В показательных выступлениях на ежегодном Королевском конном шоу в Виндзоре уже 12 лет участвуют лучшие азербайджанские всадники и лучшие карабахские скакуны. Как людям и лошадям с горячим южным темпераментом удалось покорить сердца сдержанных британцев, включая королевских особ?
Двадцать два коня, тридцать четыре танцора, завораживающие голоса знаменитых оперных певцов – таким было выступление Азербайджана на Royal Windsor Horse Show в этом году. За сюжетную линию взяли историю Кероглу и его невесты Нигяр: партию героя, чередуясь, исполняли Юсиф Эйвазов и Турал Агасиев, а Афаг Аббасова и Фатима Джафарзаде – партию его невесты. Тридцать тысяч зрителей завороженно смотрели на огромную, больше футбольного поля арену, где происходило действо.
Только раз в году, в дни, когда проходит Королевское конное шоу, резиденция британских монархов открывается для посетителей со всего мира – и весь мир аплодирует незнакомым ритмам, непривычным танцам и красоте лошадей.
СТРАСТЬ И СВОБОДА
Даже если вы не интересуетесь скачками, вас не трогает музыка и не вдохновляют танцевальные конкурсы, конное шоу Азербайджана вряд ли оставило бы равнодушным. Это больше, чем просто танец, и больше, чем просто езда верхом: это квинтэссенция силы, страсти, гордости и свободы.
Король Великобритании Карл III, в этом году впервые принимавший Royal Windsor Horse Showв новом статусе, наблюдал за ним вместе с главой Федерации конного спорта Азербайджана Эльчином Гулиевым. В предыдущие же годы, с момента восшествия на престол до смерти в 2022-м, посещение Виндзорского шоу было любимой обязанностью Елизаветы II. Она смотрела выступления азербайджанских конников с первого же их участия в шоу и не скрывала, что оно вызывает у нее особенные эмоции.
Виндзорское шоу длится пять дней. Каждая страна-участница повторяет свою программу ежедневно, и монарх, согласно протоколу, должен увидеть ее хотя бы раз. Но случалось, что королева смотрела выступление азербайджанской делегации все дни подряд. «Тайминг там строгий: как правило, нас выпускали на арену четко по графику, минута в минуту, – говорит режиссер-постановщик действа хореограф Фарид Ибрагимов. – Но однажды вдруг попросили задержаться на десять минут. Оказывается, ждали королеву. Хотя накануне она тоже была! Елизавета II пришла, взмахнула платочком – и мы начали. Я был приятно удивлен».
ЗАМАН И ШОХРАТ
Первое Royal Windsor Horse Show состоялось в не самые легкие времена: 1943 год, Вторая мировая война в разгаре, ее исход еще невозможно было предсказать. Британское правительство пыталось найти способы поддержать оборонную промышленность – одним из них стал новый конный праздник. Зрелищные выступления в Виндзорском замке собрали рекордную сумму – 400 тысяч фунтов, они были направлены на нужды военной авиации.
После этого мероприятие стало ежегодным, а королевская семья взяла его под свой патронаж. В празднике участвовали не только лошади из королевской конюшни, но и сами члены королевской семьи, начиная с Елизаветы II: тогда еще 17-летняя принцесса Лилибет, на самом первом шоу она выиграла турнир по пони-драйвингу.
В 1956 году Никита Хрущев, зная о страсти, которую британская королева питает к лошадям, подарит ей карабахского жеребца Замана. Он стал первым представителем этой породы в королевской конюшне. Участвовал ли Заман в Виндзорском шоу, неизвестно. Зато известно, что у него была насыщенная личная жизнь: он работал производителем в лучших конезаводах Англии, Франции и Германии.
Шоу в Виндзоре начиналось как однодневные выступления всадников, но постепенно росло, пока не стало крупнейшим в Англии событием в области конного спорта и всего, что связано с лошадьми. В разные годы в программу добавились выступления королевского кавалерийского полка, показы элитных кобыл и жеребцов разных пород, командные игры на пони и соревнования по всем четырем конноспортивным дисциплинам: выездке, конкуру, драйвингу и троеборью. Когда в программе появились вечерние международные показательные выступления, вопрос зрительских симпатий был решен: эти представления оказались самыми захватывающими.
В 2018 году Азербайджан представил программу «Земля огней» с огнедышащими факирами. Десятки рыжих коней буквально танцевали карабахский джанги под звуки флейты, зурны и барабанов. В 2019-м в Виндзор привезли шоу «Кялагаи и карабахские кони», хореографический рисунок которого имитировал орнамент традиционного платка кялагая. В 2021-м произвела фурор композиция «Харыбюльбюль», посвященная победе Азербайджана в Отечественной войне и погибшим на ней воинам: всадники выступали под музыку Полада Бюльбюльоглу и Тофика Кулиева.
Королевское конное шоу 2022 года было посвящено 70-летию царствования Елизаветы II. В тот год ей исполнилось 96 лет, но поверить в это было сложно: королева приехала в Виндзор за рулем неизменного Range Rover, ходила без посторонней помощи, улыбалась своей неотразимой улыбкой и радовалась, когда ее любимая шетлендская пони Балморал Лея была признана абсолютной чемпионкой породы.
Именно тогда Эльчин Гулиев передал Елизавете II в подарок от Президента Ильхама Алиева второго карабахского коня. Шохрат – в переводе с азербайджанского «Слава» – отличался редким окрасом: при классической для породы рыжей масти светло-золотистые грива и хвост. Когда жеребца подвели к Елизавете, он выразил своей новой хозяйке уважение и исполнил поклон. А два года спустя, в мае 2024-го, Шохрата показали азербайджанской делегации, в очередной раз приехавшей на шоу. Конь возмужал, но остался таким же легким, гордым и стремительным.
Карабахских лошадей любят не только монархи и ценители породы, но и люди искусства: Лермонтов писал о них стихи, Василий Верещагин рисовал на своих полотнах. А еще их оценили парижские модницы. Когда на Всемирной выставке 1867 года был представлен великолепный жеребец Хан, многие парижанки стали красить волосы в рыжий оттенок, максимально близкий к карабахской масти.
Кстати, за то, что карабахские скакуны такие красавцы, нужно благодарить древних правителей Карабаха – Панахали-хана, Ибрагим-хана и других. Они с любовью разводили и улучшали породу, XVIII и XIX века стали для карабахских коней золотыми: они обрели свою стать и мировую славу. В 1867-м жеребец Хан получил высшую награду на престижной конной выставке во Франции. Племенных жеребцов поставляли в европейские страны как для улучшения других пород, так и для украшения конюшен и услаждения взора монархов.
В XX веке был создан Агдамский коневодческий завод. Сначала он находился на территории Халданского птицеводческого колхоза, а в сентябре 1949-го переехал на нынешнее место – туда, где когда-то жили те самые ханские кони, сильные, резвые, грациозные, с золотисто-рыжей шерстью и идеально сухими выносливыми ногами. Именно здесь родился Заман, подаренный британской королеве. В 2018 году на базе завода был создан коневодческий комплекс. Открыли его Президент Азербайджана Ильхам Алиев и Первая леди Мехрибан Алиева.
МУЗЫКА КОПЫТ
Показательное выступление на конном шоу длится пять-десять минут. А подготовка к нему занимает не менее трех-четырех месяцев, не считая того времени, когда режиссер-постановщик Фарид Ибрагимов раздумывает, какую музыку положить в основу на сей раз. С каждым годом задача усложняется, постоянно удивлять зрителей непросто. «Иногда идею подсказывают сами лошади, – говорит Ибрагимов. – Я вижу, как конь отбивает копытами ритм, и понимаю, что, пожалуй, вот эта мелодия придется ему по душе».
Все 22 карабахских скакуна, участвующих в нынешнем шоу, выступают на Royal Windsor Horse Showс 2014 года. В каком-то смысле их карьера длится дольше, чем у некоторых танцоров из ансамбля «Серхедчи» Государственной пограничной службы. Но поскольку каждый раз программа новая, оттачивать ее нужно заново.
Репетиции начинаются в феврале. Главная задача – чтобы лошади привыкли к танцорам, а танцоры – к лошадям. На арене людям и животным нужно быть рядом и работать синхронно, зная и даже предчувствуя действия друг друга. Но неподготовленному человеку страшно, когда в метре от него проносится животное весом полтонны, а большинство коней, в свою очередь, боится больших скоплений людей и громкой музыки. К тому же не каждый танцор умеет выступать на песчаном покрытии конного манежа и не каждый скакун готов исполнять джигитовку, когда наездник то ложится поперек седла, то встает во весь рост, то висит вниз головой. А уж если рядом еще зажигательно танцуют…
На репетициях громкость музыки наращивают постепенно и очень строго следят за продолжительностью каждого занятия. Лошади – это вам не профессиональные танцовщики, готовые оттачивать каждое движение пять, семь, десять раз подряд, пока хореограф не будет полностью удовлетворен. После двух-трех повторов конь начинает скучать и устает, так что дальнейшие повторения не имеют смысла. К тому же для этих животных очень важно строгое расписание: ровно в 11 они должны поесть, с 12 до 13 – отдохнуть. Никакие авралы в жанре «ребята, не успеем!» с ними невозможны. Приходится подстраиваться.
Репетиции в Баку заканчиваются за месяц до шоу – примерно столько занимает транспортировка лошадей. Путь дальний и сложный: сначала автофургон, потом паром, потом снова фургон или специальный вагон поезда. По дороге обязательные остановки, выгул, груминг, проверки самочувствия. За этим следит целая команда из ветеринаров и конюхов. А еще сами всадники, непременно сопровождающие главных звезд будущего выступления.
Потому что самый важный человек на свете для карабахского коня – его всадник. Наездник знает своего скакуна с жеребячьего возраста, он заботился о нем, учил правильно скакать галопом и бежать рысью. Для всадника его конь – самое важное животное на свете. Между ними невидимая мощная связь. Они понимают друг друга по прикосновению руки, движениям ног, выражению глаз, взмаху хвоста.
У них один характер – яркий, щедрый, горячий. Они одной азербайджанской крови.
Именно поэтому карабахский конь и его всадник способны, слившись друг с другом, исполнить джигитовку так, что ахнет весь Виндзор.
Читайте еще:
Возвращение: история карабахской породы и Агдамского конезавода
Текст: Яна Зубцова