Найти в Дзене
История и культура Евразии

Русско-турецкая война 1828—1829 /Ахалцихское сражение 9 (21) августа 1828—16 (28) августа 1828 года / Солдату, без командира, нельзя

Капитана ранило! - раздалось по рядам 84-пехотного Ширванского полка, штурмовавшего Ахалцихи. Солдаты пехотного полка были привычными к потерям. И не такое, на Бородино видали! Но кто-то, должен был командовать. Вести вперед! Пушкари уже вкатывали пушки на передний фас стены бастиона. Если не атаковать, то их перебьют. Взметнулось знамя полка. Его взял поручик из молоденьких. Солдаты тоже поднялись. Меткими выстрелами сняли турецкого аскера, целившегося в поручика. Его надо было, беречь теперь! Он командир! Ведет вперед! Впереди уже кипела рукопашная. Турки отбивались до последнего. Среди них были видны женщины, которые с ножами в руках дрались наравне со своим мужчинами. Из цитадели на передовые бастионы густыми толпами выходили все новые турецкие воины. Пушкари уже установили свои пушки и дали первый залп. Смел подходивших. После этого дело пошло веселее. Ширванцы в едином порыве смели остатки аскеров, стали втекать в цитадель. За ними остальные полки. Входя в цитадель, Ширванцы ощ

Капитана ранило! - раздалось по рядам 84-пехотного Ширванского полка, штурмовавшего Ахалцихи.

Солдаты пехотного полка были привычными к потерям. И не такое, на Бородино видали! Но кто-то, должен был командовать. Вести вперед!

Пушкари уже вкатывали пушки на передний фас стены бастиона. Если не атаковать, то их перебьют.

Взметнулось знамя полка. Его взял поручик из молоденьких. Солдаты тоже поднялись. Меткими выстрелами сняли турецкого аскера, целившегося в поручика. Его надо было, беречь теперь! Он командир! Ведет вперед!

Впереди уже кипела рукопашная. Турки отбивались до последнего. Среди них были видны женщины, которые с ножами в руках дрались наравне со своим мужчинами.

Из цитадели на передовые бастионы густыми толпами выходили все новые турецкие воины. Пушкари уже установили свои пушки и дали первый залп. Смел подходивших. После этого дело пошло веселее. Ширванцы в едином порыве смели остатки аскеров, стали втекать в цитадель. За ними остальные полки.

Ахалцихское сражение 1828 года. Картина Януария Суходольского
Ахалцихское сражение 1828 года. Картина Януария Суходольского

Входя в цитадель, Ширванцы ощутили, как воздух стал тяжелее от дыма и запаха пороха. Стены, покрытые трещинами и следами от пуль, казались живыми, словно сами по себе сопротивлялись натиску.

Поручик, который только что стал командиром, стремительно вел своих солдат вперед, не позволяя страху овладеть ими. Он знал: сейчас, в этот критический момент, важно не только сражаться, но и вдохновлять. Сквозь гул сражения до него доносились крики раненых и звуки схватки. Он увидел, как один из его солдат, храбро сражаясь, выхватил из рук поверженного врага нож и, не задумываясь, бросился на следующего аскера, отражая его удары с неимоверной ловкостью. Это было зрелище, которое завораживало и одновременно пугало.

Поручик чувствовал, как его сердце колотится в груди, но он не мог позволить себе колебаться. Он поднял руку, призывая своих людей к атаке. — Вперед! За нами Россия! — крикнул он, и его голос перекрывал шум боя. Солдаты, вдохновленные его словами, ринулись за ним, как один.

Цитадель была настоящим лабиринтом, полным узких коридоров и темных углов. Каждый шаг мог стать последним. Внезапно, из-за угла выскочила группа турецких воинов, и началась еще одна рукопашная схватка. Поручик, не раздумывая, бросился в бой, его сабля сверкал в свете факелов, отражая ярость и решимость. Он чувствовал себя частью чего-то большего, чем просто сражение.

Цитадель Ахалцихе
Цитадель Ахалцихе

На фоне этого хаоса он заметил, как одна из женщин, с обнаженным ножом в руках, бросилась на его солдата. Поручик успел вовремя подоспеть и, одним резким движением, сбил нож с ее рук. Она посмотрела на него с ненавистью, но в ее глазах он увидел не только злость, но и страх. Это было не просто сражение между армиями, это была война, в которой каждый защищал свою землю, свои идеалы.

Сражение продолжалось, и Ширванцы, поднимая боевой дух, начали сметать противника. Противника загнали в цитадель. Там он и заперся, не подпуская никого ближе чем на сотню шагов.

Но к утру, командующий Мехмед-Киос-паша все таки сдался. Оставив все имущество в цитадели, забрав только семьи, аскеры покинули крепость.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!