Показом фильма Шона Бейкера «Анора» в Геленджике открылся фестиваль актуального российского кино «Маяк». Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская рассказывает, чего ждать от него в этом году
Второй фестиваль актуального российского кино «Маяк» продолжает размышления на тему света и тьмы, необходимости ориентиров, помогающих не заблудиться, и отражений на поверхности воды. Опыт прошлого года показал, что символ для этого выбран действительно меткий. Метафора маяка не кидает на программу тень, но освещает ее светом, который вполне можно считать путеводным.
К программе основного конкурса ко второму выпуску фестиваля добавилась и программа короткого метра, так что с точки зрения цифр и фактов смысловой костяк «Маяка» выглядит так: девять конкурсных фильмов, семь конкурсных короткометражных фильмов и два внеконкурсных показа: «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе и «Анора» Шона Бейкера, как раз и открывшая фестиваль в оригинальной своей версии (едва ли имеющей шансы добраться до широкого проката без сокращений). Увезенная Бейкером из Канн «Золотая пальмовая ветвь» отзывается для нас некоторым чувством сопричастности: та легкость и непринужденность, которые принесли фильму (с не самым, заметим в скобках, неожиданным и новым сюжетом) награду в Каннах в мае и продолжающееся фестивальное шествие, созданы на экране Марком Эдельштейном, Юрой Борисовым, Алексеем Серебряковым и Дарьей Екамасовой. Будь то эмоциональная незрелость Вани (Марк Эдельштейн), умчавшегося подальше от родителей и натворившего дел, которые и раскручивают сюжет, или сердечность героя Юры Борисова — именно эти тонко и точно пойманные и переданные эмоции обеспечивают фильму ту вовлеченность, с которой о нем говорят.
В конкурсной программе этого года заметен акцент на дебюты. Пять фильмов из девяти сняты режиссерами-женщинами, в чем, однако, не видится никакого нарочитого следования международной повестке. Таковы, скорее, приметы времени и российского авторского кино, так что открывает конкурс сегодня «Папа умер в субботу» — полнометражный дебют режиссера Заки Абдрахмановой, название которого не подводит: папа Айко действительно умирает, так что ей приходится обратиться к прошлому не только во времени, но и в пространстве, а именно его, как водится, они и старалась все эти годы забыть.
Состав жюри этого года предлагает внимательному глазу некоторую игру смысловых переплетений. Основной конкурс на правах членов жюри смотрят кинооператор Алишер Хамидходжаев, режиссер, сценарист и прозаик Любовь Мульменко, актер и фотограф Владимир Мишуков, режиссер монтажа и продюсер Мухарам Кабулова и продюсер Ольга Филипук. Короткий метр будут, в свою очередь, оценивать режиссер и сценарист Михаил Местецкий, сценарист Савва Минаев и актриса Дарья Савельева. И большинство этих имен имеют отношение к конкурсной программе прошлого года: Любовь Мульменко показывала на первом «Маяке» свою «Фрау», Михаил Местецкий — «Год рождения», Алишер Хамидходжаев снял «Королевство», Дарья Савельева сыграла в «Каникулах». Эти зацепки в истории «Маяка» не выглядят случайными, а скорее становятся все новыми иллюстрациями выбранного фестивалем пути: вместо излишней лирики или налета светскости попытка соединить во времени и пространстве людей, которые имеют прямое отношение к тому самому актуальному российскому кино, которое кто-то показывает, а кто-то — смотрит или оценивает, в текстах или наградах.
Роли, сложившиеся в этот раз, к следующему могут поменяться, и как знать, не окажется ли среди дебютантов короткого или полного метра тех, кто сегодня приехал на фестиваль совсем с другими планами. Ну, а разговоры о том, как непросто добираться в Геленджик — тоже своего рода фестивальная часть, такая же неизбывная, как шум волн на берегу Черного моря.