Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга - "Chicken Creators" - познакомить зрителя с представителями рынка искусств. А также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей города с помощью интервью формата.
Артём Икона
Недавно я пригласил предпринимателя Алексея Базанова в мастерскую художника Артёма Иконы. Организовали любопытное знакомство, обсудили совместные планы по взаимодействию и продвижению, отсняли видеоматериал и сформировали интервью.
— Самый светлый йоу! Артём, здравствуй дорогой! Для начала, поблагодарю Тебя за то, что согласился пообщаться со мной под запись. Значится, история. Мы познакомились на нетворкинге по коллажу от моего сообщества, чуть более года назад. Но для нашего читателя Ты, пока что, инкогнито. Давай это оперативно исправим. Расскажи в двух словах кто такой Артём Икона.
— Привет, Егро! Если в двух словах, то Артём Икона – художник нескольких дисциплин, переплетающихся между собой в единую экосистему. Это перформансы. Это арт-объекты на стыке моды и искусства. Это картины и предметы декора. Нет ограничений. С каждым годом добавляется что-то новое в эту экосистему, скреплённую одной красной нитью.
— Вопрос в лоб. Почему Ты выбрал псевдоним "Икона"?
— Просто пришло. Сначала думал бренд одежды так назвать, но потом назвал себя.
— Исходя из Твоих слов. Ты интердисциплинарный автор и художник-концептуалист. Можешь раскрыть данные термины так, как Ты их видишь. Что вкладываешь в эти слова, чем характеризуешь?
— Автор, работающий в нескольких дисциплинах. Замыканию - нет. Постоянные эксперименты. Расширяю виденье создаваемого искусства. Работаю с новыми формами, с новыми направлениями. Что касается концептов. Это то, с чего началось моё искусство. Это то, чем оно, отчасти, продолжается. Первая серия моих работ достаточно внушительная, более 30 объектов. Переосмысленные плащи, как гражданские, так и военные, чаще всего неносибельные арт-объекты. Нереализованный потенциал одежды. Носить это неудобно, невозможно. Представь соблазн игры со зрителем. Надеть хочется, но носить нельзя, в силу тех материалов и техник, которые используются.
— Тогда что у нас по идентичности и стилю? Может быть у Тебя уже рождается собственный манифест?
— Мой стиль становится узнаваемым. Прослеживается. При создании картины в формате привычного восприятия для зрителя, будь это холст на подрамнике или деревянный планшет, прослеживается работа с материалами и фактурами, тема временности и хрупкости всего. Элементы одежды, работа со сложносочинённым и чистым цветом.
— Сталкиваешься ли Ты с предвзятостью от людей по поводу своего виденья? Всё-таки, концептуальное искусство с двух ног считывается достаточно тяжело, особенно, если зритель не погружён в индустрию.
— Наверняка сталкиваюсь, но напрямую не встречаю. Очевидно, что в кулуарах после выставок кто-то скажет, что это не искусство. Лично мне такое редко высказывают. Разве что, если выставка несанкционированная или спонтанная. Там попадается зритель неподготовленный. "Так рисует и мой ребёнок" – ты понимаешь. Всё это нормально. Всё, что я слышу и вижу от людей, это про меня, в той или иной степени. Я могу это игнорировать, могу с этим соглашаться. Но если я буду внимателен и всмотрюсь, что человек выражает, то заведомо осознаю, что могу быть таким же категоричным, как и этот человек, но в отношении чего-то иного. Поэтому я это принимаю.
— Думаешь, есть способы и методы минимизации подобных конфликтов между автором и зрителем?
— На относительном уровне нашего с тобой рассуждения, этот конфликт не требует минимизации, чтобы поднимать что-то внутри зрителя, создавать внутренний конфликт. Может быть мы, художники, и создаём это искусство, чтобы создавать споры и внутренние противоречия у человека. Всё происходит правильно, как должно происходить. Если есть конфликт, то он и должен быть. Для художника гораздо хуже, если его искусство не замечают или игнорируют. Подъём на поверхность и критика более полезные вещи, говоря о внимании.
— А как у Тебя происходит переключение между дисциплинами? Закрыл проект по одному медиуму и перешёл к другому? Или же параллельно трудишься?
— Спонтанно. Если я мыслю проектно перед выставкой, то продумываю заведомо что буду показывать. В зависимости от перформанса или спектакля. Но если я работаю вне проектного режима, то переключение происходит интуитивно, от одного изделия к другому. Меньше думания, больше спонтанности.
— Давай поднимем архивы. Откуда у Тебя появилась тяга к творчеству? Что оказало значительное влияние?
— Я начал всерьёз заниматься искусством в 2019 году. Меня побудил достаточно сильный внутренний кризис, апатия. В тот момент я поехал перезагрузиться к себе на родину, в Сибирь. Тогда начали вспоминаться истоки того, как в детстве я обретал счастье. Было два направления, которые я вспомнил. Первое – это одежда. Мне всегда нравилось интересно наряжаться. И второе – это создавать из одних и тех же деталей разные конструкции. У меня был железный конструктор на болтиках. Ограниченное количество деталей не помеха богатой фантазии ребёнка, удавалось создавать новые формы, автомобили, космические корабли и ТД. После отпуска я вернулся в Петербург. Принял решение пойти работать в индустрию моды, устроился работать в бутик, а спустя 3-4 месяца понял, что мне этого не достаточно. Так я и пришёл в искусство через написание картин формата А4 из "Фикс прайса". Это была простая акварель. С помощью экспериментов я начал создавать абстрактные картины. Позже мне захотелось перенести это на одежду, на плащи, имеющие большой объём. Как полотна и холсты они выглядели внушительно, впечатляюще. Я вырезал формы из готовых картин, а затем вживую экспериментировал с материалами в гараже моего брата. Строительные краски, бруски и прочее.
— Был ли момент, когда Ты хотел бросить исследования в искусстве и уйти в найм или бизнес?
— Я не просто хотел. Я уходил и пытался параллельно эти процессы создавать. Искусство – это такое явление в мире, которое не является, скажем так, первостепенной потребностью человека. И как следствие, оно не покупается как хлеб в лавке. В моём случае мне сложно монетизировать искусство. Признаю, я до сих пор не научился этого делать. Поэтому я пытался совмещать работу и искусство. Выбирая вакансии с графиком "два через два", чтобы у меня была возможность в свободные дни приезжать в мастерскую и создавать. Сейчас я тоже с периодичностью выхожу на работу, подрабатываю моделью, снимаюсь для брендов в каталогах, для рилс и тд. Это формат труда, который меня не сильно утомляет. Недавно работал у своих товарищей в магазине одежды. Путь художника без мецената в материальном мире автоматически придумывает себе источники дохода.
— А Ты сейчас уверен, что этот путь верный? Сомнения не подкрадываются вместе с синдромом самозванца?
— Абсолютно не знаю. Я каждый день просыпаюсь утром и думаю, надо же, ещё один день, в котором я проснулся. Каждый день сдаюсь высшей силе, не зная, что меня ждёт завтра. Я не могу оценить правильность пути, делаю исходя из происходящего. Мы часто привыкаем продумывать и придумывать заранее себе пути, но я живу одним днём и чтобы так жить мне потребовалось пройти немало внутренних переживаний и трансформаций. Жизнь меня сама подвела к этому. Нужно иметь отвагу так жить, ибо я полагаюсь и доверяю тому высшему "Я", которое меня ведёт по жизни. Уверен, что оно направляет меня правильно. Чем меньше я включаю ум, тем более гармонично и верно всё происходит. В моменте может казаться иначе, но в конечном итоге происходит всё как должное. Личности многое не нравится, но высшее "Я", присутствующее в каждом, принимает всё, как естество.
— Как думаешь, чем можно заменить желание творить? Вот, если бы у Тебя была возможность заниматься любым делом, кроме авторства, то что бы это было?
— На данный момент я не знаю такой замены. Порой и самого желания нет. Это как данность. Как готовить еду себе, вот на таком уровне. И пока ты не задал следующий вопрос, хочу немного пояснить для читателя то, как я воспринимаю себя относительно жизни. В данный момент моё виденье и мировоззрение направлено в сторону того, что вся жизнь, которую я вижу, это иллюзия. Ненастоящая жизнь. Некая предопределённость. Кино. Я в этом фильме как персонаж, который играет свою роль. Наблюдая, разотождествляясь с личностью. "Я есть человек, я есть ум, я есть тело" – я стою напротив этого. Пространство, в которое можно перенестись, концепции и схемы ума, в которых видно как всё происходит, как всё рождается. Жизнь для меня это запись на кассете. Из этого возникают противоречия и парадоксы параллельного наблюдения и труда на физическом плане. Мои действия исходят не из внутреннего побуждения, а из иного чувства ощущения происходящего. Такая вот ремарка для восприятия моих ответов и понимания того, как я вижу реальность.
— Давай про самые удивительные опыты в творчестве. Про любопытные проекты.
— Не могу выделить. Всё было любопытным опытом и экспериментом, моментом. Каждый проект, каждая выставка, период творчества и его затяжного отсутствия, в опустошении и очищении, когда нутро уничтожалось и менялось на пути процессов к созданию. Всё чудесное и удивительное.
— Ты ведь уже участвовал в выставках? Как Тебе впечатление?
— Да. Участвовал и сам инициировал. Мои идеи и проекты, чаще всего. Это праздник тех произведений, которые вызрели, которые готовы быть представлены. Впечатление от выставок всегда суперское. Это особенный повод отпраздновать эту игру.
— А куратор у Тебя есть? Или Ты предпочитаешь сольное движение в сегменте?
— Нет. Постоянного куратора у меня нет. Но есть люди. Люди, которые в меня верят и помогают. У меня есть Настя Корепина. Она куратор в арт-среде и часто рассказывает обо мне, упоминает при удобных случаях. Поддержки достаточно. Отдельно хочу поблагодарить свою боевую подругу, возлюбленную. Это Ольга. Она проделывает большую работу, чтобы размещать мои картины на онлайн площадках. Мы вместе ездим за материалами, делаем фотографии. Она выступает в моих проектах, как модель. У нас очень тесная творческая связка. Ещё упомяну Венеру, которая была моим арт-менеджером. Предоставляла мне ресурсы, помогала вкатываться в 24ый год творческого процесса, так как в 23ем было много тяжёлых событий, вплоть до внутреннего разрушения. Немалый путь реабилитации от потрясений. Венера была одной из тех, кто протянул руку. Она арендовала пространство, мастерскую, где я жил и творил. Когда-то мне помогал и мой брат, предоставляя гараж, где я начинал эксперименты. Его начальник на заводе предоставлял мне комнату для творчества, в ней регулярно создавались работы. Там же я получил первое выгорание, как художник. Маме, Папе, двоюродной сестре, другу Саше, Серёже Меркушёву, Тимуру Хазиеву, Максу Корнилову, большая благодарность. Этих людей гораздо больше, но побережём нашего зрителя. И возвращаясь к сольному движению. Мне не понятен рынок искусства. Каждый день передо мной он раскрывается, как карта в компьютерной игре. Понятия не имею, куда меня это приведёт. Нет специальных целей, планов, амбиций. Я принимаю, как воин этот путь. Что приходит, с тем и работаю.
— Когда Ты впервые решил, что одежда может быть холстом? Помнишь ли свой первый кастом?
— Отсылка к слову кастом. Переделка, доработка, усовершенствование. У меня иной посыл. Я не переделываю, не перерабатываю. Я переосмысливаю работу. Просто, в качестве холста использую одежду с самого начала. Так сложилось.
— Можешь раскрыть подробности своих линеек или серий одежды. Есть ли у них общая задумка, названия, стилистические характеристики?
— Объекты, плащи. Представляются, как серия арт-объектов, нежели линейка одежды. В биографии моих выставок это так и указано. Последнее вдохновение – это серия рубашек. Хотя они, как раз, за счёт носибельности подпадают под кастомизацию и не являются всецело украшением интерьера.
— А Ты ведь носишь одежду, которую расписываешь? Что о ней говорят люди? Незнакомцы обращают внимание?
— Тут да, свою одежду я могу закастомить. Ношу редко, раньше не носил совсем. К людям, которые носят мою кастомную одежду могут подходить, интересоваться.
— Пробовал участвовать в показах, как автор?
— Не пробовал. Возможно, это ждёт меня впереди.
— Что самое затруднительное при работе с одеждой? Поделись секретами мастерства.
— Самое сложное это совместить те способы, техники и материалы, которые используются в создании работ с этим аспектом носибельности. Именно поэтому работы уходят в разряд арт-объектов, нежели кастома.
— А на заказ можешь сделать роспись?
— Да, бывали периоды, когда я анонсировал подобное. Но быстро выгораю и устаю от такой деятельности.
— Ты открыт к коллаборациям? Частным авторским или коммерческим с брендами.
— Да, сейчас особенно. Мне нравится работать в направлений фэшн. Я всегда и был фэшн-художником. Сейчас создал серию фешн-картин и намерен работать с российскими брендами, коллаборировать с ними.
— Давай завершим этот фешн-сегмент деньгами. Открой нам расценки на свои продукты? Сколько стоит одежда, сколько стоит частная роспись?
— Стоимость в российском сегменте картин на холстах и подрамниках из последней серии: 30*24 см составляют, в среднем, 25-35 тысяч рублей; 50*70 см от 50 до 100 тысяч рублей. Есть объекты, с которыми мне сложно расстаться. Я веду библиотеку фрагментов фактур, несколько томов, они как книги художника. Коллекция для музеев, в потенциале. По одежде разброс разный. Если кастом, то от 5 тысяч рублей до 50, в зависимости от предмета.
— Спешимся к холстам. Насколько сильны отличия от работы с одеждой?
— Есть отличия, но в тоже время их и нет. Квинтэссенция авторских техник, накопленных в процессе эмпирического опыта, применяется как в одежде, так и для холстов. Скорее, с холстами есть ограничения, наложенные форматом и прочностью. С плащами больше технических возможностей для преображения. Инкрустация болтами и килограммы штукатурки не подойдут для холста.
— Твоя картина рождается в голове или сразу на холсте? Много импровизации?
— Очень много импровизации. Я могу вообразить некие образы, но в процессе появится достаточно большое количество итоговых отличий.
— Где посмотреть Твои работы, которые можно приобрести?
— На двух площадках. Flowwow для российского сегмента. А для зарубежного зрителя есть Artmajeur, там я формирую единый каталог своих работ.
— Видел в Твоей мастерской целую серию холстов со слепками брендовых курточек и рубашек. Что это за проект?
— Внутри пришло, что нужно сделать серию, простую для восприятия. Опять же, это фешн-работы с участием брендовых вещей. Идея родилась таким образом, что подобная серия работы уже была сделана, но сделана была в качестве инструмента на старом картоне для колеровки красок и создания отпечатков и слепков. Картон покрывался красками и формировалась интересная фактура. Подумал, что из этого картона, который я нашёл на заводе, можно сделать картины и начал на нём оставлять слепки той одежды, над которой работал. Новая серия, как следствие, вытекающее. Более чистая по формату.
— Персональную выставку с ними планируешь? Я, как представитель арт-сообщества, могу ли помочь с какими-то конкретными задачами и запросами?
— Да, хотел бы. Но загадывать и планировать не берусь. Ты наверняка смог бы помочь, но я пока что ещё не придумал нужную формулу. Уже достаточно того, что ты помогаешь мне рассказать об этом искусстве. Благодарю за это.
— Как Ты относишься к инструменту эксплуатации?
— Думаю, ты делаешь отсылку к последним работам, где я использую бирки известных брендов. В процессе исследований я понял, что работы смотрятся более живо, когда у них прикреплена бирка или пуговица. Для гармоничности. Так началась работа с цветами, соотношение с днк брендов. Есть некоторые фирменные коды и паттерны. Например, в одной из работ я использовал коробку Гуччи, как инструмент для создания. Можно посмотреть как на эксплуатацию и желание выехать за счёт брендов. А можно посмотреть на художественную задумку, которая родилась в процессе. Решает зритель.
— Что по планам на ближайшие будущее? Проекты, цели, мечты.
— Мой близкий друг – стилист – Гоша Стил, увидев мои последние работы предложил мне сделать аналогичную серию с Российскими брендами. Ещё он помогает финансами и действиями. Пока всё. Иных грандиозных планов у меня нет.
— Немного философии напоследок. Идеальная авторская работа, какая она?
— Работа, созданная в потоке. Каждый художник определяет свой идеал. Часто мы пересматриваем работы спустя время, наблюдая отсутствие этой самой идеальности, интереса. Всё зависит от внутренней эволюции художника, его изменений.
— Думаешь, у Тебя уже была реализована лучшая работа или она ещё впереди где-то?
— Не знаю, не мне судить.
— Как считаешь, искусство сейчас в упадке или наоборот, развивается?
— По наблюдениям – развивается. Всё больше проектов в России, направленных на поддержку молодых художников. Рынок искусства стал активно формироваться, стал более живым.
— А есть отечественные художники, которым Ты респектуешь? Может с кем-то из них хотел бы коллабу?
— За арт-сценой я не слежу от слова совсем. Когда-то давно меня вдохновил всем известный Покрас Лампас. Он проводил лекцию на проекте Дизайн-просмотр. В самом начале своего пути я размышлял о том, что Покрас говорит правильные мысли. Было странно, почему никто другой так не мыслит. Он стал моим косвенным единомышленником, на расстоянии. Поэтому ему выражаю респект.
— А где черпаешь вдохновение? Медитации, люди, искусство, деньги, наука, что для Тебя самый яркий резонатор в этом ключе?
— Не знаю. Потому что вдохновение это такая вспышка, которая происходит внезапно и может быть абсолютно в любом месте, в любое время озарять и всё, что происходит, всё это влияет в какой-то степени. Медитация, люди, искусство, иные происходящие события. Но когда это находит выход, для меня загадка.
— Категория глупых вопросов. Если бы у Тебя был выбор коммерциализировать себя, как ремесленника, или стать известным художником, но после смерти, то что бы выбрал?
— Не могу тут выбирать. Всё будет так как будет. То всё, зачем тело сюда пришло, то оно реализует в любом случае. Комфортнее жить, когда ни в чём не нуждаешься, но часто я не выбираю обстоятельства, они со мной происходят. Как бы я не хотел сейчас стать финансово успешным художником, я им не стану, если моё "Высшее" этого не потребует.
— Что вызывало у Твоего "Высшего" искреннюю улыбку за последнее время?
— Спонтанные моменты, дети, люди.
— Назовёшь себя счастливым человеком?
— Я могу себя назвать человеком гораздо более ровным и спокойным. У меня не стала легче жизнь, не улучшились обстоятельства. Иногда они только ухудшаются. Благо, жизнь обо мне заботиться. В том числе через людей. Даёт ровно столько, сколько нужно ресурсов, переживаний, денег. Что бы я внутренне рос жизнь подталкивает меня обстоятельствами, в которых я становился чистым внутри.
— Вот и последний вопрос. Как быть таким же крутым, как Ты?
— Ничего не надо делать) Нужно быть собой. Только так.
Предыдущее интервью:
Если вы хотите поучаствовать в интервью, поделиться секретами своего бизнеса или авторского проекта и найти внимание у творческого пласта, то присылайте запрос на почту Chickencreators@yandex.ru