Один из самых популярных запросов для обращения к психологу - это сложности в построении взаимоотношений: не получается найти партнера, не получается забыть партнера, мучает тревожность о возможной потере партнера и тд, и тд.
Причины возникновения подобных трудностей часто связывают с особенностями взаимодействия ребенка с родителями. Одна из популярных в настоящее время концепций - теория привязанности (автор Джон Боулби) - объясняет, как отношения с родителями (или основными опекунами, если родители по какой-то причине в воспитании ребенка не участвовали) в детстве влияет на нашу способность выстраивать отношения с партнерами во взрослом возрасте. Разберемся, что к чему в этой теории🧐
Итак, согласно теории привязанности, если ребенок имеет стабильную и предсказуемую эмоциональную связь с родителями, чувствует близость к ним, ощущает себя в безопасности, то, вырастая, он способен повторить такие же отношения с партнером.
Если же человек имел дефицит принятия и любви в родительской семье, то его попытки создать романтическую связь могут быть не так успешны. Есть вероятность, что он будет повторять с партнером одни и те же деструктивные сценарии, пытаясь воспроизвести пример родителей (сознательно или нет).
Какие именно сценарии в отношениях свойственны человеку, зависит от его типа привязанности.
1. Безопасная привязанность
Формирование: родители или опекуны предоставляют детям стабильную, предсказуемую и поддерживающую среду. Они реагируют на потребности ребёнка, обеспечивая эмоциональную безопасность.
Влияние на взрослые отношения: люди с безопасной привязанностью, как правило, испытывают доверие к другим, способны открыто выражать свои эмоции и строить здоровые, эмоционально насыщенные отношения.
2. Тревожная привязанность
Формирование: родители непоследовательны в своём поведении. Ребёнок может получать внимание и заботу, но также сталкивается с пренебрежением или игнорированием. Это создаёт у него чувство неопределённости и тревоги.
Влияние на взрослые отношения: взрослые с тревожной привязанностью могут проявлять зависимость от партнёров, часто бояться потери отношений и испытывать постоянную потребность в подтверждении любви и внимания. Это может приводить к навязчивым мыслям и поведению.
3. Избегающая привязанность
Формирование: родители эмоционально недоступны или отвергают проявления потребности в близости. Ребёнок учится подавлять свои чувства и не доверять другим.
Влияние на взрослые отношения: люди с избегающей привязанностью могут избегать близости и эмоциональной зависимости. Они могут казаться холодными или отстранёнными, предпочитая независимость и самодостаточность, что затрудняет установление глубоких связей.
4. Дезорганизованная (тревожно-избегающая) привязанность
Формирование: возникает в условиях, где ребёнок сталкивается с травмирующими событиями, например, насилием или потерей родителя. Ребёнок может испытывать страх перед опекуном, что приводит к конфликту между желанием близости и страхом.
Влияние на взрослые отношения: взрослые с дезорганизованной привязанностью могут испытывать значительные трудности в отношениях, проявляя непредсказуемое поведение и страх близости. Это может привести к циклам саморазрушительного поведения и сложностям в установлении доверительных отношений.
Является ли детский опыт приговорим?
Нет, конечно.
Теория привязанности помогает понять, как наши ранние опыты формируют наше восприятие любви и близости. Осознание своего типа привязанности может стать первым шагом к улучшению отношений и развитию более здоровых паттернов взаимодействия. Если вы понимаете, что ваш стиль привязанности мешает вам строить крепкие отношения, работа с психологом может помочь вам разобраться в этих вопросах и изменить деструктивные модели поведения. Хороший рабочий инструмент проработки этих тем - игропрактика. Психологическая игра "МАМА. Свобода быть собой" (b17.ru) и Психологическая игра "ПАПА. Опора. Сила. Уверенность" (b17.ru) помогают через работу с образами мамы и папы проработать свои текущие убеждения и паттерны поведения в отношениях с партнером.
Помните, что каждый из нас способен на изменения и развитие, независимо от того, с чем мы столкнулись в детстве!
Автор: Евгения Роман
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru