Вторая половина XX века стала временем значительного развития качественной методологии в зарубежной социологии. Было разработано большое количество новых подходов и методов исследования, а также проведено множество значимых исследований, которые внесли важный вклад в область социологии.
Одним из значительных событий в развитии качественной методологии было формирование феноменологии и этнометодологии, которые уделяют особое внимание интерпретации социальных явлений с точки зрения субъектов исследования.
Феноменология - одно из методологических направлений в социальной теории. Оно ставит целью описывать “жизненный мир” - акты сознания, основанные на непосредственном восприятии идеальных сущностей (феноменов), опираясь на интуицию. При этом как бы выводятся за скобки суждения о социальной структуре, и, таким образом, подобное исследование не связано с представлениями о причинно-следственных связях в социальном мире.
Феноменология - это направление философской мысли, впервые сформулированное Эдмундом Гуссерлем (1859-1938). В социологии эти идеи развивал Альфред Щюц (1899-1959), ученик Гуссерля, в 30-е годы переехавший в США. Феноменология отличается от теорий социального действия отрицанием возможности объяснения социального действия как такового. Главный акцент феноменологии делается на внутреннюю работу человеческого мозга, и на те способы, с помощью которых люди классифицируют окружающий мир и объясняют его для себя. Главная задача – изучить «чистое сознание», исходить из первоначального опыта» и «первоначального знания». Центральное, ключевое понятие феноменологии – интенциональность, что означает направленность сознания на определенный, значительный для него объект.
Этнометодология - направление в социологии, занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Это направление универсализирует методы этнографии, распространяя их на повседневное поведение людей во всех, а не только архаических культурах.
Основоположник и автор термина «этнометодология» — американский социолог Гарольд Гарфинкель. В своей работе «Исследования по этнометодологии», 1967 он предложил методику изучения «этнометодов» (обыденных методов), которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек неосознанно пользуется своими методами осмысления процесса взаимодействия. Верно понять смысл взаимодействия (разговора) можно только в том случае, если известен контекст ситуации, не представленный в самом взаимодействии.
Также значимым является развитие граундед-теории, или теории, вырастающей из собственных данных, которая подчеркивает важность изучения реальных жизненных ситуаций и индивидуальных переживаний.
Методология grounded theory была разработана в 1960-е годы как комплекс строгих процедур анализа данных качественных социологических исследований. Исторически её появление связано с дебатами между сторонниками количественных и качественных методов в социальных науках. Сегодня grounded theory является одним из ведущих методов в качественных исследованиях, но используется и в количественных подходах.
Основные особенности grounded theory в том, что теории разрабатываются исходя из качественных данных (а не выбираются заранее и проверяются или уточняются на эмпирическом материале), а сбор и анализ данных проводится параллельно. Основные используемые процедуры -тщательное и подробное кодирование данных, сравнение данных и аналитических понятий, написание рабочих заметок для разработки категорий.
Важно отметить распространение методов интервью и наблюдения, которые стали широко используемыми инструментами исследования в социологии.
Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.
Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.
Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Наблюдение - метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых социальных процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.
Главное преимущество наблюдения - позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивида. Наблюдение дает более достоверные данные о действиях людей в определенных социальных ситуациях. Можно собирать данные независимо от желания членов исследуемой группы говорить.
Наблюдение часто бывает не основным, а вспомогательным методом сбора информации. Наблюдение редко носит массовый характер и является одним из самых дорогостоящих методов сбора данных.
Более того, вторая половина XX века также стала временем активного использования качественных методов в междисциплинарных исследованиях, что способствовало развитию новых аспектов методологии исследований в социологии.
В целом, развитие качественной методологии в зарубежной социологии со второй половины XX века сопровождалось значительными достижениями и расширением понимания социальных явлений благодаря новым методологическим подходам.