Найти тему

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ

1.1 Сущность понятия познавательного интереса младших школьников

1.2 Средства формирования познавательного интереса младших школьников при изучении математики

1.3 Методические аспекты организации внеклассной работы по математике как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ ИНТЕРЕСА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Организация внеурочной работы по математике с целью формирования познавательного интереса младших школьников

2.2 Динамика уровня познавательного интереса младших школьников

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления (написана в 2024 году). Оригинальность работы составляет 69% в системе Антиплагиат Вуз.

-2

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) обозначены целевые ориентиры, которые предполагают развитие у детей "любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности" [27].

Чтобы достичь успешных результатов необходимо побудить ребенка к деятельности. Это можно осуществить путем формирования познавательного интереса. Одним из таких способов является внеурочная деятельность, особенностью которой является способность в интересной, разнообразно и содержательной форме воспитать интеллектуальную, эстетическую и нравственно–психологическую личность.

В современной педагогике сформирован большой опыт по проведению внеклассной работы по математике в самых разнообразных формах: КВН, экскурсии, квесты, викторины и т.д.

Проблема внеклассной работы по математике как средства повышения познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.

Внеклассная работа по математике позволяет детям увидеть практическое применение математических знаний в реальной жизни. Например, на уроках можно проводить игры и задачи, связанные с расчетом времени, расстояний, объемов и других параметров. Это поможет детям лучше понять, как использовать математику в повседневной жизни.

Кроме того, математика способствует развитию логического мышления и умению решать сложные задачи. Дети учатся анализировать информацию, делать выводы и находить оптимальные решения.

Знания, умения и навыки, приобретаемые при изучении математики играют важную роль в становлении личности младшего школьника. Совершенствование педагогической работы в этом русле должно исходить из понимания познавательного интереса не только как значимого мотива учения, а более широкого – как интегрального личностного образования. Эта точка зрения все более утверждается в современной педагогике.

Мы полагаем, что сформированность познавательного интереса должна формироваться в тесном взаимодействии учебной и воспитательной работы, так как это формирует устойчивость личностного образования.

Степень разработанности темы. Изучение формирования познавательного интереса на внеклассных занятиях по математике проводилось многими учеными и педагогами. Среди них можно выделить следующих: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Давыдов, Е. В. Бондаревская, Н. И. Зарецкая, М. А. Кондратова и др.

Многие педагогические исследования посвящены разработке методик и программ для формирования познавательного интереса у детей на внеклассных занятиях по математике.

Однако, несмотря на это, степень изученности данной темы все еще недостаточна высока. Это связано с тем, что формирование познавательного интереса – это сложный процесс, который требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Кроме того, многие учителя не имеют достаточного опыта работы с детьми на внеклассных занятиях по математике, поэтому им сложно разрабатывать эффективные методы работы с ними.

Объект исследования – процесс формирования познавательного интереса младших школьников при изучении математики.

Предмет исследования – внеклассная работа по математике как средство формирования познания интереса.

Цель исследования – разработать серию внеклассных занятий, направленных на формирование познавательного интереса.

Задачи исследования:

– рассмотреть сущность понятия "познавательный интерес" младших школьников;

– изучить средства познавательного интереса при изучении математики;

– проанализировать методические аспекты формирования познавательного интереса младших школьников.

– организовать внеурочную работу по математике с целью формирования познавательного интереса младших школьников;

– сравнить динамику уровня познавательного интереса учеников начальных классов.

Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого–педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обощение, классификация), эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этап), математические методы обработки и интерпретации данных.

Практическая значимость работы заключается в использовании серии внеклассных занятий по математике с целью повышения познавательного интереса учителями начальных классов.

База исследования: МБОУ "СШ №128.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ

1.1 Сущность понятия познавательного интереса младших школьников

Известно, что интересы всегда имеют свою уникальную направленность. Мир, который окружает нас, также является невероятно разнообразным. Однако каждое индивидуальное предпочтение включает в себя то, что имеет для данной личности действительную значимость, важность и ценность, то, что связано с ее уникальным опытом и личностным ростом.

Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает приязнь, предрасположенность к какой-то деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью.

Вполне допустимо выделить различные сферы интересов, такие как художественные, спортивные, технические, познавательные и другие, основываясь на их предметной направленности и тесной связи с соответствующими сферами деятельности.

Интересы различаются по устойчивости, широте, влиянию на разную деятельность. В этом взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и волевые человеческие проявления.

Обратимся к раскрытию основных понятий исследования. В научной литературе понятие "интерес" толкуется по-разному: интерес является выборочной направленностью личности на ту или иную деятельность; проявлением эмоциональной и мыслительной активности; отношением человека к миру. Таким образом, интерес характеризуется многогранностью своего содержания, форм проявления и роли для становления и жизнедеятельности личности.

Познавательный интерес – сложное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление личности в познании окружающего мира. Он обоснован внутренними и внешними причинами, качествами и особенностями того, что воспринимается.

Познавательный интерес в учебной деятельности является одной из важных и особенных составляющих феномена "интерес". Он фокусируется на стремлении человека познать мир, не только для удовлетворения своих биологических и социальных потребностей [4, c. 210]. Познавательный интерес предполагает глубокое погружение в многообразие окружающего мира, осознание его сущности, причинно-следственных связей, закономерностей и противоречий. Это отношение человека к миру является важным условием для проявления познавательного интереса.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ ИНТЕРЕСА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Организация внеурочной работы по математике с целью формирования познавательного интереса младших школьников

Изучив и проанализировав теоретический материал по проблеме исследования, нами была проведена следующая опытно-экспериментальная работа:

1 этап – проведение первичного исследования познавательного интереса младших школьников (см. пункт 2.2.);

2 этап – разработка и реализация разработанного цикла занятий по внеурочной деятельности;

3 этап – повторная диагностика уровня познавательного интереса младших школьников (см. пункт 2.2.).

С целью повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики, нами был разработан цикл занятий (8 уроков) для обучающихся первого класса. Представим перечь занятий в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Список занятий по внеурочной деятельности по математике (4 класс)

-3
-4

2.2 Динамика уровня познавательного интереса младших школьников

Чтобы отследить динамику сформированности познавательного интереса нами были проведены диагностики – до проведения внеурочных занятий и после.

Первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста проведена на базе МБОУ "СШ №128". В исследовании принимало участие 26 учеников 4 класса.

Цель проведения диагностики – выявление уровня познавательного интереса у учеников младшего школьного возраста на уроках математики до проведения внеурочных занятий.

Проводимая диагностика реального уровня сформированности познавательного интереса включала в себя следующие методики (анкетирование": для определения уровня мотивации познавательного интереса, методику "Интерес к математике" по Л.Н. Вахрушевой, методику "Познавательная активность младшего школьника" А.А. Горчинской).

1. "Анкетирование": для определения уровня мотивации познавательного интереса. Цель – определение уровня мотивации познавательного интереса. Проводимая методика представляет собой анкету, в которую входит 10 вопросов (приложение 4);

-5
-6

В целом, занятие "Решай, отгадывай, считай" является удачным и эффективным форматом внеурочной работы по математике. Занятие интересно для детей, способствует развитию познавательной активности, совершенствованию вычислительных навыков и умения решать задачи на перебор вариантов.

-7
-8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров, М.Ф. Математика. Тесты: Начальная школа. 1-3 кл: Учебно-методическое пособие / М.Ф. Александров, О.И. Волошина. – М.: Дрофа; Издание 2-е, 2021. – 128 c.

2. Аммосова, Н. В. Математические олимпиады школьников // Начальная школа. – 1995. – №5. – С. 13-19.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Просвещение, 1995. – 642 с.

4. Бондаревская, Е. В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания / Е. В. Бондаревская // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. тр. – Волгоград, 2004. – 560 с.

5. Васильева, М. В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015, № 3. – С. 29-36.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2009. – 203 с.

7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011 – 1008 с.

8. Гаврильева, Н. Н., Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе / Н. Н. Гаврильева, Н. Д. Неустроев // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2017. – Т. 32. – С. 64–71.

9. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников / Н.Ф. Добрынин. – М.: Просвещение, 2003. – С. 3–25.

10. Дусавицкий, А. К. Формула интереса. – М.: Педагогика, 2009. – 145 с.