История – это то, что было. Чего не было, то конспирология, по учёному – реконструкция. Кажется, всё ясно, вопрос только в идентификации, то есть всамделишное ли «былое». На поверку былого необходимы документы, подходят и факты. Только факты, а не интерпретации! Учёные собирают документы, анализируют факты. Участникам движения ДЗЕН, годятся и конспирологии, ведь иначе читать не станут. А если не читают, зачем писать? Задача в отделении исторических котлет от конспирологических мух. Трудно? Как сказать… Например, знать простое правило: пришпиливать на сомнительное шильдик «муха». Что и старается автор соблюдать.
Буйство золотого дождя в чайных плантациях
Этому историческому экскурсу начало положила случайность. Лет двадцать тому назад автор пролистывал старые «Огоньки». Кто бы сказал, с чего вдруг память сохранила ничем не примечательную заметку «Нателла» («Огонек» №30, 1950) о грузинской школьнице Нателле (Сурие) Челебадзе – Герое Социалистического Труда, получившей награду в 1949 году.
Где можно было совершить трудовой подвиг в Грузии, точнее, в Аджарской АССР в то время? Ну, конечно, на чайных плантациях. Нателла самолично добилась рекордного урожая чая на площадке в половину футбольного поля, размер как бы удивителен, хотя и не так, чтобы, ведь Грузия не Россия с ее полевой обширностью.
А вот возраст – шестнадцать лет – ещё не взрослая девушка, но уже не тинейджер! Это же что, с детства вместо школьного усердия кусты лелеяла и листочки собирала? А впрочем и удивляться нечему – нехватка крестьянских рук.
А тут в строку меня заинтересовала тема Героев Советского Союза (ГСС) и Социалистического Труда (ГСТ), ответ на «почему» – выношу за скобки. Главное – пришлось углубиться в происхождение любопытной заметки. И сразу возник вопрос, отчего не упомянут геройский труд других сельских аджарцев – интрига события развернулась именно на территории Аджарской АССР.
Разгадка в двух фото, вне сомнения означавших очное и плотное знакомство журналиста с местом события, посему забывчивость трудно отнести на случайность. Разумеется, это конспирология, но резонная.
Ведь одним и тем же указом Президиума Верховного Совета СССР в 1949 году кроме Нателлы-Сурие наградой ГТС были отмечены ещё четыре труженика. Внимание: ИЗ ЭТОГО ЖЕ КОЛХОЗА ИМЕНИ КИРОВА! Чудеса… Ладно, складываем и получаем пять – весьма и весьма недурно для одного села.
Изучаем указ далее: в нём упоминались еще две девушки-героини труда, но уже из другого колхоза. Далее мистика: обе носили фамилию Челебадзе, а одна даже была тёзкой, причём все трое в родстве не состояли. Суммируем и получаем семь героинь. Сразу конспирология, может, не случайность, число-то из разряда магических: семь богатырей на Руси, семь самураев в Японии, семёрка ковбоев в Америке? Словом, символ удачи и вечности жизни, что и прекрасно для геройства.
Ну и маленькая вишенка к юным колхозницам: младшая сестра Нателлы, Маро, в 1951 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени, следовательно, в возрасте малолетки.
Продолжаем. Этим же указом от 29 августа 1949 года звания ГСТ уже в другом колхозе, имени Молотова, удостоен бригадир Джемал Георгадзе и его звеньевой Мамуд Гогитидзе. Одновременно высокое звание в колхозе имени Орджоникидзе присвоено двум колхозникам из одной бригады. Итого число чаеводов героев достигает одиннадцати.
Далее нас поджидает тот же указ, колхоз имени Ворошилова Аджарской АССР и чаеводы-герои: председатель колхоза Христо Лавасас, звеньевые Лазарь Кимициди, Перикли Касетериди, Стилиан Салвариди, агроном Герасим Андреади. Вкупе к ним и семь рядовых колхозников. Феерия – двадцать четыре аджарских кавалера Золотой Звезды!
Но феерия не предел буйству золотого дождя: лидировали в списке крестьяне из другого колхоза, ИМЕНИ БЕРИЯ – семнадцать героев и героинь, среди которых нашлась даже семейная пара Джоджуа – мама Паша и дочь Валентина. Восклицания исчерпаны – сорок один труженик чайных и цитрусовых плантаций. Да, чуть не оплошал – один листок с записью перевернул влетевший ветерок из форточки, на котором аджарский колхоз имени Сталина с пятью героями из этого же августовского указа.
И это оказалось не концом. Уже, как говорят писатели, перед сдачей текста в набор, по скребущей дотошности ещё раз прошёлся по закоулкам интернета. Совсем не зря – нашёлся указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1949 года. В нём директор совхоза Гогия Константин Григорьевич и пять его товарищей, удостоенных ГСТ за получение высоких урожаев сортового зелёного чайного листа и цитрусовых плодов.
Вот теперь итог окончательный – 52 (ПЯТЬДЕСЯТ ДВА) АДЖАРСКИХ ТРУЖЕНИКА СУБТРОПИЧЕСКИХ ПЛАНТАЦИЙ ЗА ОДИН ГОД!!!
М-да-а… Ведь за всю историю в геройских списках на весь огромный СССР оказалось всего-то 12 777 ГСС за ратные подвиги и 20 613 ГСТ за доблестный труд! Случайная встреча героя на улице – это как полярное сияние в Рязани в светлый день. А здесь всего за триста шестьдесят дней в крошечной автономии на пятачке земли площадью в один целинный казахстанский совхоз несколько десятков – есть о чём поцокать…
В жизни как и в науке: сравнение лучше играет с арифметикой. Так вот, например, на вскидку Татарстан. Население Татарстана в 1950 году составляло около 2.7 миллиона, Аджария едва дотягивала до скромных 0.3. Татарстан за всю историю награды может «похвастать» 195 ГСТ, а за Аджарией только по 1969 год числилось 183 ГСТ. В итоге ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ЗВАНИЯ ЧИСЛО ГЕРОЕВ НА АДЖАРСКУЮ ДУШУ ДЕСЯТИКРАТНО (!) ПРЕВЫШАЛО НАГРАЖДЁННЫХ НА ТАТАРСКУЮ. Не хило!
Ради объективности следует упомянуть, что массовые награждения орденами и медалями в административных территориях были обычной государственной практикой. Однако же ВСЕГДА в многократно меньшем количестве, а звёзд ГСТ удостаивались единицы. Да и не в количестве фишка, а в полной радости: чайник любого объёма ОТКРЫТО славил героев. Оно и справедливо – заработал и получи известность.
Должно быть, факт полускрытой, сверхплотной пространственно-временной локации геройства имел смысл, наверное, легко читаемый понимающими людьми того времени. Поэтому загадочен как выбор золотым ливнем пятачка земли под названием Аджария, так 1949 год – не раньше и не позже. Тем паче, что чай и мандарины были не критичны для скромного стола советского населения и чугунно-угольной экономики.
Не располагая документами и фактами обращаемся к конспирологии. А здесь не обойтись без упоминания Лаврентия Берии, ведь всесильный грузин (правда, с совершенно разными целями) не оставлял Аджарию без внимания. Например, к его заслуге история относит факт существенного повышения закупочных цен на чай, что для монокультурных хозяйств стало подарком с неба.
В таком случае не пройти и мимо его ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНЕГО юбилея, пришедшегося точно на 1949 год: оригинальный подарок от партийцев?
При всей необычности золотого дождя автор, имеющий небольшой опыт очного участия в крестьянском труде, знает и понимает его цену. Поэтому предельно уважительно относится к тем аджарским чаеводам, в той же мере и сегодняшним. Ведь грузинский чай лежал на полке любого гастронома. Мне кажется, они сами понимали, что в высоких кабинетах перестарались. А как сказать об этом?..
Контрабандный вывоз золота за границу
Аджарская история пусть и казусная, но, видимо, единичная и внутренняя, не стоила бы внимания – было да сплыло, если бы…
Если бы позже коммунистическая власть не стала за так дарить высшие награды государства, задвигая под стол здравый смысл, нравственность, в наглую нарушая статут наград. За пределами СССР начали появляться «странные» типы с Звездой Героя Советского Союза. Никакого прямого отношения к Союзу они не имели, а к советскому героизму, то есть к военной защите СССР, ну просто ни с какого боку.
Об этом столько написано, что грех повторяться. Поэтому привожу только краткую сводку звездобесия, точечно высказывая своё мнение.
Традицию присвоения высшей награды в силу обстоятельств, как бы мотивированных политическими и некими высшими, читай астрально-виртуальными, соображениями, заложил Никита Хрущёв.
Разбежка традиции состоялась в 1961 году, когда кубинский коммунист (говорливый диктатор под зонтиком демократа-автократа) Фидель Кастро получил международную Ленинскую (изобретённую в Кремле) премию «За укрепление мира между народами». Звезду ГСС Хрущев «отвалил» ему в 1963 году, первому в череде одиозных заграничных типов. Вплоть до кончины, Кастро держал страну в нищете и бесправии, в которых «социалистическая Куба» беспросветно барахтается до сих пор. «Куба – любовь моя!», ещё бы – непотопляемый авианосец под боком врага.
При этом последующие смены хозяев кремлёвского кабинета не отражались на почестях: медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1971); медаль «ХХХ лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975); не слабо – орден Октябрьской революции (1976).
На десять лет Кастро забыли, но зато как вспомнили – кавалер ордена Ленина! Вспомнили человека, уже давно известного в мире в качестве пестуна Эрнесто Гевара де ла Серна или Че Гевары, или «товарисча» Че – безжалостного палача, убийцу, насильника и международного террориста!
Вторым оказался алжирский президент Ахмед Бен Белла, провозгласивший социалистический, читай, путь в тупик. Но нам-то, что за беда, ежели слово «социализм» для советских руководителей, как наследников Коминтерна, мутило рассудок, притягивало и возбуждало, как настойка валерианы кошку. Да и Ахмед Бен Белла парень не промах – не забывал постоянно отмечать, что для него лучшего примера, чем СССР, не существует, а мудрость-то советских партийных лидеров просто безгранична.
Лесть в Москве оценили, и награда не заставила себя долго ждать: народные массы могли лицезреть неслыханное событие – на святой трибуне Мавзолея (!) 1 мая 1964 года алжирскому президенту торжественно вручили звезду Героя СССР и орден Ленина. Дотоле такого не бывало и со своими. Однако на событие реакция масс была равнодушной, может, и притворной, ведь время такое было – без социологических опросов жили.
Но вот второе, дикое и неожиданное, спустя всего пару недель после советской героизации алжирского парня, вызвало в обществе волнение. А как же – в этот раз звезды Героя из личных рук Хрущёва получили сразу двое: президент Египта Гамаль Абдель Насер и его ближайший сподвижник фельдмаршал Абдель Амер. Особо литературно событие отметил Владимир Высоцкий:
Потеряю истинную веру –
Больно мне за наш СССР:
Отберите орден у Насера –
Не подходит к ордену Насер.
Можно даже крыть с трибуны матом,
Раздавать подарки вкривь и вкось,
Называть Насера нашим братом,
Но давать Героя — это брось!
Вздутие невтерпёжем было настолько сильным, что широко отразилось в фольклоре в форме частушек с ненормативной лексикой. В пределах кухонь и курилок
Возмущается народ,
Нам что партия даёт?
Но минутой позже, успокоившись, приходит к пониманию, что
Наша партия не блядь,
Чтобы каждому давать.
Хрущёв успел прикрепить на лацкан пиджака Звезду Героя СССР начальнику восточных немцев Вальтеру Ульбрихту (1963) и такому же по должности венгру Яношу Кадару (1964).
Далее на двери наградной лавочки красовалась картонка с кривой надписью «учёт». Её сняли в 1977 году ради всесильного болгарина Тодора Живкова, но чего-то испугались и только в 1982 году отметили следующего начальника – немца Эриха Хонекера.
Затем по быстрому в Героя СССР превратили и чеха Густава Гусака – чтобы не обижался. Последним в карикатурном ряду оказался третий по счету немец, 80-летний шеф госбезопасности ГДР Эрих Мильке – 1987 год. Уж он-то по каким соображениям оказался в звёздной шеренге забугровских товарисчей?
Любопытно, что европейские ставленники Кремля не чурались становиться дважды и трижды героями своих государств.
Пик и конец звездобесия
Уже недалеко время, когда Герои Советского Союза будут восприниматься как некие титаны, оберегавшие своими жизнями ту, ушедшую в прошлое великую страну, нашу страну! И вспоминать станут их одним рядом, не зная, что в нём были отдельные людишки, не то, чтобы не титаны, а так, по-человечески мелкота.
Такой мелкотой или главным «звездобесом» навечно останется главный коммунист планеты Леонид Брежнев. Звезда Героя за «ратные подвиги» в Великой Отечественной «нашла» его спустя 21 год, «случайно» оказавшись на кителе аккурат на 60-летие? Прошло десять лет, подоспела очередная героическая «Малая земля»! Так что, получай, дорогой Леонид Ильич, вторую звёздочку на 70-летие.
Но далее логика юбилеев дала сбой. С одной стороны, две звезды для Генерального как-то несолидно, надо бы чуток выделиться в компании двузвёздных политбюрошных старцев, с другой – пошатнувшееся здоровье резко понизило шансы встретить 75-летие. Однако «если нельзя, но очень хочется, то можно», и звёздный опупеоз неожиданно для тех, кто не в теме, потерял здравый смысл. Поэтому, на всякий пожарный, всего через пару лет в 1978 году Леонид Брежнев превращается в трехкратного героя, а на десерт добавляет себе орден «Победы»! Но дотянул мужик, и что прикажете делать? Нельзя же нарушать традицию – на 75-летие вынь да положи Звезду! Вот так на его мундире засверкала четвёртая награда.
По словам близкого окружения Леонид Брежнев и сам уверовал в свое геройство. Да и на портретах величие просто раздувает геройскую грудь, прёт, словно тесто из квашни. При таком состоянии души, тела и разума возглавлять огромную державу? Коммунисты все-таки опомнились: Михаил Горбачёв лишил его посмертно совсем уж вопиющего для рядового полковника Отечественной войны ордена «Победы».
В ряду ложно и открыто, в наглую награждённых званием Героя Союза вслед за Брежневым стоит маршал Семён Будённый. Остался в памяти народной, по канонической версии, лихим кавалерийским командиром Гражданской войны. Но в Великой Отечественной геройских подвигов не совершал, да и вообще ничего особенного в военных операциях не проявил и звание Героя СССР его миновало. Позже, когда его Гражданскую помнили уже с большими пробелами, неожиданно ему отбили по полной за Великую Отечественную! Без комментариев: «героические» дела в Великой Отечественной отметили Золотыми Звёздами в 1958, в 1963 и в 1968 году. Зачем обсмеяли ветерана, ведь не выпрашивал?
Что сегодня?
Бурные 80-ые и раскалённые 90-ые прокатили без скандальных наград – тогда на верху было не до звездобесия. С надеждами перевалили в новый век, время золотых дождей закончилось: социалистических «друзей» и коммунистических соратников выдуло ветрами, демократы-диктаторы стали не в тренде, ветеранов Отечественной в кремлёвках не осталось, социалистический труд «за того парня» приказал долго жить.
Старые, добрые ордена – Красная Звезда, Трудовое Красное Знамя и другие, которыми заслуженно гордились воины и мирные труженики, не подошли под новую государственность, навечно оставшись святой памятью необъятной страны. По необходимости явились новые, тоже с красивыми названиями и разной степенности, правда, по непривычке не запомнить порядок главности – первая ли степень круче или наоборот четвёртая.
Остались высшие геройские, с символом уже нового государства – Российской Федерации. Можно радоваться, что в этом не стали прерывать связь поколений и времён, ведь «не отрекаются любя».
Требуется поставить точку. Но тревога, будь она не ладна, до боли скребущее смущение, и вопросы, вопросы о праведности великого числа ратных Героев России в мирные-то года!? Нет сомнений ни малейших в геройстве личном российских солдат и офицеров, честь и хвала живым, вечная память павшим! Но… не горьки ли народу и близким их подвиги в странных войнах России последних десятилетий?
Ещё как-то с натягом, скрипом можно понять Афган, хотя простить – нельзя. А чем мешают соседи прошлой коммуналки? Что, мыслят о кулачках на Россию, по её-то силище?
Ведёт ли нас в непредсказуемую даль исторический код, или судьба гонится за нами, «как сумасшедший с бритвою в руке»?