Раньше этот праздник я никогда не отмечала. Ой, нет, не так... Праздник мимо меня не проходил, но я не чувствовала к нему причастности. А с этого года мой сын поступил учиться на преподавателя математики и информатики. Я верю, что у него все получится, потому что математика - его второе имя, а с мелкими возиться он начал практически сразу как перешел в разряд немного более крупных...
И сегодня я буду писать об Учителях. О людях, для которых их важнейшая гуманнейшая профессия стала смыслообразующей составляющей их жизни. О тех, кто, будучи Учителем, внесли значительный вклад в настройку моей души на негаснущий интерес к жизни и личным примером научили в любых обстоятельствах не смотря ни на что быть, а не казаться. Кому-то из них - светлая память, кому-то - многая лета, но всем - моя глубокая искренняя благодарность.
"... организовывать впечатление"
Свою прабабушку Александру Петровну Цветкову я помню только как прабабушку, потому что когда я родилась, ей было уже под восемьдесят. Но, тем не менее, я уже упоминала о ней в блоге. Дело в том, что принцип воспитания детей, который прабабушка, всю жизнь проработавшая учительницей начальных классов, неукоснительно исповедовала, я считаю непременным условием для успешного воспитания достойных детей.
"Ребенку надо организовывать впечатление" - вот формула, благодаря которой проблемы взаимоотношения взрослых и маленьких, отцов и детей нивелируются, а жизнь как в детском коллективе, так и внутри семьи обретает гармонию.
Конечно же, об этом мне рассказала не сама прабабушка. Когда она умерла, я была еще слишком мала. Но мое детское воспоминание о ней - вот.
1972 год. Суперсерия по хоккею СССР - Канада. "Болеют" все, даже люди, совершенно далекие от спорта. "Болею" и я. Мне купили игрушечную пластмассовую клюшку и такие же шайбы. Но играть катастрофически не с кем: все заняты...
И вот прабабушка Саша, которая тогда уже была нездорова и ходила, опираясь на палочку, находила силы и возможность, чтобы играть со мной в хоккей. Она садилась на стул, выставив вперед свою тросточку. Моей задачей было забить с помощью клюшки шайбу под стул, а ее задачей - не пропустить шайбу, орудуя тростью. Угадайте, кто в этих баталиях выходил победителем? :))
Физика и жизнь
Когда я несколько лет назад узнала о смерти учителя физики из нашей школы Владимира Ильича Ленского, то не смогла сдержать слез. Для меня он был примером учительского профессионализма и человеческого достоинства. Он не допускал в общении с учениками ни крика, ни фамильярности. Наверное, у него были любимчики и те, кто ему не нравился, но мы об этом не знали. Ровное уважительное отношение ко всем. Мы просто учили физику с доходчивым объяснением и интересными примерами и опытами. На уроках была рабочая доброжелательная атмосфера.
Кажется, ничего особенного, но, увы, так бывает далеко не всегда. И да: вступительный экзамен в институт по физике я сдала на "отлично", не особо напрягаясь.
Швабра
Учитель труда для девочек Валентина Георгиевна Зайцева, почтенная дама в возрасте около 70 лет, всегда появлялась в школе в безупречно отглаженном платье с брошью-камеей и безупречной прической в виде пучка. Это я сейчас понимаю, что она была из тех, кто считает, что "лучше иметь морщинку на лице, чем на чулке", и весь свой талант и усилия сосредоточила и направила на нас, вольнолюбиво-расхлябанных, чтобы научить не только что-то делать руками, но и самодисциплинировать, ориентировать на создание вокруг себя красоты и уюта. Но тогда мы считали, что правила сервировки стола - это мещанство, а знать, как какая деталь в швейной машинке называется - совершенно лишнее. Отсюда возникали бурные и не очень протесты, и я в них, - каюсь - замешана. Отсюда и неприятная кличка, о которой Валентина Георгиевна, конечно же, знала, но неизменно продолжала гнуть свою линию.
Кто-то скажет, что Валентина Георгиевна была плохим учителем, потому что не смогла найти контакт с учениками. Однако я так не считаю. У меня были учителя, которые пытались заигрывать с классом, чтобы сойти среди учеников за "своих", однако ни один из них даже близко не подошел к героям этой статьи. А перед Валентиной Георгиевной я спустя 40 лет покаянно склоняю голову и прошу меня простить за то, что я не понимала и не ценила ее труда и участвовала в обзывательствах. Мне очень-очень стыдно. Я благодарю Валентину Георгиевну за то, что именно благодаря ей я освоила некоторые азы и приемы кулинарии и знаю, с какой стороны подойти к швейной машинке. До уровня портновских шедевров я не выросла, но запросто могу что-то прострочить, укоротить и даже вшить втачать застежку "молния" в юбку или платье.
Николаша
Учителю физкультуры Николаю Григорьевичу Баранову во время моей учебы в школе было уже за 60. Несмотря на свой возраст, он крутился на брусьях и перекладине круче наших пацанов. Отсюда, наверное, и прозвище, хотя Николая Григорьевича большинство учеников уважали и любили. Прогуливать физкультуру у нас было не принято, и в этом, конечно же, заслуга учителя. Но я хочу рассказать историю, которая стала одной из отправных точек для моей нынешней упертости и стремления никогда не сдаваться.
Когда я училась, у нас физкультура была в течение года разная: в первой четверти - легкая атлетика, во второй - гимнастика, в третьей - лыжи, а в четвертой - спортивные игры (баскетбол). Человек я не особо спортивный, но физкультуру отрабатывала более-менее легко, за исключением гимнастики. :(
С грехом пополам я научилась карабкаться по канату, прыгать через "козла" и делать упражнение с красивым названием "березка", которое у нас почему-то называлось "стойка на лопатках". Но вот женский подъем переворотом на брусьях мне не давался от слова "совсем". Нужно было, взявшись руками за нижнюю жердь брусьев, с размаху закинуть ноги на верхнюю, потом, оттолкнувшись ногами от верхней жерди, перекувыркнуться и выйти в упор на нижней жерди, а потом красиво спрыгнуть. Так вот из урока в урок я безрезультатно болталась на нижней жерди брусьев как белье на веревке. Запахло "двойкой". Кое-кто даже воодушевился, услышав, что круглая отличница Саша Базлова получит-таки свою "пару". После очередной неудачной попытки я обреченно отошла от снаряда и сказала учителю: "Все, ставьте мне "два". Николай Григорьевич выразительно посмотрел на меня и сказал, что поставит мне "неуд", но в следующий раз, потому что наш классный журнал куда-то делся.
До "следующего раза" оставалось дней пять. И в каждый из этих дней я минут по 15 по утрам выполняла упражнения, которые знакомы каждому, кто делал зарядку в детском лагере: наклоны, приседания, махи руками и ногами, прыжки... Я не знала, может ли это мне как-то помочь, но получить "двойку" мне не хотелось, а придумать что-то другое я не могла.
На следующем уроке физкультуры я сделала то злосчастное упражнение так легко и непринужденно, что сама на себя удивилась. Николай Григорьевич с удовольствием нарисовал возле моей фамилии крупную "пятерку".
Правда, сейчас мне почему-то кажется, что в предыдущий раз журнал, как и положено, спокойненько лежал в тренерской Николая Григорьевича. Но, как бы там ни было, Николаю Григорьевичу Баранову, настоящему учителю физкультуры, моя благодарность и признательность.
Царство математики
Благодаря социальным сетям я узнала, что моя учительница математики Фира Даниловна Черток сейчас в добром здравии и проживает с семьей в Штутгарте. Но так как я в социальных сетях не обретаюсь, моя благодарность и все, что я хочу рассказать об этом человеке, прозвучит здесь.
Математику у нас на достаточном уровне знали даже те, кто совсем звезд с неба не хватал. Как Фира Даниловна этого добивалась, я не знаю. Возможно, секрет в постоянно поддерживаемой спокойной рабочей обстановке, не нарушаемой никакими выяснениями отношений и посторонними делами. С Фирой Даниловной мы жили в царстве математики, двери которого были открыты даже после уроков. Можно было запросто (и совершенно бесплатно) прийти после занятий и порешать и разобрать какие-то примеры из вступительных тестов предыдущих лет или подготовиться к очередной олимпиаде.
В то время предметные олимпиады были просто состязанием умов и никаких особых преференций победителям не давали. Тем не менее участие в них было определенным шиком. В школьных олимпиадах участвовали все поголовно, а в районных и городских - особо отличившиеся на предыдущих этапах.
Фира Даниловна всегда нас возила на подобные мероприятия и радовалась, когда кому-то из ее учеников удавалось занять призовое место. О таких событиях всегда сообщали красочно оформленные плакаты, которые вывешивались на школьном стенде.
Есть и у меня несколько грамот за олимпиады. Это сейчас практикуется такая модная вещь как портфолио, а раньше моя мама просто складывала мои грамоты в папку...
Но самым главным критерием качества работы для Фиры Даниловны было успешное поступление ее учеников в различные, а особенно, престижные ВУЗы, где требовалась сдача экзамена по математике. Многие поступали без всяких репетиторов, только на школьных знаниях.
И еще могу сказать как на духу, что после занятий с Фирой Даниловной, которая среди прочего учила видеть, думать, анализировать, обобщать, а также доводить некоторые действия до автоматизма за счет многократно повторенных аналогий, вузовская математика на первом курсе заходила мне легко и непринужденно. Я даже почти "левой ногой" делала семестровые работы за некоторых своих одногруппников. За шоколадки. :))
Фира Даниловна! Я часто Вас вспоминаю и очень рада, что именно Вы были моим учителем математики в последних классах школы. Доброго здоровья Вам и Вашей семье.
Вот так мне повезло встретить в жизни людей, которые были настоящими УЧИТЕЛЯМИ.
Уважаемые читатели!
Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Здесь будет интересно, я постараюсь.