Найти тему

О каком законе психологии говорит заплесневелый кусочек еды в твоем холодильнике

Если я захочу почувствовать себя Александром Флемингом и открыть какой-нибудь антибиотик, то в поисках плесени первым делом загляну в холодильник. Ведь у дальней стенки ящика с овощами и фруктами, вполне возможно, зародилась новая жизнь. Более странные создания только в глубине верхней полки того же холодильника. Лично у меня там годами стоят какие-то банки.

В общем – если мы чего-то не видим, если что-то не мозолит наши глаза – оно для нас и не существует.

Никого не удивляет, что в супермаркете место у кассы – дорогостоящая зона импульсивных покупок. То, что лежит на уровне глаз, продается лучше, засунутого вглубь верхней полки.

Но сила контекста влияет на нас не только в магазине – а непрерывно, во всех жизненных ситуациях.

Например, «надо пить два литра воды в день». Понятия не имею, откуда я узнал эту мантру и почему в нее верю. Хотя как-то доктор сказал, что два литра понятие относительное и лично мне лучше думать о трех. В любом случае, неважно. Все равно не пил литрами.

Хотя хотел, воду люблю, кулер в тридцати секундах. Но почему-то не получалось.

Ситуация изменилась, когда я случайно купил литровую бутылку и поставил ее на стол рядом с клавиатурой. Задача упростилась до крайности – просто протянуть руку. И ситуация чудесным образом изменилось. Бутылка уходит за несколько часов.

Мы думаем, что чего-то там хотим. Выбираем. На самом деле, если этого чего-то не окажется перед нашим носом в магазине – мы вряд ли вспомним о нем. На другой конец города люди ездят за исключительными брендами.

Выбор – вопрос контекста. Того что есть (или нет) у нас перед глазами. И самое классное в контексте – мы способны конструировать его самостоятельно. Сами для себя.

© Николай Молчанов - кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, колумнист Psychologies и РБК.

Мои книги "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками" жюри PricewaterhouseCoopers признало лучшими деловыми книгами России в 2022 г. и 2020 г.

Веду блог "Психология Маркетинга" о поведенческой психологии в Telegram.. На пальцах объясняю самые крутые штуки о психологии, ловушках мышления и техниках манипуляции. 180 000+ подписчиков уже в курсе.

Не упусти шанс изменить свою судьбу. Подписывайся, пригодится