Хотели бы Вы узнать, а что думали по поводу вопросов воспитания нового поколения людей, общемировых тенденций, надежд и страхов России примерно сто лет назад величайшие умы того времени?
Ничего особенного, наверно, скажите вы, не думали. А вот как бы не так...
В сегодняшней статье я расскажу вам про книгу, которая перевернет все ваши представления о дореволюционной России, а также даст немало пищи для размышления о том, в каком мире мы живем сегодня, и так ли сильно он на самом деле отличается от того, что было больше века назад?
Речь пойдет о книге Василия Янчевецкого "Воспитание сверхчеловека", изданной еще в 1908 году. И чтобы не раздувать статью до невероятных размеров, ограничусь лишь некоторыми значимыми цитатами из книги.
Конечно, всю книгу я не охвачу, это каждый заинтересованный сможет сделать самостоятельно, прочитав этот интригующий труд. Про биографию писателя тоже пока ничего не скажу, хотя она не менее интересна, чем его литературные труды... Итак, поехали...
Про ситуацию в мире
"Борьба экономическая идет все время между государствами. Англичане стонут, что немцы забивают их своей дешевой промышленностью, и кажется, забьют их и на мopе своим флотом. Русский хлеб и сырье, когда-то царившие полновластно на европейском рынке, теперь не в силах выдержать бескровной войны с Америкой, Аргентиной и Австралией.
Нам нужно готовиться к великим Mиpoвым переворотам. Победит тот, кто будет более образован, культурен и силен. Поэтому в наилучшем воспитании детей — залог будущего счастья Poccии"
"На мировых рынках идет борьба между русскими и заграничными товарами, и русские товары играют самую жалкую роль, — мы можем соперничать с иностранцами только в некоторых странах Азии. Россия до сих пор вывозит за границу только сырье вместо переработки его в высшие продукты, и получает свои же материалы из-за границы в обделанном виде"
Про русскую школу
"Нынешняя русская школа совершенно не достигает своей задачи - воспитывать сильное поколение. В мир школа должна выпускать образованных, энергичных и здоровых людей, которые могли бы успешно бороться за свою жизнь, за жизнь своей семьи, за свободу и независимость своей родины. Война идет ежедневная и незаметная на первый взглядъ — война экономическая. Если бы не страх перед нашей миллионной армией, если бы Россия была бы так же дезорганизована, как Индия или Китай, ее залили бы всевозможные иностранные полчища, предприниматели, промышленники, колонисты, рудокопы и, конечно, при нынешнем образовании русского юношества, - русским людям пришлось бы сделаться только батраками у победоносных западных завоевателей"
"Среди детей в школе наблюдается постоянно, что какой-нибудь ребенок интересуется одним предметом, а другие изучает кое-как или вовсе плохо. Бывает что по симпатичному ему предмету он выказывает способности и успехи а по другим - никаких. Школа в силу своей программы с этим не считается. Ей нужно чтобы у ребенка не было двоек и единиц. Нынешняя школа удивительно нивелирует, сравнивает своих учеников, ей не нужно крайностей, ей нужная средняя ровная успешность учеников."
"Теперь требуется специализация знания и способностей. Нужно быть специалистом в какой либо отрасли знания, искусства, техники и т.д."
Про воспитание детей
"С первого же дня рождения родители начинают портить и забивать ребенка.
У нас почему-то стоят идеалом овечьи добродетели — кротости, покорности и послушания, когда вся жизнь говорит о борьбе, о соперничестве, о ежедневной войне.
Родители — эгоисты, они хотят тишины и покоя; шум, крик ребенка их раздражает, они требуют, чтобы он тихо сидел в углу за книжкой или с куклой, не прыгал, не мешал. Если ребенок слишком расшумится, его наказывают или бьют."
"Нужно развивать в детях силу желания. Нынешнее русское поколение никаких желаний, никаких сильных страстей не имеет. Кто может сильно желать, тот сумеет и добиться исполнения своих желаний.
Родители же из лени, из душевной вялости, желания покоя, чтобы детей их не беспокоили, внушают детям:
— Ты еще маленький, ты не смеешь иметь собственной воли, ты должен слушаться старших, ты глупенький, ты этого не поймешь."
"В жизни не только нужно бороться, нужно создавать нечто новое, совершенствовать уже созданное, искать новые пути. Для этого необходимо творчество.
После борьбы, творчество должно быть вторым основанием новой школы.
Славяне были всегда богаты созидательными силами и изобретательностью. Смекалкой нас Бог, кажется, не обидел. Но отчего такая бедность творчества видна во всем теперь? Кто убил у нас этот дух самобытности?"
Про русский менталитет
"Самая главная разница между русским и английским характером, как мне кажется, это мистицизм и самокритика у нас и удивительная душевная ясность и отсутствие сомнения в самом себе у англичан. Мы сложили такую пословицу - "7 раз отмерь, один раз отрежь". Это полное определение нашего характера"
Про детей, молодежь, вписки, рэп и прочее
"Такими фразами обменялись две девочки 10 и 12 лет, собираясь на свою детскую "супрядку". У каждого возраста своя "супрядка". Есть для маленьких, которые утром ходят в школу, а вечером собираются в просторной избе, прядут нитки, поют новые песни-частушки и играют в разные игры. Подростки в 14-16 лет собираются тоже отдельно."
"Когда я привык к темпу и стал разбирать слова, я услышал такую порнографию, дальше которой идти некуда. Здесь разнузданность мысли и циничность глумились над всем святым, почитаемым, и не было ничего, кажется, чего бы ни задел этот молодой нахальный крик с визжащей гармошкой. Когда парни проходили мимо сильно освещенной избы, песня усиливалась, - "чтобы пробрало их хорошенько".
"Меня маменька ругала
Зачем с пьяным я гуляла
А я маменьке в ответ:
У нас трезвых вовсе нет!
Стояла у чуланчика
Любила новобранчика,
Стояла у тесоваго
Любила развеселаго...
Вот, какова современная поэзия."
"Газеты дают пример за примером одичания детей. И на них отразилось жестокое братоубийственное время. В Лодзи одичание детей ужасающее. Несколько мальчиков во время игры в сквере поссорились. Были пущены в ход дубины, палки, куски железа. В результате 15 летний Вячеслав Порода остался на месте мертвым".
"Необходимо начать более усиленное воспитание детей в школе и дома - более заниматься с ними облагораживающим чтением, совместными прогулками, во время которых стараться обьяснять и заинтересовать детей во всевозможных встречаемых явлениях, заниматься совместно с детьми работами, спортом, играми - и вообще как можно больше быть с детьми"
"К сожалению русская семья еще не оправилась от того раскола, который появился после смена старого уклада новым и который так сильно царил в половине прошлого столетия, когда дети не понимали отцов и обратно".
"В это тяжелое переходное время нужно принять особые старания чтобы уберечь души наших детей от загрязнения разнузданной порнографией и от отравления их той злобой, ненавистью, пессимизмом, которыми полны революционные издания и газеты"
"Молодежь умеет все разрушать, свергать старые кумиры, но когда ее спрашивают - а дальше что? Что вы намерены создать? На это реформаторы отвечают - теперь не время. Потом мы подумаем..."
Про религию
"Толстой говорит - "отыскивая причину зла в мире, я все углублялся: сначала причиной зла я представлял себе злых людей, потом дурное общественное устройство, потом то насилие, которые поддерживает это дурное устройство, потом участие в насилии тех людей, которые страдают от него - войска, потом отсутствие религии в этих людях, и, наконец, пришел к убеждению, что корень всего зла - это религиозное воспитание".
Заключение:
Вообще, книга Янчевецкого изобилует многообразием охваченных им вопросов, глубиной вникновения в проблемы и качеством подачи материала, образностью и структурированностью материала, и как вы могли уже заметить сами, практически не теряет своего актуального толку спустя практически более 100 лет с момента ее официального издания. Как говорится, есть над чем задуматься, не так ли?
И если сегодня мы видим такую схожесть восприятия проблем и отношения к вызовам и угрозам, почему бы нам не использовать наследие отцов, для того, чтобы создать принципиально новую методику воспитания и развития детей с учетом горького опыта наших предков?