Так называемое нашествие Батыя на Русь начинается с Рязанского княжества и сожжения Рязани 21 декабря 1237 года.
Зададимся вопросом – зачем Батый пришёл на Русь? Ответ на этот вопрос находим в работе Льва Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь»
«Русь монголами не была ни подчинена, ни покорена».
«План монгольского командования заключался в том, чтобы в то время, когда половцы держали оборону на Дону, зайти к ним в тыл и ударить по незащищенным приднепровским кочевьям».
То есть у Батыя было две цели. Первая – оказать помощь русским князьям в отражении нападения крестоносцев, и вторая наказать половцев, поскольку половецкому хану Котяну после битвы на Калке удалось уйти с войском в Венгрию
Но не все князья ждали Батыя, как всегда, имела место «пятая колонна», которая работала на Запад (Венгрия, Польша), то есть князья-предатели, которые предупредили о походе Чингизидов на Европу.
В книге Каргалова «Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси» описывается путешествие на Русь венгерского монаха-доминиканца Юлиана осенью 1237 года, предпринятое в поисках Великой Венгрии. И он свидетельствовал, что: «князь суздальский передал словесно через меня королю венгерскому, что татары днем и ночью совещаются, как бы прийти и захватить королевство венгров-христиан», и что у татар «есть намерение идти на завоевание Рима и дальнейшего».
Юлиан также свидетельствовал, что Юрий Всеволодович Владимирский князь предупредил венгерского короля Белу IV о готовящемся походе чингизидов. Таким образом имело место предательство со стороны Владимирского и Суздальского князей.
Чингизиды в борьбе с половцами хотели видеть русских князей своими союзниками. Однако в 1223 году русские князья (Мстислав Удатной, зять хана Котяна, Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Даниил Волынский) поддержали половцев.
Чингизиды отправили посольство к русским князьям со словами: «Слышали мы, что идете вы против нас, послушав половцев. Но мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел, на вас не приходили, но пришли, посланные Богом, на холопов своих и на конюхов, на поганых половцев. Возьмите с нами мир, а с нами войны нет».
Русские князья не послушались и убили послов, среди которых был сын Субэдэя (Чамбек). В битве на реке Калке русско-половецкое войско потерпело поражение, князья были бескровно казнены, хан Котян сбежал с 40 тысячным войском в Венгрию, где его по-родственному принял король Бела IV (сын короля Стефан и дочь Котяна были помолвлены).
Половцам в Венгрии были предоставлены большие права, но венгерские дворяне ненавидели половецкого «приёмыша» и в 1241 году во время западного похода Чингизидов, он был убит в результате заговора.
Выйти к приднепровским кочевьям половцев Батый планировал через Черниговское княжество, но оно было в союзе с половцами, поэтому он решил пройти севернее через Владимирское княжество, а вошёл он на Русь через Рязанское княжество, которое, как оказалось тоже было в союзе с половцами и неприветливо встретило Батыя.
Рязанское княжество
О связи Рязанских князей с половцами, указывает летопись по Воскресенскому списку, датируемая 6275 летом.
Летопись повествует, что в 1217 году в борьбе за рязанский престол в селе Исады произошла кровавая резня. Племянники покойного рязанского князя Романа Глеб и Константин решили умертвить всех своих братьев, в том числе и своего родного брата Изяслава.
Они пригласили братьев в село Исады, якобы на переговоры о мирном разделе наследства.
Для гостей накрыли стол с многочисленными яствами, а когда они захмелели, то на них набросились половцы, нанятые Глебом и Константином.
Родной брат Глеба и Константина, Изяслав, двоюродные братья: Михаил Всеволодович, Святослав и Ростислав Святославичи, Роман и Глеб Игоревичи были убиты вместе со своей дружиной. В живых остался только один брат рязанский князь Ингварь Ингваревич, который опоздал на съезд и впоследствии отомстил за своих братьев, но убийцам удалось убежать в степь к половцам.
Батый, подойдя к Рязанскому княжеству остановился на границе на реке Воронеж и направил посольство к Рязанскому князю о признании покорности и уплаты десятины во всём, как они обычно это делали.
Вот как пишет об этом Новгородская летопись: «И оттоле посла послы своя, жену чародеицу и два мужа с нею, ко княземъ и в конех, десятое в белых, десятое в вороных, десятое в бурых, десятое в рыжихъ, десятое в пегих. Князи же Резаньстии Юрьи Инъвгоровичь, братъ его Олегъ [и Романъ] Инъвгоровичь, и Муромьскии и Проньскии, не пустячи к городомъ, [выидоша противу имъ в Воронажь]».
Как видим рязанские князья не пустили послов город, сами вышли на переговоры и наотрез отказались решить дело миром, а только на поле брани.
«И ркоша имъ князи: "...аще нас не будет всех, то все то ваше будет". И оттоле пустиша их къ Юрью в Володимерь, и оттоле пустиша от Нухле Татары в Воронажи. Послаша же рязяньстеи князи къ Юрью к Володимерьскому, просяще у него помоце, или самому поити».
Рязанский князь Юрий Ингваревич решил потянуть время, отправив послов с просьбой о помощи Владимирскому и Черниговскому князьям,
Однако Великий князь Юрий Всеволодович Владимирский и Михаил Всеволодович Черниговский предали рязанцев.
Получив отказ, Юрий Ингваревич собрал всех своих братьев: Давида Муромского, Глеба Коломенского, Всеволода Пронского, Олега Красного и других.
Решено было послать Фёдора, сына рязанского князя Юрия Ингваревича с богатыми дарами и предложением о мире. Сложно сказать, как было на самом деле, в разных источниках по-разному.
Евгений Греков в книге «Евпатий Коловрат ч.1» описывает это так: «Фёдор Юрьевич, получив аудиенцию у Бату-хана, передал ему дары и попросил его от имени своего отца не идти войной на Рязанскую землю. Бату-хан ещё раз потребовал от жителей Рязани десятины, покорности и принесения присяги. Однако Фёдор с негодованием и возмущением отверг это требование. С высоко поднятой головой он сказал:
«Деды и отцы наши дани никому не платили, и в рабах ни у кого не бывали, а за свою честь и отечество умирали: так и мы хотим - честь свою оружием или смертью сохранить», за что был немедля убит со всем посольством».
После убийства посольства рязанский князь с братьями решили держать оборону города. Младшие пронские князья покинули свои города, убежав в Суздальское княжество, и Батый беспрепятственно 16 декабря 1237 года подошёл к Рязани.
Была ли сожжена Рязань
Здесь я опираюсь на «Материалы географии и статистики России. 1860г.», это огромный труд, описывающий все губернии России, в том числе и Рязанскую.
Там, в частности, описывается сожжение Рязани в 1207 году Владимирским князем Всеволодом Юрьевичем: «Столица знаменитого удела обратилась в пепел и бедные жители ея, лишенные отечества. расселены были по отдаленным местам Суздальского княжества».
Некоторые считают, что Рязань после этого не возродилась, а была перенесена в Переяславль, была, но гораздо позднее. За тридцать лет Рязань вполне себе возродилась, а, что, собственно, было возрождать – десятиметровый вал сохранился до сих пор, а поставить стены и деревянные дома не проблема, столица была перенесена в Переяславль примерно в 1340-е годы, но об этом ниже.
Штурм, скорее всего, был и Рязанские князья погибли, правда Никоновская, Лаврентьевская летописи, «Повесть о разорении Рязани Батыем», написанные в угоду князьям исказили события, описали несуществующие подвиги, раскрасив все события кровавой палитрой.
Особенно в этом преуспела «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая описала смерть Рязанского князя Олега Ингваревича, попавшего в плен и рассеченного Батыем на части.
«А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же, увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река сильная, грех ради наших.
И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тех ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемилостивого бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею».
Однако, Олег Ингваревич вернулся из плена, да еще и княжил в Рязани, «сожженной дотла», по словам летописца.
Читаем в «Материалах географии и статистики по Рязанской губернии за 1860 год: «Рязанское княжество по уходе татар представляло страшную картину опустошения. В живых остались только братья Юрия Ингваревича – Ингварь, посланный в Чернигов домогаться помощи, и Олег, возвратившийся из плена и принявший по смерти брата бразды правления»
Правление Рязанских князей с 1237 года
Ингварь Ингваревич – 1237-1252 годы
Олег Ингваревич 1252 – 1258 годы
Роман Олегович 1258 – 1270 годы
Федор Романович 1270 - 1294 годы
Ярослав Романович 1294 – 1299 годы
Константин Романович 1299 – 1301 годы
Василий Константинович 1301 – 1308 годы
Иван Ярославич 1308 – 1327 годы
Иван Иванович Коротопол 1327 – 1342 годы, именно в его правление столица княжества была перенесена из Рязани в Переяславль. Историк Иловайский Д.И. также отмечает этот период.
Таким образом Рязань после Батыева нашествия продолжала существовать, она упоминалась в XVI веке в духовном завещании Ивана Грозного и в грамоте его сына, царя Федора Ивановича. И только в конце XVII века в окладных книгах 1676 года, говорится, что Старая Рязань превратилась в село.
Столица была переведена в Переяславль по причине обострившихся отношений между Московским и Рязанским княжествами, от Москвы грозила постоянная опасность и Переяславль в стратегическом положении был лучше Рязани. Сначала в Переяславль переехал двор епископа Георгия, а затем перенесена и княжеская резиденция.
После смерти Ивана Ивановича Коротопола на княжение в Переяславле Ордой были поставлены пронские князья.
Владимирское княжество
В начале февраля 1238 года был взят Владимир, потом пали города Суздаль, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Ростов и другие. Во всех этих городах сидели ставленники князя Юрия Всеволодовича, которые и были перебиты. Так Чингизиды отомстили и за предательство, и за убитых на Калке послов.
Юрий Всеволодович бежал из Владимира перед приходом Батыя, якобы собрал войско и поджидал его на реке Сить, где и состоялась битва 4 марта 1238 года.
В этой битве Чингизиды не принимали участия. Там были волжские булгары эмира гази Бараджа, а также четыре тысячи русских воинов из Нижнего Новгорода и Ростова.
Вот как повествуют об этом событии булгарские летописи «Свод булгарских летописей. Булгарские хроники Гази-Барадж-тарихи».
Булгарский эмир Гази Барадж (он же темник Батыя Бурундай) был непосредственным участником и свидетелем этих событий и вот как он это описывает: «Джурги надеялся отсидеться в лесах и сохранить войско, чтобы потом вернуться и вновь овладеть своей землей. Я, однако, разбил его планы, послав в Галидж свою грамоту с извещением о возможности мирного перехода Галиджа под руку великого хана Мэнхола в случае невмешательства галиджийцев (новгородцев) в войну с Балыном. Галиджийские ояры, прочтя грамоту, не помогли Джурги».
(Джурги – Юрий, Галидж – Новгород, Балын – Суздаль. – Прим. авт.)
Нам уже известно, брат Юрия, киевский князь Ярослав и его сын новгородский князь Александр (будущий Невский) не пришли на помощь владимирскому князю.
О гибели Владимирского князя Гази Барадж пишет: «Юрий Всеволодыч оставил поле боя не на коне, а на возке. Он убежал по дороге на Новгород. Однако отъехать далеко не удалось: попал в засаду. Охранный отряд был быстро уничтожен булгарскими лучниками. Великий князь соскочил с возка и побежал в сторону леса, но увяз в глубоком снегу. К нему подскакал сын тархана Бачмана Нарык и отсек голову. Он насадил его голову на древко своего боевого знамени и отправил к эмиру Гази Бараджу». (Ещё в 1229 году Юрий был ранен, отчего с тех пор не мог ездить на лошади. – Прим. авт.).
Первая Новгородская летопись подтверждает, что никакой битвы на реке Сить не было: «И нача князь полк ставити около себя, и се внезапу Татарове приспеша; князь же не успев ничтоже, побеже; и бы на реце Сити… и живот свои сконча ту».
Однако, Лаврентьевская летопись расписала битву во всех мрачных красках:
«здесь бысть сеча зла, к вечеру одолели безбожные…и побегоша наши пред иноплеменникы». Никоновская летопись её повторила: «И ту убиен бысть князь велики Юрьи Всеволодичь Владемерский, и многие воеводы его и боаре, и воиньство его избиено бысть».
Таким образом, можно согласиться с историком Гумилёвым, что никакого нашествия не было, великим владимирским князем стал Ярослав Всеволодович, который впоследствии в 1239 году, будет со своим войском сражаться с литовцами у Смоленска, а его сын Александр вместе с Чингизидами будет отражать натиски немецких крестоносцев.