Продолжаю рассказ о моей трёхлетней сельской эпопее, которая оставила неизгладимый след в моей памяти, в моей жизни. Я благодарна судьбе, что окунулась в сельскую жизнь. Я СТАЛА ДРУГАЯ. НАВСЕГДА!
Про Султана я уже рассказала...
Без него куриный гарем тоже стал другим... Осиротел...
Петух – главарь гарема так и не появился.
Наступило куриное безвластие...
Курочки были разные и по цвету, и по возрасту, и по размерам, и по характерам. Да-да! У КАЖДОЙ курицы был свой характер. Неправда, что курица - не птица! Ещё какая птица! Нужно только увидеть это...
Например, ровесница Султана - ЦЫГАНКА.
При Султане она была старшей женой: её взгляда боялись все курицы. Почему - не знаю. Она не была забиякой, никогда не "качала права", не старалась верховодить, не вступала в склоки и драчки... Но она БЫЛА старшей женой! И осталась ею. Однажды с ней произошёл курьёзный случай, недостойный её социального положения.
Во двор часто залетал коршун. Но я была спокойна: если он прилетел, то куры-наседки поднимали шум и быстро прятали цыплят под своими крыльями. Кроме того, во дворе всегда была хоть одна из моих пяти кошек. А это - не лучший друг коршуна. Ни одна из кошек никогда не покушалась на цыплят! Наоборот: кошки ЗАЩИЩАЛИ цыплят, наседки это понимали и доверяли своих цыплят этим пушистым хищникам.
Вот и в этот раз я услышала шум. Но наседки были спокойны. Я почувствовала неладное: шумела и истошно орала только Цыганка! За домом... Когда я поспешила туда, чтобы узнать причину переполоха... 🤦♀️🤦♀️, увидела нечто невероятное! Я долго смеялась! Цыганка запуталась обеими лапками в ручках п/э пакета: ветер занёс его во двор. Пакет надулся ветром в огромный шар, шуршал, дергался, а Цыганка не могла от него избавиться! Крик её говорил, что она близка к обмороку. Я спокойно подошла к ней и освободила от пут.
Хорошо, что куры никогда меня не боялись. Видимо, принимали за свою. Справедливости ради, скажу, что ни размерами, ни внешним видом я на них не похожа! 🤷♀️. Кукарекать я тоже не умею...
КУРИЦЫ С ГОРЖЕТКАМИ. Их было большинство. Они были довольно крупные, важные, неторопливые, если дело не касалось еды!☝
Они становились заботливыми наседками. Под них можно было смело подложить 21 яйцо.
Раз в сутки наседки выходили во двор, неистово, остервенело купались в куче вулканического пепла, избавляясь от надоедливых насекомых. Жадно пили воду, набивали свои зобы, предварительно освободив место для новой порции еды, ну, вы поняли. За несколько минут они пытались наверстать то, что пропустили, сидя в гнезде: быстро бегали, разминая затекшие от долгого сидения лапки и крылья, жадно хватали еду, снова бегали, пили воду, купались в пыли и... Бегом к яйцам! Я старалась в это время чем-нибудь прикрыть кладку, чтобы она не успела настыть.
ГЮЛЬЧАТАЙ. Младшая жена... Эта рыженькая, маленькая, как подросший цыпленок, курочка была очень ответственной и отважной матерью. Она реже всех покидала гнездо, раньше всех возвращалась... Она была кроткой, тихой курочкой... Становилась наседкой каждый год! За цыплятами очень заботливо ухаживала,: согревала их, берегла от коршуна, учила их пить, показывала зёрнышки, жучков, что-то рассказывала своим деткам.
Необыкновенная курочка! Она всегда была лёгкой, а за время насиживания яиц вообще становилась невесомой!
Наседки между собой жили очень дружно!
Кстати, высиживали они не только цыплят, но и утят, и цесарок. И так же тщательно ухаживали и берегли каждого птенчика!
Моё куриное царство было хорошо выдрессировано.
Утром, выйдя из курятника, они терпеливо ждали меня. Я набирала 1 литр пшеницы на ВСЕХ, а их к тому времени было больше сотни, - рассыпала её, птицы, толкаясь и покрикивая, пытались склевать как можно больше зернышек. Как только все до одного зернышка были перемещены в пустые зобы, куры уходили со двора. За пределами моего участка располагалось весеннее пастбище: поле вспахивали и засевали разным зерном, которое собирали с хозяев коров по ведру. К началу лета всё посеянное было съедено коровами, их угоняли куда-то подальше. А на месте посевов росли сорняки: лебеда, щерица, дикая конопля, амброзия и др.травы. Вот туда моя пернатая орда и уходила. На весь день. Изредка прибегали куры, чтобы отложить яйца. А яйца были необыкновенными: с крепкой скорлупой, с оранжевым, вернее, темно-оранжевым желтком, вкусные! Вечером, часам к 6, птицы возвращались. Их зобы были до отказа набиты семенами этих трав, зобы большими шарами были скошены набок. Но, возвратясь с поля, куры не топтались по двору: они прятались по каким-то щелям. Их не было видно. Двор был пуст! Но, заслышав моё "Куры! " все мои птички мгновенно вылетали из всех щелей: они знали, что сейчас будет традиционный литр пшеницы. И они его получали! Потом спокойно шли спать в курятник... Не раньше! ☝🤷♀️😂
ЦЫПЛЯТА. Для цыплят был рай: они были опекаемы своими матерями. Они были детьми. Любимыми!
Среди них выделялся один серый цыплёнок с хохолком вместо хвоста. Точная копия отца – Султана.
Его судьба потрепала. Когда ему было 1,5 месяца, он уже вошёл в пубертатный непослушный взбалмошный возраст. Был не послушен и своенравен. Однажды, отбившись от своей семьи, он остался один. Это заметил коршун. Оценив обстановку, он вцепился в цыплёнка и попытался сделать его своим обедом! Цыплёнок орал "нечеловеческим" голосом, к его воплям присоединились и крики наседок. Коршун не смог быстро улететь: цыплёнок оказался тяжеловат. Как же повезло неслуху, что я оказалась рядом: мне удалось отобрать его у коршуна. Я не надеялась, что он выживет. У него были глубокие раны от когтей коршуна на животе, на груди. Я посадила его в клетку, чтобы оградить от других цыплят. Он выжил! 👏👍.
Наступила осень. Ко мне в гости приехала мама из Крыма. Она была слаба, подолгу сидела во дворе, опираясь на трость и наблюдая за жизнью обитателей моего двора: коты, собаки, куры, цесарки, корова. Дни были уже прохладными, и она надевала тёплую одежду: куртку, вязаную шапку.
Выживший цыпленок-наглец, увидев, что мама села на свою табуретку, со всех ног бежал к ней и... Взлетал ей на голову! 😲🤦♀️😩. И сидел там, пока мама сидела на своём табурете! Интересно, что если у него были грязными лапы, он не усаживался маме на голову, а усаживался на её обувь! Иногда, взлетал ей на колени... Там прижимался к маме, грел свои лапки, безмятежно дремал, засунув голову под крыло. Как, ну, как это маленькое пернатое создание, с мозгом менее грецкого ореха, могло сообразить, когда можно взлететь на голову, а когда - нет? При этом, эта серая птичка ни разу не позволила себе нагадить маме на шапку!
Такая была моя пернатая куриная орда. В следующей публикации я ещё вернусь к рассказу о них...