Макс Ферстаппен считает, что инженерам Red Bull удалось нащупать корень проблем с машиной и сделать её более управляемой. По словам действующего чемпиона, уже на этапе в Баку болид стал более послушным, и теперь команда на правильном пути.
Так это или нет, ещё предстоит выяснить. Но от действий инженеров Red Bull зависит не только судьба титула текущего сезона, но и будущее всей команды.
На что надеется Ферстаппен
Проблемы с балансом у Red Bull продолжаются уже несколько месяцев. Как признался недавно руководитель команды Кристиан Хорнер, ещё в прошлом году инженеры пошли не тем путём в развитии болида, и в полной мере это раскрылось в нынешнем сезоне — когда существенно прибавил McLaren. Хорнер отметил, что об этих проблемах команду предупреждал Серхио Перес, но второго пилота тогда никто не послушал. Впрочем, по словам Макса, он тоже заметил, что что-то не так.
«Я быстро понял, что машина немного отличается от прошлогодней в плане баланса. Но мы были намного быстрее соперников — или они были недостаточно хороши, и в начале сезона это компенсировало наши потери. Но ситуация становилась всё хуже и хуже — в какой-то момент пилотировать машину стало очень трудно, тогда как соперники добились большого прогресса», — поделился Ферстаппен в интервью порталу Motorsport.
Голландец утверждает, что на Гран-при Азербайджана машина вела себя заметно лучше — в первую очередь благодаря немного модифицированному днищу. При этом в Баку Макс впервые в сезоне проиграл в квалификации Пересу и должен был финишировать только седьмым — в топ-5 Ферстаппен попал лишь после столкновения Серхио с Сайнсом в концовке гонки. В Сингапуре Red Bull действительно выглядел стабильнее, однако на финише Макс проиграл Ландо Норрису более 20 секунд.
Насколько инженеры разобрались с машиной, станет ясно на Гран-при США — к гонке на «Трассе Америк» Red Bull готовит масштабное обновление, которое должно решить главные проблемы. Но даже если Ферстаппен вновь сможет доверять машине и будет атаковать в полной мере, этого может оказаться недостаточно, чтобы сравняться в скорости с вырвавшимся вперёд McLaren.
Так кто же всё-таки фаворит?
За шесть этапов до конца сезона Ферстаппен опережает Норриса на 52 очка — и математически может во всех оставшихся Гран-при и спринтах приезжать вторым, чтобы даже в случае постоянных побед Ландо стать чемпионом. Вроде бы маловероятно, что британец будет побеждать всегда, на фоне отрыва в 20 секунд в Сингапуре именно Ландо пока выглядит фаворитом отдельно взятой гонки.
Дело даже не столько в Ландо — сам Макс не может рассчитывать всегда быть вторым. Если McLaren сохранит хотя бы половину своего преимущество, то время от времени Ферстаппена на третье место будет задвигать Оскар Пиастри. Тем более нельзя забывать, что и голландец может ошибиться под давлением — в нынешнем сезоне такое случалось дважды.
Впрочем, несмотря на всё это, именно действующий чемпион остаётся фаворитом сезона. McLaren очень силён, но не на всех трассах одинаково хорош. Ошибки под прессингом допускает и Ландо Норрис, который в том же Сингапуре дважды зацепил стену. Будь хотя бы один из тех ударов хотя бы чуточку сильнее, и британец проигрывал бы Ферстаппену больше 80 очков.
Ситуация в чемпионате в любой следующей гонке может измениться как в одну, так и в другую сторону. Если Ферстаппена в Остине постигнет неудача, Норрис может разом сократить отставание вдвое. Ошибётся в США Ландо — и отрыв Макса в одно мгновение улетит в недостижимый для McLaren космос.
Дело не только в титуле
Предстоящие обновления Red Bull будут едва ли не судьбоносными — и дело тут даже не в борьбе за чемпионский титул. Они покажут, действительно ли технический директор Red Bull Пьер Ваше и его команда смогли без Эдриана Ньюи справиться с проблемами и сделать машину такой же эффективной, какой она была прежде. Потому что если инженеры не справляются сейчас, то что будет в 2025 и 2026 годах?
В следующем сезоне команды будут использовать фактически нынешние машины, при этом львиная доля ресурсов будет переброшена на создание шасси по новому техническому регламенту и проектирование нового двигателя — его под брендом Ford будут строить в департаменте Red Bull Powertrains. Потянет ли Ваше и его команда такой вызов, если в их руках машина, которая достигла беспрецедентного доминирования в 2023 году, в 2024-м стала неуправляемой?
Макс Ферстаппен наверняка не раз задавал себе этот вопрос. В паддоке уже не один месяц обсуждают возможный уход голландца из Red Bull, но раньше из вариантов был лишь Mercedes — с сомнительными для действующего чемпиона мира результатами. Но теперь есть Aston Martin, куда из Red Bull уходят Эдриан Ньюи и мотористы Honda. Сезон-2025 Ферстаппен точно проведёт с австрийцами, а вот затем, несмотря на подписанный контракт до конца 2028 года, возможны варианты.
И если на минуту представить, что Ферстаппен действительно покинет Милтон-Кинс в конце 2025-го, то что останется от Red Bull? Дитриха Матешитца больше нет, Ньюи ушёл в Aston Martin. От квартета основателей команды останутся лишь Кристиан Хорнер и Хельмут Марко, у которых весьма натянутые отношения. В таких условиях наверняка уйдёт и Марко — ему, в конце концов, уже 81 год. И тогда это будет уже совсем другой Red Bull.