Арктика в последние годы становится все более желанным регионом для большой торговли, логистики и размещения вооруженных сил. Россия уже имеет прибыль от Северного морского пути в триллионы рублей и это очень не нравится Западу, у которого попросту не хватает мощностей для того, чтобы хотя бы сравняться с нашей страной по судоходному потенциалу в северных полярных широтах. О том, как появляются новые альянсы против России на Севере, почему обновление ледокольного западного флота обсуждается на саммите НАТО и как сейчас нарастает большая арктическая гонка, читайте в материале ИА «Точка».
«Триллионная» Арктика
Министр иностранных дел Канады Мелани Жоли дала интервью изданию Bloomberg, в котором поделилась соображениями о создании некоей новой коалиции северных государств, которые будут противодействовать активности России и Китая в Арктике.
«Долгое время Канада думала, что мы защищены своей географией. Но теперь нам нужно считаться с тем, что мы страна, которая стоит лицом к лицу с Россией, и из-за изменения климата все больше стран проявляют интерес к Арктике, включая Китай», – заявила чиновница.
Речь идет именно о военном присутствии, а также о «невозможности западных государств встречаться на уровне Арктического совета, поскольку в нём состоит Россия».
Пока из тех, кто в Европе заинтересовался новой северной коалицией, Жоли обозначила Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию и Швецию. Но понятно, что к этой инициативе в той или иной форме подключится и Канада и, что важнее, США.
Российская же сторона расценивает эти разговоры как политическое давление, усиление общей эскалации и перенос её в северные, арктические широты.
Что касается экономики, то очевидным образом для России в Арктике приоритетным проектом является Северный морской путь. Чтобы были понятны наши амбиции, стоит сказать: по оценкам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, вклад в ВВП России от СМП до 2035 года составит 35 триллионов рублей от уже проинвестированных проектов. Прямые поступления в бюджет страны от Северного пути за тот же период оцениваются в 13,5 триллионов рублей. Для сравнения, чуть более 35 триллионов рублей – вся доходная часть бюджета Российской Федерации на 2024 год.
Несмотря на западные санкции по СМП наблюдается хоть и медленная, но стабильная положительная динамика. Как в плане грузов, так, соответственно, и в плане денег. И естественно, что такую транспортную и финансовую артерию Запад, а особенно США, просто так в покое оставить не могут.
А как все хорошо начиналось…
И здесь важно вспомнить, что такое Арктический совет, который упомянула глава МИД Канады.
Эта структура начала формироваться в 1989 году и систематически заработала в 1996-м. Вошли в неё Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, США и Европарламент.
Важно понимать, что Арктический совет был сугубо гуманитарной организацией. Первоначальной целью его работы была разработка и выполнение Стратегии защиты окружающей среды Арктики, а затем сотрудничество в авиационном и морском поиске и спасении. Только в 2010-х годах на площадке совета появились первые темы, связанные с освоением ресурсов. При том, что это направление, в отличие от научного, не было в числе приоритетных.
Впрочем, разного рода инициативы по экономическому и промышленному освоению Арктики выдвигались отдельными государствами. Вполне открыто, с претензией на лидирующие позиции, о торговой логистике в те годы говорила, например, Британия.
И уж конечно Россия, как только более или менее восстановилась экономически после 90-х, вернулась к развитию СМП, которое в общем-то не прекращалось исторически.
На уровне Арктического совета торговые связи между, например, Европой и Азией при посредничестве России начали обсуждаться примерно в 2018 году на конференции «Логистика в Арктике», где в качестве основных партнеров выступили Япония и Норвегия.
И ровно в тот же год началась резкая смена позиции по Северному Морскому Пути у США. Так, командующий Береговой охраной США адмирал Пол Зукунфт весной 2018 заявил:
«Подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода – по мере того, как мы видим этот участок освобождающимся от льда. Но сейчас нет установленного плана, предусматривающего проведение учений по обеспечению свободы мореплавания (по СМП)».
Естественно, позиция эта для России была абсолютно неприемлема. Да и сама форма её озвучивания тоже оказалась весьма странной. Все эти вещи могли проговорить в лицо российским представителям американские члены Арктического совета. Но, видимо, уже тогда эта гуманитарная площадка совершенно не удовлетворяла актуальным запросам Запада.
Арктический совет всё
В 2022 году все западные участники Арктического совета выпустили заявление, что не будут участвовать в заседаниях этой структуры под председательством Москвы. В дальнейшем они договорились, что будут ограниченно работать в проектах, в которых не участвует Россия. Но, кажется, такое «ограниченное участие» эти государства не устраивает. Тем более, что и приоритеты у этих стран поменялись: теперь все они, кроме России, состоят в НАТО. А это накладывает и свои особенности на их северную политику. А значит, нужен новый «арктический альянс».
Параллельно с этим в последние годы США активно милитаризирует северное полушарие. На Аляске размещаются военные авиабазы, Вашингтон недавно проводил учения по боевым действиям в условиях низких температур, и, более того, в одностороннем порядке заявил претензии на новые северные акватории, например, Берингова моря. Оспорили это решение только Россия и Китай.
В конце марта 2024 года в большом интервью «Известиям» министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, так обозначил актуальные угрозы для России в арктическом регионе:
«В связи с таянием льдов и развитием судоходства мы в 36 раз увеличили перевозку грузов с 2012-го по 2023 год по Северному морскому пути. СМП привлекает к себе внимание всего мира… И политика Соединенных Штатов, в частности, это дестабилизация региона, направлена на то, чтобы просто затруднить для России развитие этого проекта…».
В общем, в феврале 2024-го Россия приостановила выплаты в Арктический совет. А на уровне МИД последовали заявления, что на текущий момент членство в этой организации для нас теряет смысл. И, кажется, сама эта организация всякий смысл теряет в принципе.
Ледокольная гонка
Возвращаясь же непосредственно к экономике и логистике, стоит напомнить, что в упомянутом выше интервью Алексей Чекунков особо отметил:
«Россия остается наиболее продвинутой страной, которая способна организовывать навигацию, единственной страной, у которой собственный атомный ледокольный флот, передовой по тоннажу, по мощности, довольно молодой флот».
Слова российского чиновника про ледокольный флот в контексте этой истории заслуживают отдельного внимания.
Дело в том, что 11 июля на саммите НАТО в Швейцарии ряд членов альянса очень серьезно озаботились ледоколами. В частности, США, Канадой и Финляндией была учреждена такая компания, как Ice-Breaker Collaboration Effort (ICE) с целью строительства нового ледокольного флота. При этом, не сказать, чтобы речь шла о сугубо гражданских ледоколах, поскольку эту инициативу в Вашингтоне прокомментировали следующим образом:
«Проецировать силу и обеспечивать соблюдение международного права».
Но так или иначе, ледоколы это не только про милитаризм в чистом виде с ракетами и самолетами, а еще и про возможности пробивать пути в арктических водах для торговых транспортных судов.
И в этом смысле Запад выступает сейчас в роли догоняющего. У тех же США на текущий момент два ледокола, работает из которых один, да и тот 1976 года постройки. У Канады 17 ледоколов, но в полностью рабочем состоянии – три или четыре. У Финляндии девять действующих ледоколов.
У России 41 действующий и полностью исправный ледокол, при этом, семь из них атомные. И по данным на 2024 год на верфях нашей страны строится еще пять ледоколов, которые будут спущены на воду в период с 2027 по 2030 год.
Что в итоге?
Большая арктическая гонка уже началась и в последнее время просто становится все масштабнее. У России, при этом имеется весьма существенная фора по данному направлению. Главное её максимально эффективно использовать. Понятно, что после организации нового «арктического альянса», который анонсировала канадская министр иностранных дел, теперь в этой гонке появится и вполне очевидный военный компонент. Однако он имел место быть и раньше, поскольку США стали озвучивать свои милитаристские планы на Арктику и СМП уже довольно давно. Россия, впрочем, к такому повороту событий оказалась готова. А вся эта история наглядно показывает, насколько для практически всего мира важен русский север. Есть все основания полагать, что наша страна этой «внезапной важностью» воспользуется.
Ранее «Точка» сообщала о том, что альянс с Китаем поможет России обеспечить ледоколами Севморпуть и противостоять в Арктике Штатам, Канаде и Финляндии, заключившим против нас «ледяной пакт».
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ
Источник: https://iatochka.news/