указанных сессий впервые была издана на двойном альбоме «The Beatles Anthology Volume 2» (выпущен 18 марта 1996 года, номер по каталогу Apple Records – CDPCSP 728).

В коробочном издании 2022 года представлен новый стерео микс «версии первой с хихиканьем» (Д2, Т14). Убран основной ведущий вокал Джона Леннона, а наложения «вторых голосов» со смехом и диалогом оставлены в качестве основной дорожки. Получился весьма интересный результат. Весьма позитивный трек. Рекомендуется прослушивать для поднятия настроения.

26 апреля 1966 года группой записаны новые дубли в тотальности ми мажор, которая получила название «версия вторая». Дубль № 5 включен состав диска с сессиями (Д3, Т1).

Дубль № 10 «And Your Bird Can Sing» («версия вторая») был использован для окончательного сведения в мае 1966 года. Монофонический микс представлен английским вариантом (Д4, Т9), а для выхода на территории США был избран ранний микс, который включен в альбом «Yesterday» And Today».

Стерео микс 2022 года (Д1, Т9) звучит тонко и звонко за счет великолепной гитарной партии Джорджа Харрисона на знаменитом двенадцати струнном «Рикенбакере». Вокал Джона Леннона обрел силу и мощь. Версия песни получилась настолько динамичной, что создается впечатление записанной в 2022 году. Весьма убедительный результат!

Слушаем:

Классическое произведение «For No One» на переиздании альбома «Revolver» содержит неизданную ранее рабочую версию с четырёх часовых сессий звукозаписи The Beatles 9 мая 1966 года. Репетиционный дубль № 10 (Д3, Т9) записан дуэтом: Пол МакКартни играет на фортепиано, а Ринго Старр исполняет партию ударных и перкуссии.

Двухминутная моно версия «For No One» (Д4, Т10) смонтирована звукоинженером Джеффом Эмериком 21 июня 1966 года. Композиция звучит великолепно. Моно микс более акустический и прозрачный, чем любая версия в стерео.

«For No One» образца 2022 года (Д1, Т10) прекрасный образец работы команды продюсера Джайлза Мартина и инженера Сэма ОКелла, который подтверждает теорию большинства поклонников творчества «ливерпульской четверки», что сотрудникам студии «Abbey Road» успешней удается решать задачи по ремикшированию произведений The Beatlesв классическом и акустическом исполнении, чем сложные рок-полотна.

Положительный результат особенно заметен в мультиканальном сведении, где заметен каждый инструмент, включая партию валторна в исполнении участника симфонического оркестра радиовещательной корпорации «BBC» Алана Сивила (Alan Civil).

Слушаем:

The Beatles начали работу над рок-номером «Doctor Robert» 17 апреля 1966 года в студии № 2 «Abbey Road». Дубль № 7 (Д2, Т12) наиболее полная трехминутная запись композиции, который частично использовался для окончательного монтажа и сведения песни в монофонический микс (Д4, Т11), оформленный звукоинженером Джеффом Эмериком во время одиннадцати часовой работы 21 июня 1966 года.

Оригинальный моно микс звучит глухо и перегружен эффектами эха. Стерео версия 2022 года (Д1, Т11) исправляет ситуацию с выравниванием саунда за счет ровного размещения инструментов по каналам. Вокал Джона Леннона с дополнительным пением Пола МакКартни звучит интересно и интригующе.

Необходимо особо отметить, что версия «Doctor Robert» в Dolby Atmos Mix звучит объемно за счёт панорамирования (pan pot) звука по всем каналам. Песня намного выигрывает в мультиканальном миксе и звучит продолжительнее оригинального сведения 1966 года.

Слушаем:

Первые сессии звукозаписи песни Джорджа Харрисона «I Want to Tell You» продолжительностью восемь часов проходили 2 июня 1966 года в студии № 2 «Abbey Road». Именно в эту сессию был записан короткий инструментальный дубль № 4 (Д3, Т14).

Моно микс композиции «I Want to Tell You» (Д4, Т12) завершен 3 июня 1966 года. В данной версии трек звучит медленнее и певуче. Вокал Харрисона «утоплен» в глубине инструментального оформления.

В стерео образца 2022 года песня (Д1, Т12) звучит уверенней. Звук чище. Вокальные гармонии хорошо прописаны и слышны. Отлично звучат ударные инструменты Ринго Старра, а также сольная партия электрогитары Джорджа Харрисона. Слушатели получили хороший вариант.

Слушаем:

Также, как и в случае с композицией «And Your Bird Can Sing» песня «Got to Get You into My Life» имеет две основные версии, записанные «ливерпульской четверкой» в разных тональностях. Над «версией первой», исполненной в медленном темпе, группа работала 7 апреля 1966 года в студии № 3 «EMI Recording Studios». Из пяти задокументированных попыток на расширенное переиздание альбома попал дубль № 5 песня «Got to Get You into My Life» (Д2, Т3). На записи доминирует партия электрооргана Пола МакКартни и интересные вокальные гармонии Джона Леннона и Джорджа Харрисона. Отредактированная и сокращенная версия дубля № 5 выходила ранее на альбоме «The Beatles Anthology Volume 2».

8 и 11 апреля 1966 года The Beatles возвращаются к работе над песней и записывают «версию вторую» в быстром и динамичном темпе. Во время работы над подбором материала для дисков «сессий» переиздания 2022 года инженер Мэтью Кокер также обнаружил неизвестный моно микс «версии второй» «Got to Get You into My Life», предположительно завершенный 11 апреля 1966 года (Д2, Т4). Трек не каталогизирован в архивах компании «EMI Records». Композиция аранжирована с наложением гитарного фузз эффекта и альтернативными вокальными гармониями. Неучтённый микс звучит в стиле проторэгги и это в 1966 году!

Открываем для себя неизвестных The Beatles:

Дубль № 8 «версии второй» «Got to Get You into My Life» (Д2, Т5) записан уже 18 мая 1966 года во время двенадцатичасовой рабочей сессии. Это инструментальная версия с многочисленными наложениями медной и духовой секций, включая трубы, горный рожок и саксофон. Все звучит в джазовой стилистике 30-х годов прошлого века.

Моно сведение «Got to Get You into My Life» (Д4, Т13) инженер Джефф Эмерик подготовил 20 июня 1966 года. Указанный микс наиболее полная окончательная версия песни, изданная вариантах альбома «Revolver». Её продолжительность длиннее на 10 секунд и включает дополнительные ноты медной секции.

Стерео микс 2022 года композиции (Д1, Т13) оформлен в современном звучании с доминированием электрогитары и ритм-секции, тогда как другие инструменты звучат тише. Вокал Пола МакКартни звучит по центру двух каналов и обладает сильной энергетикой.

Слушаем:

«Tomorrow Never Knows». Работа The Beatles над самой сложно-структурированной композиции «Revolver» началась раньше других песен альбома, хотя она завершает пластинку. Джон Леннон сочинил «Tomorrow Never Knows» в январе 1966 года, основываясь на текстах «Тибетской книги мёртвых» (тибетского буддийского текста «Бардо Тхёдол»).

Первый дубль «Tomorrow Never Knows» под названием «Mark 1» (Д2, Т1) был записан 6 апреля 1966 года в студии № 3 «EMI Recording Studios». Песня основана на многочисленных музыкальных петлях (лупер). В записи использовались музыкальные элементы, чуждые поп-музыке 60-х годов: авангардная и электроакустическая музыка.

Сокращенная и отредактированная «Mark 1» в 1996 году вошла в состав двойного альбома «The Beatles Anthology Volume 2».

В период с 27 апреля по 6 июня 1966 года команда инженеров под контролем продюсера Джорджа Мартина подготовила одиннадцать (!) монофонических миксов, каждый из которых содержал разные партии электрогитар, индийских танпуры и ситара. Моно микс под № 8 (RM 8) признан лучшим и вошел в состав оригинальной пластинки 1966 года (Д4, Т14).

Более продолжительный моно микс № 11 (RM 11) впервые официально издан в составе переиздания 2022 года на дисках «сессий» (Д2, Т2).

Стерео микс 2022 года Джайлза Мартина и Сэма ОКелла «Tomorrow Never Knows» (Д1, Т14) старательно сведен близко к оригинальной записи 1966 года. По всей видимости, специалисты звукового инжиниринга старались выверить и придать техническое совершенство композиции, из-за чего песня стала звучать стерильно.

Из положительных моментов обновленного микса можно выделить улучшение звучание голоса Джона Леннона и крайне интересное решение бэкмаскинга (фонетического реверса) электрогитары Джорджа Харрисона, который особенно заметен в мультиканальном сведении (Surround Sound или Dolby Atmos миксы).

Слушаем:

Во время работы над полноформатным студийным альбомом The Beatles также записали две песни для самостоятельного сингла: «Paperback Writer» и «Rain». Обе композиции заметно отличались от хитов других исполнителей эпохи середины 60-х годов технически совершенным и новаторским подходами к звукозаписи.

Над песней «Paperback Writer» участники «великолепной четверки» работали 13 и 14 апреля 1966 года в студии № 3 на Abbey Road. Изначально музыканты записали несколько дублей для основного инструментального трека (Д2, Т9):

Инженер Джефф Эмерик подготовил 14 апреля 1966 года моно микс для выпуска «Paperback Writer» на сингле (Д5, Т3).

Стерео микс 2022 года «Paperback Writer» (Д5, Т1) звучит быстрее оригинальной монофонической записи 1966 года и имеет сокращенную на девять секунд продолжительность. За счёт данного приема, песня слушается как рок-номер современной группы.

Все вокальные партии хорошо прописаны и звучат по центру композиции. Бас-гитара Пола МакКартни доминирует и наполняет «Paperback Writer» особым колоритом и динамикой. Отличная версия!

Слушаем:

Психоделическая композиция «Rain» записана группой 14 апреля 1966 года в студии № 3 на «EMI Recording Studios». В этот день The Beatles параллельно работали и над «Paperback Writer».

На дисках «сессий» представлен дубль № 5 песни «Rain» дважды. Первый раз при нормальной скорости воспроизведения, как группа записала в студии. Запись маркирована, как «фактическая скорость» («actual speed», Д2, Т10).

Второй – с замедленной скоростью воспроизведения мастер ленты, поверх которой записан вокал Джона Леннона, но отсутствуют дополнительные наложения подпевок и гармоний Пола МакКартни и Джорджа Харрисона (Д2, Т11).

Окончательный моно микс «Rain» (Д5, Т4) подготовлен Джеффом Эмериком 16 апреля 1966 года специально для выпуска на семидюймовом сингле.

Финальный стерео микс 2022 года композиции (Д5, Т2) получился отличным. Обновленная версия песни быстро нашла поддержку в среде поклонников и меломанов. Когда через год в ноябре 2023 года был переиздан знаменитый «Красный Альбом» («The Beatles / 1962-1966») в ремикшированном и расширенном виде с дополнительными треками, но композиция «Rain» не была включена в состава обновленного издания. Данное решение «Apple Records» вызвало массу недовольства среди фанатов, которые составляли петицию по включению песни в альбом.

Основным приятным моментом «Rain» образца 2022 года является синхронное распределение вокальных партий по левому и правому каналам, отсутствие эха эффектов и выделение гитарных партий Джорджа Харрисона. Великолепная игра Ринго Старра наиболее заметна на отдельной звуковой дорожке мультиканального микса с ударными инструментами. Психоделический номер обрел мощную энергетику.

Несколько слов продюсеру Джайлзу Мартину о песне «Rain»:

Слушаем и прощаемся с альбомом «Revolver» в современной версии 2022 года:

Итог.

Бесспорно, переиздание альбома «Revolver» 2022 года обладает большим количеством плюсов и выигрывает по сравнению со всеми предыдущими выпусками моно и стерео вариантов.

Новая версия содержит роскошное оформление, отличную справочную информацию, воспроизводит оригинальные коробки с мастер-лентами, первые графические наброски и макеты Клауса Формана, но главное – содержит огромный музыкальный контент: от черновых демонстрационных записей до ультра современных сведений композиций.

К сожалению, присутствуют существенные недостатки, которые не обошли стороной «Revolver». Прежде всего необходимо отметить, что самым существенными минусом является отсутствие аудио контента в высоком разрешении и мультиканальных миксов на физическом релизе в формате Blu-Ray Audio. Предыдущие юбилейный издания включали в себя подобный диск.

Вторым моментом, портящим впечатление от подарка издателей, наличие цифровой компрессии и средний динамический диапазон (DR).

Отдельно выделяется песня «Good Day Sunshine», которая не представлена какой-либо рабочей сессионной записью, а новый стерео микс содержит заметный дефект монтажа.

По данным интернет ресурса Discogs в мире выпущено 27 версий переизданий 2022 года альбома «Revolver» группы The Beatles. Рассмотрим наиболее интересные из них, а именно:

1. The Beatles: «Revolver». UK Super Deluxe 180 Gram 4 LP + 1 EP Box Set Edition. Apple Records / Universal Music Group International / Parlophone – 0602445599523, Apple Records / Universal Music Group International – 4559952.

2. The Beatles: «Revolver». EU Limited Vinyl Picture Disc Edition. Apple Records / Universal Music Group International – 0602445599707.

3. The Beatles: «Revolver». US Typo Corrected Limited Edition Vinyl. Parlophone – B0036541-01 / PC 7009 / 4559969, Apple Records / UMe – B0036541-01 / Capitol Records – B0036541-01.

Инженер Майлз Шоуэлл подготовил мастеринг и осуществил нарезку матриц для большого тиража альбома «Revolver» на поливинилхлоридой массе. Именно его клеймо «Miles» нанесено на виниловых пластинках. Исходный звук получился мягкий, приятным, «ламповым», с хорошо прописанными низкими частотами.

Наиболее интересным и обязательным форматом для коллекционеров винила, меломанов и аудиофилов является роскошное издание с четырьмя долгоиграющими пластинками (LP) на «тяжелой» массе в 180 грамм и мини-альбомом (EP) с композициями «Paperback Writer» и «Rain» (позиция № 1). Данный «супер делюкс» дополнен книгой и весь набор помещен в толстый футляр.

Коробочный вариант содержит полный трек-лист, включая четвертый диск с оригинальных моно мастер-пленок 1966 года, который является наиболее аутентичным по звуку.

Самостоятельное британской издание на отдельной пластинке в формате «винилового диска с изображением» («Picture Disc Vinyl») (позиция № 2) изготовлена из того же материала, что и стандартная пластинка. Однако, двухстороннее покрытие из полиэтилена, на которую нанесена графика, мешает стилусу получать чистый сигнал и делают воспроизведение шумным и искаженным. Таким образом, формат альбома «Revolver» на «Picture Disc Vinyl» может рассматриваться исключительно в качестве сувенирной продукции, а не для серьезного обсуждения звучания.

Американский пресс (позиция № 3), выпущенного эксклюзивно в комплекте («бандл») с футболкой, который распространялся через крупные сетевые магазины США, содержит аналогичный мастеринг британскому изданию. Однако, тираж исполнен на «средней» массе винила в 140 грамм. В данной версии альбом «Revolver» звучит хорошо, но износостойкость пластинки оставляет желать лучшего.

4. The Beatles: «Revolver». EU 5 CD Box Set Deluxe & Limited Edition. Apple Records / Universal Music Group International/ Parlophone – 4559941, Apple Records / Universal Music Group International / Parlophone – 0602445599417.

Цифровой мастеринг для издания на компакт-дисках и для загрузки контента через сеть интернет подготовлен инженером Стивом Руком. Динамический диапазон (DR) переиздания изначально сужен из-за чего слушатель ощущает компрессию и сжатие звука. К сожалению, это затронуло не только последние переиздания каталога «The Beatles / Solo», но и большинство массовых изданий исполнителей музыкальной индустрии, так как основным потребителем контента становятся пользователи смартфонов и автолюбители.

Самое массовое издание 2022 года альбома «Revolver» выпущено в формате 5 CD и книга, которые помещены в плотный футляр, воспроизводящий оригинальное оформление пластинки 1966 года.

Существенным минусом нового издания является отсутствие мутьтиканального микса в формате Blu-Ray Audio, хотя командой продюсера Джайлза Мартина был подготовлен Dolby Atmos Mix, но он вышел исключительно в версии альбома для загрузки через сеть Интернет.

Пользователи специальной аудиоаппаратуры до сих пор ждут отдельного выпуска в формате Blu-Ray Audio, как это сделала, например, маркетинговая команда Pink Floyd с ремиксом альбома 1977 года «Animals -2018 Remix-».

5. The Beatles: «Revolver». Japanese 2 SHM-CD Deluxe Limited & Special Edition. Parlophone / Apple Records / Universal Music Group International – UICY-80211/80212.

6. The Beatles: «Revolver». Japanese SHM-CD Regular Paper Sleeve Edition. Apple Records / Universal Music Group International – UICY-16125.

Японские издание новой версии альбома «Revolver» исполнено на высшей точке современного технологического прогресса и мастерства. Каждое издание снабжено дополнительной информацией и буклетом с текстами песен.

Во-первых, цифровой мастеринг прошел дополнительную стадию постобработки, где динамический диапазон (DR) был расширен.

Во-вторых, весь тираж, что расширенного издания на пяти CD, что специального издания на двух CD, что самостоятельный релиз на одном диске, выполнен из ультратонкого и сверхпрозрачного нанопластика с дополнительным слоем напыления, что позволило обеспечить сверхчитаемость на любом приводе и аппарате.

Данный релиз – лучшее издание после винилового тиража для комфортного и естественного прослушивания.

7. The Beatles: «Revolver 2022 Mix». Russian Unofficial Release Stereo Remixed and Mono versions of album on CD. Apple Records / Universal Music Group International – 00602445382774, Parlophone – PCS 7009.

8. The Beatles: «Revolver: Sessions 2CD Edition». Russian Unofficial Release sessions of album on 2 CD. Apple Records / Universal Music Group International – 0602445599417, Parlophone – PCS 7009.

Российский релиз британского коробочного издания из пяти компакт-дисков был полностью переработан в целях удешевления продукции. Изготовлен представителями лейбла «Kivi». На один диск были помещены новый стерео микс 2022 года и монофоническая оригинальная версия альбома «Revolver» 1966 года (диски №№ 1 и 4 оригинального издания). Данный диск получил название «Revolver 2022 Mix».

Вторая компиляция из двух дисков под названием «Revolver: Sessions 2CD Edition» вместил в себя три части (диски №№ 2, 3 и 5) британского релиза. Причем диск № 5 с мини-альбомом «Paperback Writer» / «Rain» разделен на по два трека. Каждое издание содержит сокращённый восьмистраничный буклет.

В серьез данное издание рассмотрено быть не может. Следует отметить, что трек-лист для российского релиза собирался не из состава расширенного оригинального переиздания 2022 года на компакт дисках, а компоновался из цифровых файлов – контейнеров, полученных через сеть Интернет (позиция № 9).

9. The Beatles: «Revolver». 63 tracks x 96kHz/24bit Stereo FLAC© 2022 Calderstone Productions Limited (a division of Universal Music Group) This Compilation ℗ 2022 Calderstone Productions Limited (a division of Universal Music Group).

Стандартный альбом:

Revolver (2022 Mix), The Beatles - Qobuz

Расширенный альбом:

Revolver (Super Deluxe), The Beatles - Qobuz

Легальный цифровой релиз переиздания альбома «Revolver» 2022 года содержит весь музыкальный контент. Существенными плюсами данного релиза является высокий битрейт (аудио высокого разрешения), а также удобство использования и легкость воспроизведения.

«Ты не можешь быть нигде, кроме того места, где тебе предназначено быть».

Общий итог на 83 балла из 100 возможных.

Дополнительная информация о массивном переиздании альбома «Revolver» группы The Beatles на официальных ресурсах:

https://usastore.thebeatles.com/products/revolver-special-edition-5cd-remastered?srsltid=AfmBOooZfxTZ3ED2OKQJEGO8FMaGmZwZqWQesSNflNlBuI61lZJTyMgL

https://www.thebeatles.com/announcing-revolver-special-editions

https://superdeluxeedition.com/news/the-beatles-revolver-box-sets-official-details-and-pre-order-links/

Дополнительно можно почитать статьи на канале "ЭКИРА" о группе The Beatles:

1. «Цветная классика». Обзор переиздания 2023 года альбомов «The Beatles / 1962-1966» («Красный Альбом») и «The Beatles / 1967-1970» («Синий Альбом»).

2. «Теперь и тогда». Разбор форматов изданий песни The Beatles «Now and Then».