Расположенный на пересечении Знаменской и Никольской улиц (ул. Никольская, 34) – в древности между улицами Нутной и Бардовой – храм святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца является одним из самых необычных новгородских памятников архитектуры начала 16 века. Сегодня это единственный уцелевший пример "сдвоенных" церквей, каждая из которых, несмотря на внешнее единство, изначально была самостоятельной юридической единицей с собственными прихожанами, священнослужителями и земельными угодьями.
Первое летописное упоминание о строительстве деревянной церкви апостола Филиппа на Нутной улице относится к 1194 году. Вероятно, это был "обетный" храм, возведенный в память об избавлении от страшных пожаров, обрушившихся на Новгород в конце 12 столетия. Простояла данная церковь целый век – необычайно большой срок для деревянной постройки Древней Руси, о чем повествует церковный летописец:
"И стояла сия церковь первая древяна до пожару 105 год. О дивно, братия, что в те лета не бысть пожару в Великом Новеграде на сей Знаменской Торговой стороне, на посаде милости Знамения Богородицы и святого апостола Филиппа" (из рукописного сборника 17 века "Святой апостол Филипп на Нутной улице" в прочтении А.Ф. Замалеева).
Позднее Филипповский храм дважды горел в 1299 и 1347 годах, после чего в 1383–1384 годах был исполнен в камне. На основании писцовых книг конца 15 века можно сделать вывод, что в это же время появилась и Никольская церковь, наделенная, как и Филипповская, собственными землями. В результате пожара или обветшания церкви святителя Николая ее прихожане – жители Бардовой улицы – стали по договоренности с жителями Нутной улицы использовать для богослужений небольшой северный придел Филипповского храма, посвященный Николаю Угоднику.
В 1527 году обе церкви были отстроены заново под единой кровлей:
"А строили церкви святого апостола Филиппа и Николая на одном основании двумя улицами, Нутною и Бардовою, гостьми (купцами) московскими и новгородскими, и всеми православными христианы, иже приходят под кров тех церквей" (из рукописного сборника "Святой апостол Филипп на Нутной улице", прочтение А.Ф. Замалеева).
Если Филипповский храм был возведен "на старой основе" и в прежних очертаниях, то Никольский из маленького северного придела 14 века разросся в неширокую, но равную основному объему по длине и высоте двухэтажную постройку. Каждая из церквей имела по 2 купола – большой и малый – при этом, как отмечает Н.Н. Кузьмина, большие барабаны были сделаны непропорционально великими, в то время как малые – необычайно маленькими (в подлинном виде до наших дней сохранился только большой световой барабан Филипповской церкви).
На втором этаже храмы апостола Филиппа и Николая Чудотворца были наглухо отделены один от другого, в то время как подцерковье, расположенное на нижнем этаже, имело дверной проем в смежной стене, соединявший их хранилища в единый комплекс.
После присоединения Новгорода к Москве в конце 15 века богатая земельная вотчина Филипповского храма, принадлежавшая купеческому сословию с Нутной улицы, отошла в государственную казну. Однако жители Бардовой улицы сумели сохранить земельный надел Никольской церкви вплоть до начала 17 века, когда оба храма были соединены воедино после страшного мора 1606–1607 годов.
В середине 16 века для 70-пудового колокола, отлитого по совместному заказу жителей Нутной и Бардовой улиц, рядом с Филипповской и Никольской церковью возводится деревянная колокольня. А в 1653 году для уже объединенного прихода были приобретены еще 4 колокола и сооружена новая шатровая колокольня, по размерам больше предыдущей, но также выполненная в дереве. Тогда же 2 крыльца, ведущих с западной стороны на второй этаж храма, сменила общая деревянная паперть с одним входом.
В первой половине 18 века колокольня и паперть были отстроены в камне (сохранились по сей день). В этот период внешние очертания храмов претерпели значительные изменения: в Никольском приделе были разобраны барабаны и устроены новые своды на другом уровне, кровля сделана односкатной без куполов; в Филипповской церкви ликвидирована малая главка, а форма большого купола изменена на барочную луковку с "перетягом", устроено четырехскатное покрытие вместо оригинального палаточного (щипцового) завершения, растесаны все оконные проемы.
На рубеже 19–20 веков северный Никольский придел ввиду ветхости и деформацией из-за многочисленных перестроек был окончательно разобран.
В годы Великой Отечественной войны церковь святого апостола Филиппа, закрытая для богослужений в конце 1930-х годов, была превращена фашистами в наблюдательный пункт и огневую точку, для чего в куполе пробили отверстие; в апсиде и верхней части северной стены в результате военных действий образовались трещины и пробоины от снарядов.
Именно в таком виде Филипповской храм предстал перед новгородскими реставраторами в 1962 году, когда было решено передать его Церкви взамен Николо-Дворищенского собора – единственного действующего храма в советском Новгороде. По требованию властей епархиальное руководство должно было срочно подобрать себе новое помещение для богослужений – поменьше и подальше от людного центра и Ярославова дворища. Этим требованиям удовлетворил храм апостола Филиппа, внешний вид которого к моменту начала ремонтных работ соответствовал традиционному средневековому типу уличанских построек – это был небольшой, квадратный в плане (16 х 16,1 метр), четырехстолпный, одноглавый и одноапсидный храм, расположенный в старом городе вдали от оживленных улиц.
С западной стороны к церкви апостола Филиппа примыкала двухэтажная пониженная паперть с односкатной кровлей, с северо-запада – каменная колокольня типа шестерик на четверике, укрепленная выступающим контрфорсом.
Единственными признаками, намекавшими на существование ранее пристройки с боку храма, были неровности северной стены, лишенной лопаток и закомар – характерных для остальных фасадов декоративных элементов, а также небольшой выступ возле колокольни, служащий продолжением западного фасада Филипповской церкви.
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители.
Закомара – полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее прилегающий внутренний свод.
Как же произошло, что в самый разгар борьбы с "религиозным мракобесием" в Новгороде оказался по существу заново отстроен храм в честь святителя Николая, а епархия получила вместо одной церкви сразу две, объединенные под общей кровлей?
На утверждение реставрационного проекта в Госинспекции Министерства культуры у команды архитекторов-реставраторов под началом Н.Н. Кузьминой совместно с церковным руководством ушло долгих 15 лет... В основу итогового проекта, подписанного в 1977 году и реализованного в течение следующих двух лет, легло предложение реставрировать храм в формах 16 века с воссозданием утраченной Никольской церкви и с сохранением поздней западной паперти и колокольни. Только в таком случае памятник обретал облик, максимально приближенный к первоначальному, и могла быть обеспечена его сохранность – храм святителя Николая служил своего рода опорой для Филипповской церкви, и без него деформация северной стены год от года только увеличивалась.
В результате проведенных работ в Новгороде была восстановлена единственная сохранившаяся "сдвоенная" церковь, состоящая из равных по высоте, но разных по площади уличанских храмов – во имя апостола Филиппа и Николая Чудотворца. Венчают строение четыре главы, реконструированные в первоначальных формах и крытые деревянным лемехом – по одной большой и одной малой главке над каждой церковью (одна из осиновых "чешуек" с кровли, датированная 16 столетием, была найдена на сводах Филипповской церкви в процессе ремонтных работ 1962 года).
Вместо поздней железной четырехскатной крыши стены храма обрели историческое палаточное (щипцовое) завершение с четырнадцатью потоками – желобами для отвода воды. Несмотря на то что церковь покрыли медной кровлей, а не традиционной тесовой, она наделена всеми элементами деревянной архитектуры: охлупнями – коньками, прикрывающими стык между двумя скатами крыши, фигурными гребнями поверх коньков; также были восстановлены деревянные киоты на фасадах и резные крыльца, ведущие с трех сторон на второй этаж здания.
Для придания всем элементам ансамбля художественного единства барочный купол со шпилем на колокольне заменили деревянным шатром с главкой.
В Никольской церкви была восстановлена уникальная – более нигде в Новгороде не сохранившаяся – бесстолпная конструкция арок и сводов, несущих световой барабан.
Оба храма имеют подцерковье и хоры, но апсида есть только одна – у большей по размерам Филипповской церкви.
На фасадах храма апостола Филиппа сохранились два древних круглых вкладных креста и один четырехконечный, с высеченным на нем рельефным Распятием и памятной надписью, раскрывающей имя заказчика:
"ЛЕ[Т]A 7067- Γ[Ο] (1558) М[ЕСЯ]Ц[А] НОЯБРЯ В 6 Д[ЕНЬ] НАПИСАН Б[ОЖ]И[Й] КР[ЕС]ТЪ СИИ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБА Б[ОЖ]ИЯ ОФРОМЕЯ ОУСТИНОВА С[Ы]НА САПОЖНИКА НА ПОКЛОНЕНИЕ..."
(надпись приводится в прочтении Н.Н. Кузьминой и И.Ю. Анкудинова).
В течение 30 лет возрожденный приход апостола Филиппа и Николая Чудотворца оставался единственным действующим храмом в Великом Новгороде и временно нес функции кафедрального (за всю историю города таковыми являлись только Софийский и Никольский соборы – после возвращения собора Святой Софии Церкви в августе 1991 года архиерейская кафедра вновь вернулась туда).
Сегодня храм святых апостола Филиппа и Николая Чудотворца по-прежнему пользуется любовью и почитанием прихожан, при церкви работает Воскресная школа для детей.
Актуальное еженедельное расписание богослужений можно найти в группе храма апостола Филиппа в ВКонтакте.
__________
Спасибо за прочтение!
И до новых встреч на канале.
__________
Источники:
- Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области / М.И. Мильчик. СПб.: Лики Росси, 2009.
- Кузьмина Н.Н. Церковь св. Филиппа апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице в Великом Новгороде // Великий Новгород: "Типография "Новгород", 2001.