После февральских событий 2022-го года Россию покинули практически все иностранные автопроизводители. Не постеснялись сбежать даже те, кто вкладывался годами в российский бизнес, строят тут свои предприятия.
Конечно, беглецы были уверены в том, что без них российские автопроизводители не смогут запустить заводы. Все же правообладатели, да и технологиями с нами они делиться не особенно хотели. Но, ситуация сложилась несколько иначе.
И началось все с корейских автомобилей, которые теперь у нас собирают под брендом Solaris. Опробовав эту схему, российские автопроизводители применили её для завода «ПСМА Рус». Как им это удалось, давайте разберемся.
Корейцы не особо сопротивлялись
Прежде чем говорить про запуск завода, принадлежащего французским автопроизводителем, давайте посмотрим на «корейский вариант». Дело в том, что ещё в феврале 2022-го года представители брендов Hyundai и KIA заявили о нежелании полностью уходить из России. Да, они прекратили поставки своих автомобилей в страну, но сохранили за собой мосты.
И этими самыми мостами, которыми выступил завод в Санкт-Петербурге, российская компания «Арт-Финанс» решила воспользоваться ещё в начале нынешнего года. На складах завода осталось более 70 тысяч машинокомплектов, из которых можно было собрать готовые автомобили. И российские инженеры не стали упускать такую возможность.
Довольно быстро на заводе удалось наладить производство автомобилей под новым брендом – Solaris. Впрочем, этот бренд нельзя назвать совершенно новым. Ещё в 2012-ом году корейские автопроизводители зарегистрировали его на себя. Получается, что сегодня российский завод выпускает автомобили под корейским брендом. И сами представители Южной Кореи не особенно противятся этому.
С технической точки зрения, это все те же автомобили, которые ранее поставлялись в Россию. Изменились только названия. И всех устраивает эта ситуация. Корейские владельцы бренда молчат, а российские производители наполняют рынок своими автомобилями. Полная гармония.
Не стали спрашивать
Ситуация с заводом «ПСМА Рус», расположенным в Калуге, складывалась несколько иным образом. Французские партнёры, когда-то активно сотрудничающие с российскими автопроизводителями, категорически отказались продолжать свою деятельность на территории России.
Предприятия было заморожено, а после его продали компании «Автомобильные технологии». Судя по всему, в Париже не особенно переживали по поводу возможного запуска завода. Для европейцев такая операция просто немыслима без разрешения правообладателей. А его нам давать никто не собирался.
И тут российские автопроизводители решили пойти на простую хитрость – запустили завод. Вся суть хитрости заключается в том, что комплекты для сборки кроссоверов Citroen C5 Aircross они получили от китайских партнёров. Вряд ли во Франции рассчитывали на такой «финт ушами».
Впрочем, французы не особенно торопились со своими возражениями. Завод в Калуге начал работать ещё в начале нынешнего года, а первые претензии с французской стороны стали озвучиваться только сейчас.
Французские журналисты стали выяснять, как же запустили завод, если правообладатель не давал своего согласия. Судя по всему, российские производители не стали спрашивать своих бывших партнёров. Просто запустили оборудование и начали работу. На Западе журналисты уже окрестили эту операцию громким «промышленное пиратство».
Казалось бы, французская компания Stellantis, которая является обладателем права на использование завода и выпуск автомобилей под брендом Citroen, могла бы подать в суд. И не только против российского партнёра. Китайская компания, которая поставляет машинокомплекты, также могла бы стать ответчиком по иску. Но, никаких исков не подавалось.
Скорее всего, французская Stellantis не хочет портить отношения со своим ключевым партнёром в Китае – концерном Dongfeng. Именно они поставляют в Россию комплекты для сборки автомобилей. И ссориться с ними Париж не намерен, ведь у них уже 2 совместных предприятия и далеко идущие планы.
Да и суд против российской компании вряд ли принесёт французам что-то полезное. Ну запретят российским автопроизводителям использовать оборудование завода в Калуге. А кто сказал, что эти запреты кто-то будет выполнять. Против российского автопрома уже применили огромное количество санкций. Есть нам ещё чего бояться?
Складывается впечатление, словно «Автомобильные технологии», не без одобрения российского правительства, просто решили проучить наглых французов. Они решили показать, что могут обойтись и без поддержки своих европейских партнёров. А тех, кто сбежал из России, даже спрашивать не станут.
Возможно, запуск завода в Калуге, должен послужить сигналом для других компаний, которые все ещё думают о побеге из России. Им наглядно показали, что в случае необходимости, оборудование будут использовать по своему усмотрению, и их разрешения никто спрашивать не станет. Такой воспитательный запуск, который может иметь далеко идущие перспективы.