Большие сложности возникают из-за того, что мы считаем, что якобы нездоровые эмоции и поведение вызываются нашим прошлым опытом.
В связи с этим попадаем в две ментальные ловушки, считая что: 1) мы не в состоянии измениться; 2) сначала нужно обнаружить «корни» проблемы.
По этому поводу Фрейд писал: «Прошлое важно лишь потому, что вы продолжаете всюду таскать его с собой».
Эллис же говорил: «Хотя прежние события, вероятно, сыграли важную роль в создании дистресса в прошлом, они остаются проблемой лишь потому, что вы продолжаете думать о них в прежнем ключе».
Таким образом, на нас оказывают влияние имеющиеся «когниции», на которые мы продолжаем опираться в данным момент жизни, а не события прошлого.
Допустим, ваш отец в свое время мог старательно поработать над убеждением вас в собственной несостоятельности. Однако вы расстраиваете себя только потому, что и сегодня продолжаете считать слова отца чем-то серьезным и истинным.
Вряд ли уход из дома решит эту проблему, так как, образно говоря, вы с собой возьмете своего отца, куда бы ни отправились. Если только не оспорите иррациональное убеждение «Раз отец сказал, что я бездарный и ничего из меня не выйдет, значит это действительно так».
Итак! «Если вы продолжаете верить в свою бездарность, потому что вас этому научили, тогда ответьте, пожалуйста, на эти вопросы:», - вопрошает Альберт Эллис:
1) Если бы люди действительно признали, что из-за прошлого настоящее невозможно изменить, появились бы в человеческом мире новые изобретения, лекарства от болезней?
2) Знаете ли вы кого-то, кто справился с трудными жизненными обстоятельствами или оправился от травм?».
Таким образом, важно еще раз отметить, что прошлые убеждения продолжают оставаться проблемой, только потому, что в настоящем мы продолжаем внушать их себе и считать истиной.
Что делать с иррациональными убеждениями? Диспутировать, заменять из рациональными и вырабатывать эффективную жизненную философию!
С уважением, ваш психолог Гена Петров!