The Washington Post, 2 февраля 2017 г.
Борьба за Индокитай длилась три десятилетия и вызвала массовое кровопролитие и физические разрушения в трех странах: Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Вьетнам всегда был сердцем конфликта, местом самых тяжелых боев и смертей, местом, куда сначала французские, а затем и американские планировщики вложили большую часть своих ресурсов. Поэтому вполне логично, что именно боевые действия во Вьетнаме получили львиную долю внимания ученых и других авторов на протяжении многих лет. Эта литература огромна и растет. Тем не менее, несоответствие поражает: рядом с горой книг о Вьетнаме едва ли найдется кротовина о войне, которая велась в Лаосе и Камбодже.
Тем более приятно, что появилась книга Джошуа Курланцика «Отличное место для войны: Америка в Лаосе и рождение военного ЦРУ». Здесь мы получаем информативный и хорошо исследованный обзор тайной войны, которую Соединенные Штаты вели в Лаосе в период с 1960 по 1975 г., включавшую как набор и подготовку местных антикоммунистических боевых сил во главе с племенем хмонгов, так и запуск кампании бомбардировок ужасающего масштаба. Целью США было сковать силы Северного Вьетнама и их лаосских союзников Патет Лао и разрушить линии снабжения коммунистов, которые перебрасывали людей и материалы по тропе Хо Ши Мина в восточном Лаосе в Южный Вьетнам.
Цифры дают представление о масштабах. С 1964 по 1973 г. Соединенные Штаты сбросили около 2 млн тонн боеприпасов на Лаос, что эквивалентно одному самолету каждые восемь минут, 24 часа в сутки, в течение девяти лет. Это сделало Лаос, на душу населения, самой бомбардируемой страной в истории человечества. Только в 1969 г. Соединенные Штаты сбросили на Лаос больше бомб, чем на Японию за всю Вторую мировую войну. В общей сложности на войне погибло около 200 000 лаосцев - около десятой части населения страны. Большинство из них были мирными жителями. Окончание боевых действий в 1975 г. также не остановило убийства; в течение следующих четырех десятилетий неразорвавшиеся кассетные бомбы убили 20 000 лаосцев и искалечили еще тысячи.
Это была секретная война, которую вело в основном ЦРУ под кодовым названием «операция «Импульс». Главным игроком с самого начала был Билл Лэр, тайный агент, который составил план по обучению и вооружению хмонгов, одной из крупнейших групп этнических меньшинств в Лаосе, для борьбы с Патет Лао и Северным Вьетнамом. Курланцик дает нам убедительный портрет этого тихого человека «с щетинистой стрижкой и толстыми очками Кларка Кента, который свободно говорил на лаосском языке с техасским акцентом» - типичный тихий американец.
Лэр горячо верил, что лаосцы-антикоммунисты могут выиграть борьбу за свою страну, если они, а не американцы, будут вести боевые действия, и что Соединенные Штаты могут избежать ярлыка колониализма, если не попытаются захватить территорию. Он возлагал свои надежды на Ванг Пао, амбициозного и безжалостного офицера хмонгов, еще одного центрального персонажа в книге. Со временем, поскольку высшие руководители - включая Уильяма Салливана, посла США во Вьентьяне, и Теда Шекли, резидента ЦРУ - все больше полагались на массированное использование американской авиации, в частности, чтобы перерезать тропу Хо Ши Мина, Лэр разочаровался, убедившись, что бомбардировки убивают мирных жителей и что хмонги никогда не смогут добиться длительного военного успеха против превосходящей подготовки, вооружения и мотивации северных вьетнамцев и Патет Лао.
По словам Курланцика, опасения Лэра не нашли отклика у его начальства. Воздушные бомбардировки продолжали усиливаться, и бойцы хмонгов под командованием Ванг Пао отправлялись во все более ожесточенные бои. После вступления в должность президента Ричарда Никсона и его советника по национальной безопасности Генри Киссинджер, мало заботясь о Лаосе и его народе, считали, что усиление бомбардировок станет «эффективным способом заставить Северный Вьетнам и его союзников в Лаосе согласиться на мирное соглашение для всего Индокитая». К концу 1969 г. американские самолеты в Лаосе совершали около 300 вылетов в день. И неважно, что целей для ударов стало меньше, чем раньше, - многие уже были уничтожены. Большую часть времени с лидерами королевского правительства Лаоса американцы не консультировались перед атаками.
Курланцик цитирует американского дипломата Джона Гюнтера Дина относительно подхода Никсона: «Бомбардировки в Лаосе, Камбодже, Северном Вьетнаме были сильными, и он всегда предпочитал сильный ход. .?.?. Он всегда хотел разыграть карту, что он не такой, как Джонсон или Кеннеди, и бомбардировки убедили бы коммунистов в этом».
Иногда бомбардировки были намеренно случайными. В начале 1970 г., как рассказывается в книге, американские летчики регулярно сбрасывали бомбы над Лаосом, не определяя конкретную цель, просто потому, что когда они не могли найти подходящую цель в Северном Вьетнаме, не хотели возвращаться на свою базу в Таиланде с бомбами на борту.
В конце концов, теневая война в Лаосе закончилась поражением. Соединенные Штаты прекратили бомбардировки и в конечном итоге остановили финансовую помощь своим союзникам-хмонгам. В 1975 г. Южный Вьетнам, Камбоджа и Лаос пали под натиском коммунистических сил.
Это душераздирающая история, и Курланцик хорошо ее рассказывает, даже если он иногда не уверен в деталях. Он ошибается, говоря, что Вьетминь не подписал Женевские соглашения 1954 года, и неверно указывает количество военных советников США в Южном Вьетнаме на момент смерти Джона Ф. Кеннеди, и он не приводит никаких доказательств своего сомнительного утверждения о том, что Кеннеди «неоднократно» говорил помощникам, что не потерпит потери Южного Вьетнама во время своего правления. Небрежный подход автора к хронологии порой приводит к путанице и повторениям. Однако в основном его выбор того, что освещать, разумен, его оценки убедительны. Книгу можно прочитать с более глубоким и глубоким пониманием этой грязной главы в истории американского интервенционизма.
Название книги «Отличное место для войны», которое на первый взгляд кажется неуместным и гротескным, на самом деле оказывается вполне уместным (и гротескным). В сознании многих сотрудников ЦРУ война в Лаосе была вовсе не провалом, а воодушевляющим успехом, недорогим способом оказания интенсивного давления на северных вьетнамцев. Таким образом, утверждает Курланцик, операция «Импульс» стала архетипом для военизированных операций ЦРУ более поздних времен - «и новым способом для президента в одностороннем порядке объявить войну, а затем тайно отдать приказ о массированных атаках». Ричард Хелмс, директор ЦРУ в разгар операции, позже восхвалял «превосходную работу» агентства в Лаосе, и это мнение нашло отражение в секретной ретроспективе ЦРУ. Анализ уделил мало внимания, как язвительно замечает Курланцик, влиянию войны на лаосцев. Он цитирует Уильяма Салливана, который много лет спустя сказал в интервью, что воздушная война над Лаосом не причинила ему «никаких личных страданий».
Сравните эту оценку с оценкой Барака Обамы, который в сентябре 2016 года стал первым действующим президентом, посетившим Лаос. «Деревни и целые долины были стерты с лица земли», - заметил Обама во Вьентьяне после объявления о значительном увеличении американских средств на очистку неразорвавшихся боеприпасов, оставшихся после войны. «Бесчисленное количество мирных жителей было убито. И этот конфликт стал еще одним напоминанием о том, что, какова бы ни была причина, каковы бы ни были наши намерения, война наносит ужасный урон, особенно невинным мужчинам, женщинам и детям». Пришло время, сказал Обама, вытащить тайную войну из тени. Действительно, и книга Курланцика представляет собой важный шаг в этом направлении.
_______________________________________
Фредрик Логевалл - профессор международных отношений и истории Гарвардского университета. Его книга «Угли войны: падение империи и становление американского Вьетнама» получила Пулитцеровскую премию по истории 2013 года