Найти в Дзене
Сьеджин

Как так получилось, что есть дефицит сценариев при армии голодных сценаристов

Нонсенс? Отнюдь.

Ситуация на сценарном рынке действительно напоминает абсурдную, только, если смотреть со стороны. Это как с актёрами из предыдущей статьи – актёров много, кастинги проводятся регулярно, сериалов и фильмов снимается больше, чем за всю историческую перспективу, а не всем открыты ворота в съёмочный павильон.

Так и со сценариями – студий, снимающих фильмы и сериалы сейчас больше, чем когда бы то ни было в России, всем нужны сценарии, а сценаристы жалуются, что их нетленки не только не покупают, но и на письма в редакторский отдел не отвечают. И ответ на вопрос о покупках кроется в ответе на вопрос:

«А что, им ответить сложно?»

Ответить редактору совершенно не сложно. Да и роботы есть. Они и отвечают, указывая в том числе и то, что редактор не вступает в переписку с авторами, а студия присланные материалы не комментирует и не рецензирует. А всё потому что сами сценаристы виноваты. А в том, что сценаристы до такого безразличия довели редакторов, виноват переизбыток информации. Теперь поехали по увлекательной экскурсии объяснений:

В своё время сценаристам платили сущие копейки, расценивая их труд как и труд писателей. А к пишущей братии отношение всегда было вторичным. Всякого рода искусство страдает первым при катаклизмах. Когда людям надо выживать, то развлечения уходят на второй план. Не до трат на театры и цирк, понимаешь ли! Да и театров не так много было. Драматургов в товарном количестве необходимости плодить не было. Потом то же самое произошло с кино, пока не появилось телевидение, и спрос на сценарии подскочил.

Тогда сценаристов стали ценить. Выборочно. Платили хорошо только тем, по чьим сценариям фильмы зарабатывали кассу и статуэтки на кинофестивалях. Но сценаристы (сейчас об Америке) не такие уж и простаки. Если у всех в кино есть профсоюзы, то и они создали свой и потребовали, чтобы сценарный труд получил чёткие и понятные расценки. Так открылся ящик с волшебными палочками для желающих исполнить несбыточные желания.

-2

Как обыватель видит работу сценариста: сидит человечек за ноутбуком, печатает буковки и через пару-тройку месяцев кладёт в карман полтора миллиона рублей. Прелесть, а не работа. В тепле, за столом и в тишине. Не то, что по этажам рояли таскать при сломанном лифте.

Полтора миллиона рублей это минимальная ставка по данным агентств и просочившейся коммерческой тайны. Есть так же подтверждённая информация, что в 2023 году топовые авторы продавали свои сценарии полнометражных фильмов по два миллиона четыреста тысяч рублей за готовый вариант. А за одну серию сериала стоимость начинается с трёхсот тысяч. Читая эти строки, у вас желания написать сценарий и продать не появилось? Только честно!

Вот и в Голливуде несколько десятилетий назад так случилось, что спрос на знания как написать сценарий заставило предприимчивых авторов поделиться своими секретами в книжках. Горячие пирожки нервно завидовали скорости продаж тех первых учебников по сценарному мастерству. Глядя на это другие авторы, а с ними и редакторы подключились к наполнению рынка своими советами начинающим гениям. В итоге учебников по сценарному мастерству стало так много и в них столько информации, что процесс самообучения пошёл в извращённое русло. А следом подключились дельцы от образования, стали открывать курсы и выпускать каждый месяц по роте сценаристов.

Теперь каждый, кто краем уха послушал, краем глаза прочитал подобный курс, уже мнит себя сценаристом, которому просто обязаны платить полтора миллиона за сценарий. А то, что качество этих сценариев от ниже плинтуса до ниже среднего, так об этом сами сценаристы не желают и слышать.

-3

Я в своё время поработал редактором на самотёке. Это те работы, которые авторы присылают на общую почту. В среднем в месяц приходило около двадцати заявок. Половина сразу летела в корзину по причине полного отсутствия грамотности или откровенного бреда. Например:

«Все знают, что она тайно в него влюблена»
«Парни и девушки выпивают, смеются, танцуют и прячутся у всех на виду…»
«…стоит и медленно наплывает на Сашу…»
«Дима прыгает и смотрит, потом прыгает два раза и потом смотрит, и прыгает ещё много раз и много раз смотрит»

И в том же духе. Вторая половина читалась до зевоты. То есть до момента, когда понимаешь, что текста много, а ничего не происходит. Или автор всё написал стереотипами по шаблонам, совершенно не понимая тему, за которую взялся. И я первое время давал обратную связь, коротко перечисляя причину отказа. Лучше бы я этого не делал. Ибо с того конца неслись проклятия и обвинения, что я ничего не понимаю, что на экранах идёт ужас ужасный, а вот это, то, что прислали, гениальное произведение на Оскара, Пальмовую ветвь, Золотого медведя и прочие Глобусы.

Получая такую «благодарность» за ответы, я включил, как и все коллеги, автоответчик: «Присланные материалы не рецензируются, переписку с авторами редакторский отдел не ведёт. Мы вам ответим только в том случае, если присланный материал нас заинтересует». Это реально сберегает нервы и время. Толку от переписки с неуравновешенными авторами, видящими в профессии только полтора миллиона рублей не было, нет и не будет.

К сожалению, из-за неуравновешенных страдают и адекватные сценаристы-новички. Их мало, но они существуют. Но и тут я бы пожелал новичкам не слать сразу в студии свои первые пробы пера, а отдать опытным редакторам и скрипт-докторам на экспертизу. Потому что у всех новичков есть похожие проблемы, которые легко, за пять-шесть занятий лечатся. А студия не школа и воспитывать себе авторов ей смысла нет. У каждой студии уже есть пул своих сценаристов, проверенных, от которых знаешь, что ожидать. С такими работать проще.

-4

Ну и вытекающая из первых двух проблем – обилия информации и розовых очков, есть проблема фантазии. Все новички почему-то думают, что достаточно наворотить странных событий или смешать пару-тройку голливудских блокбастеров и будет интерес. А студии всегда ищут честные истории на современную тему. Россия – не США и то, что заходит в Голливуде, у нас не работает. У нас свой менталитет.

И теория, которую новички читают томами, на практике имеет иное применение. Написать живую сцену и прочитать, как она у кого-то прописана – две большие разницы.

И последняя, не менее важная проблема – темы и сюжеты. Если у автора нет боли в душе, если у него нет желания высказаться, выплеснуть накопившееся, то сценарий будет посредственным. За такие платят, если написано хорошо, но как раз по минимальным ставкам. Плюс идеи у разных авторов похожи. Как анекдоты про тёщу – баяны уже в дефиците. Поэтому и получается, что студиям новые сюжеты и новые авторы нужны, а новички сидят голодными, проедая воображаемый гонорар.