Найти в Дзене
Morozov Yachts

HR-352. СУБЪЕКТИВНО ОБ ОБЪЕКТИВНОМ.

Судьба иногда делает неожиданные повороты, которые открывают новые взгляды на предмет, в данном случае на старую шведскую яхту. Так сложилось, что я несколько месяцев был владельцем культовой яхты Hallberg Rassy 352, построенной в 1981 году.

Hallberg Rassy 352 (1981) в порту Wismar.
Hallberg Rassy 352 (1981) в порту Wismar.

Со времен начала перестройки 90x я хорошо помню рекламу бытовой техники - «Швеция — сделано с умом...», этот слоган вошел в память и в общем никогда не вызывала каких-либо сомнений в его правдивости, но время течет и ...

Мы хотели поменять нашу Beneteau на что-то более классическое и присмотрели старую шхуну, что называется «для души».. Я продал нашу любимую и хорошо оборудованную яхту буквально за один день первому же покупателю немцу. Однако сделка по шхуне не сложилась и мы к новому году остались без лодки в раздумьях о будущих планах. Эти размышления привели к решению пойти в «фермеры» и лично попробовать «священную шведскую корову», которую раньше я сам неоднократно критиковал в моих постах.

Я конечно бывал на борту новых шведских лодок и на старых лодках моих знакомых, поэтому имел некоторое представление о предмете. Естественно современные лодки принципиально другие по всем параметрам, по сравнению с лодками 70-80х годов выпуска, например яхта нашего времени HR-340 не имеет ничего общего с антикварным HR-352, о которой и пойдет речь дальше.

Hallberg Rassy 340 (2024)
Hallberg Rassy 340 (2024)

После долгих сомнений, я решился на центральный кокпит, размер 35фт был оптимальный для двух человек нашего постоянного экипажа. Балласт встроенный в длинный киль, руль со скегом, винт с валом, 300 литров воды, две каюты, просторный салон и компактный камбуз, в сочетании с приемлемой ценой и большим выбором на рынке, показалось неплохим вариантом. Всего было выпущено около 800 корпусов этой модели, с двумя небольшими модификациями — были изменены высота палубы, форма камбуза и длина мачты. Из условных минусов это двигатель Вольво, тиковая палуба и короткая стандартная мачта, но с этим надо просто смириться. Первую лодку я посмотрел в Италии, еще раз убедился, что с южным народом дел лучше не иметь.

Hallberg Rassy 352 (1984) в Италии.
Hallberg Rassy 352 (1984) в Италии.

В общем неплохая по фото и спецификации лодка оказалась просто захламленной текущим владельцем. Все конечно можно привести в порядок, отремонтировать и сделать конфетку, какими всегда и отдавал свои лодки покупателям. Но день осмотра не дал общего понимания и ощущения этой модели яхты. Когда я залез под кормовую койку к баллеру руля и увидел там масленку, то помню это меня удивило в первый раз. Поясню этот момент, масленка находится чуть выше ватерлинии при пустой (!) лодке, когда вы загружаете запасами и топливом, масленка оказывается ниже ватерлинии (!), сделан он из цветного сплава, похожего на бронзу.

Hallberg Rassy 352 на плане.
Hallberg Rassy 352 на плане.

Когда я прикоснулся к масленке пальцем, она просто отвалилась… но вода не пошла из-за забитой ржавчиной трубки. Я владельца спрашиваю, вы понимаете, что лодка может в любую минуту утонуть ? Размер выпученных глаз и поток непонятных слов на итальянском, показали что вроде он понял проблему. В общем итальянка осталась зимовать дальше и ждать ремонта…

Отломанная масленка баллера или "5 минут до погружения".
Отломанная масленка баллера или "5 минут до погружения".

Дальше смотрели лодку в Германии, он стояла в темном ангаре и смотреть было не очень удобно, но сама лодка была в приличном состоянии и имела несколько положительных моментов. Нестандартная удлиненная новая мачта и такелаж, почти новые паруса и Code-0 на закрутке, бушприт-площадка, замена заборных клапанов, замена подшипника вала и ревизия пера руля, свежая тиковая палуба, хороший автопилот и новая электроника. Масленка была на месте….

Так выглядит масленка баллера, расположенная близко к ватерлинии
Так выглядит масленка баллера, расположенная близко к ватерлинии

В общем все вроде адекватно и по цене мы быстро сговорились с продавцом. Весной поехали забирать лодку и перегонять на базу в Аликанте. Собрали и отправили из Испании 3 больших коробки с непромами, инструментом и прочим. Приятно удивил Fedex, нашли дату со скидкой, все удовольствие обошлось всего в 28 евро, что просто нереально в наше время, но это правда.

Лодка была уже на воде, вооруженная и стояла у причала. Хозяин приехал и другого города, очень приятный человек, мы проверили все системы, завели и попробовали мотор, все работало нормально и собственно вопросов особых не было.

Приемка лодки в порту Wismar
Приемка лодки в порту Wismar

Завершили сделку и стали обживаться на лодке и смотреть прогноз на выход к Кильскому каналу и далее на запад. Еще надо было установить внутренний съемный штаг и получить новый штормовой стаксель. Но на следующий день пошел сильный дождь и…. полилось ...в салон. Проблема была в тиковой палубе, швы у люков были сделаны очень узкими и герметик отошел от дерева, образовалась щели, через нее и текло. Также не были загерметизированы вантпутенсы, установленные на тиковой палубе. Следующие пару дней прошли в ремонте и более глубоком познании лодки изнутри… и это не дало большой радости, но об этом ниже.

Палуба была заменена 10 лет назад, но не очень профессионально.
Палуба была заменена 10 лет назад, но не очень профессионально.

Несколько раз выходили в море на тест, это пожалуй самые положительные моменты во всей этой истории. Лодка шла исключительно хорошо и под мотором и под парусами. Ветер был довольно свежий 15-20 узлов, короткая и неприятная балтийская волна, несли полный грот и геную, это было уже время для рифления.

Комфортное плавание 5-6 узлов при ветре 15+ узлов.
Комфортное плавание 5-6 узлов при ветре 15+ узлов.

Стабильная скорость около 5-6 узлов, после широкой Beneteau, крен показался несколько излишним, но и лодка эта довольно узкая. Очень плавный, можно сказать комфортный ход на волне, небольшое забрызгивание палубы в носу, но центральный кокпит и стеклянный козырек спрейхуда создавали полное ощущение надежности.

Внутри тоже все отлично, никаких скрипов, перекосов и прочего, яхта просто идет с креном и не более того. Управляется легко, поворачивает хорошо, хотя на швартовке кормой есть нюансы из-за удлиненного киля. В общем самые положительные впечатления от конструкции корпуса и ходовых качествах этой яхты.

Но вернемся к деталям, а они оказались не такими приятными, как ощущение от этой яхты в море. Если перечислить не в порядке важности, то субъективно могу отметить следующие моменты.

Конструктив

Как я уже указал выше, лодка отлично ведет себя в море и имеет прочный корпус, без деформаций на ходу. Однако качество его изготовления вызвало сильное удивление.

Шведское качество...
Шведское качество...

Я понимаю что это было 40 лет назад, другие технологии и материалы, но.. такое впечатление что лодка построена шведским дедушкой в гараже. Все очень грубо приформовано и закрашено, силовые элементы похоже вытесывали топором, вероятно шведским...

Интерьер

Кормовая каюта и проход в нее по левому борту очень низкие, даже при нашем небольшом росте и комплекции. Не знаю как тут живут рослые немцы и скандинавы. Вдоль кормовой койки по бортам была установлена полка, об которую регулярно бился головой утром. Сесть на кормовой койке очень неудобно или практически невозможно, очень низко, только если голову высунуть в кормовой палубный люк.

Штурманский стол довольно большой, но бестолковый, сиденье неудобное и узкое и за спиной панель предохранителей с тумблерами. Не знаю какие специалисты его делали, но он просто неудобный, хотя эргономика существует уже много лет.

Панель предохранителей за спиной, не самое удобное решение для штурманского стола.
Панель предохранителей за спиной, не самое удобное решение для штурманского стола.

Камбуз маленький, даже по понятиям того времени, доступ в холодильник неудобный, часть камбузного стола является ступенькой на выход, это вообще за пределами моего понимания. Хотя в более поздних моделях заменили съемным трапом со ступеньками.

Салон самая удачная часть интерьера, хороший складной стол, широкие удобные диваны с подъемными спинками, все как надо.

Салон самое удобное место во всей лодке
Салон самое удобное место во всей лодке

Туалет с душем в носу от салона, небольшой и компактный с большой раковиной мойки и зеркалом. Сточный танк, который закачивается снизу, это какое-то "шведское изобретение", его еще надо осмыслить....

Откачка унитаза идет вниз сточного танка, т.е. чем выше уровень в танке, тем больше обратное давление на сам унитаз...
Откачка унитаза идет вниз сточного танка, т.е. чем выше уровень в танке, тем больше обратное давление на сам унитаз...

Оригинальная двойная дверь закрывает туалет или вход в салон, необычно, но вполне удобно.

Носовая каюта-койка очень узкая для двоих, низкий подволок палубы и еще ступенька на полу снизу.

Голову бил неоднократно, мы шутили что надо купить велосипедные шлемы для этой лодки. Но вообще общее состояние тела - постоянно сгорбленный и с наклоненной головой при движении по лодке. Только салон и место у камбуза с нормальной высотой, напоминаю что это при моем небольшом росте 174см, в кокпите картина похожая..

Рундуки в интерьере более менее нормальные, но это для прибрежного круиза, в дальнобой явно мало места и носовая каюта уходит под склад.

Качество дерева и лакировки высокое, даже на 40-летней лодке все выглядело вполне достойно. Однако есть и косяки, например использование внутренних гвоздей из черного металла, деревянная планка просто насажена на гвозди без шляпок, нет ни шурупов, ни пробок, вроде красиво, да..пока новое. Гвозди внутри дерева начинают ржаветь и появляются черные следы на дереве снаружи и потеки изнутри.

Подволок обклеен «фирменным шведским» винилом со структурой, от старости клей высыхает и винил отваливается, заменить его довольно муторная работа.

Палуба

Бич всех северных старых лодок это тиковая палуба. Пока палуба новая это красиво, когда палубе немного лет, можно поддерживать в приличном состоянии. Но на старой лодке это проблема, стоимость замены палубы от 15.000 евро и больше. Многие владельцы выставляют такие свои лодки на продажу по двум причинам — старая тиковая палуба и убитый мотор Volvo.

Расположение вант-путенсов непонятно чем обусловлено, фактически посередине боковых проходов на палубе, неудобно проходить на бак и обратно. Ничто не мешало сместить их к борту или к стенке рубки.

В чем смысл расположения вантпутенсов по середине палубы ?
В чем смысл расположения вантпутенсов по середине палубы ?

Кокпит, несмотря на свои небольшие размеры, вполне удобен для 2 максимум 4 человек. Круговой обвес придает комфорта и приватности в северных водах, но излишен на юге и летом. А вот бимини очень низкий, выше уже гик, но можно привыкнуть.

На транце обычно ставят платформу или просто трапик для доступа к воде, это конечно не корма мейнстрима, но тоже можно привыкнуть.

Тузик подвешивают на корме на балки или кладут на палубу перед мачтой, оба варианта рабочие и были опробованы.

Мотор и оборудование

Стандартный мотор Volvo-Penta устанавливается на большинстве шведских лодок, для меня лично это скорее минус, чем плюс. За 40 лет жизни яхты, мотор может быть родной и убитый, родной с сервисом и еще поработает, замененый 10-15 лет назад и еще есть ресурс. У нас был родной, но с небольшими моточасами и регулярным профессиональным сервисом на верфи.

Разрекламированный доступ к мотору через боковые дверцы в проходе и со стороны съемного трапа действительно удобен для текущего обслуживания мотора. Но вот если у вас что-то с валом или редуктором, тут уже придется изловчиться, чтобы туда добраться.

Топливный танк на 170 литров, встроенный в киле под мотором, это еще одна большая проблема этой модели яхты. Проблема в том, что он сварен из нержавейки и заформован в киль. Нижняя часть танка находится на уровне очень глубокого льяла — сточного колодца. Коррозия сварочных швов рано или поздно приводит к течи топлива из танка прямо в льяла, откуда откачивается помпой за борт. Можно попасть на очень большие неприятности из-за загрязнения акватории. Второй причиной течи топливного танка это жесткая посадка на камни, от удара по килю лопаются швы, это не редкость в шведских шхерах. Заменить танк очень сложно и стоит немалых денег. Вырезается палуба кокпита, снимается двигатель и танк вырезается из киля частями. Второй вариант, сбоку киля делается вырез куска обшивки и танк вынимается через это вырез в борту. Оба варианта не вызывают энтузиазма у владельца и лодку стараются продать побыстрее. На этой лодке верфь, где хранилась яхта, порекомендовала не ждать проблемы и заглушить этот танк совсем, так и было сделано на ней. Все топливные шланги переключили на второй танк под левой койкой салона, его емкость около 90 литров.

Похожая проблема может быть и с водяным танком 300 литров встроенным в киль под полом салона.

Расположение и прокладка шлангов и прочего, это отдельная песня о «шведском качестве», такого колхоза я пожалуй еще не видел. Еще раз напомню, что я понимаю что лодке 40+ лет и были другие времена и понятия, но это не оправдывает «шведских колхозников»

Электрика

Это вторая песня на ту же тему о качестве. Не будут утверждать, что все что я видел на этой лодке, сделано именно на верфи, так как было два владельца-кулибина, голландец и немец, они там тоже покопались хорошо.

Так всегда начинается владение старой лодкой...
Так всегда начинается владение старой лодкой...

У меня у же традиция, на каждой лодке начинать с выкидывания лишних шлангов и проводов. Здесь тоже выбросил немаленький моток излишков.

Проводка ужасная, провода от торшера, клеммы детские, но самое интересное что увидел, провода закрепленные степлером к стенке.

Не знаю кто конкретно это сделал, но говорит о многом ...
Не знаю кто конкретно это сделал, но говорит о многом ...

В общем перестроечный рекламный слоган для меня приобрел для меня новое звучание - «Швеция — сделано без ума»...

----------

В продолжении этой истории, когда я занимался улучшением этой яхты перед выходом из Германии, вернулся с предложением владелец шхуны на Канарах, которая не хотела продаваться (см.статью). Короче я решил не мучаться и продать эту HR-352 прямо тут в Германии, тем более привел ее уже в более менее приличное ходовое состояние, но лодка «не зашла» мне по сути, кому то она будет ближе по душе. Покупатели нашлись довольно быстро, я продал ее нашему соотечественнику «по интернету», он даже не приехал посмотреть, правда я все показал на видео и написал подробно что и как, мы так и не встретились лично. Хорошо коробки не выкинули, упаковались обратно и отправили их на Канарские острова на шхуну.

На прощание с Висмаром...
На прощание с Висмаром...

Попрощались с лодкой, которая была нашим домом некоторое время, съели по немецкой сосиске с пивом и двинулись в путь к новой любовнице, но это будет уже в другой истории…

Счастливого плавания !