Найти тему
Валерий Грачиков

«… И пес по кличке Шкалик». Был ли «Илья Муромец» первым пассажирским самолетом в мире

С некоторым удивлением узнал в одном из пабликов о той «России, которую мы потеряли», что «Илья Муромец» был «первым в мире пассажирским самолетом». И даже «недолго поработал на гражданской службе». Обосновывается это тем, что «Муромец» в феврале 1914 года совершил полет «с 16 пассажирами и псом по кличке Шкалик» и тем, что в самолете имелись аж «пассажирская каюта с плетеными креслами, спальные комнаты, ванна с туалетом, электричество и даже имелся обогрев салона…»

В общем, уникальный комфорт для первой половины 1914 года…

Интересно, почему первым пассажирским самолетом в таком случае не назвать «Русский витязь», с которого началась история «Муромцев»?!

-2

На самом деле, конечно, «Муромец» ни разу не был ни первым пассажирским самолетов вообще, ни даже первым самолетом с пассажирской кабиной (первый самолет с пассажирской кабиной Блерио-XXIV «Лимузин» начал летать еще в 1911 году).

Блерио-XXIV «Лимузин» - первый самолет с пассажирской кабиной в мире
Блерио-XXIV «Лимузин» - первый самолет с пассажирской кабиной в мире

И даже пассажирские рейсы он выполнял не первым, а точнее, вообще их никогда не выполнял, потому что в том полете «с 16 пассажирами и псом Шкаликом» в самолете находились не абы какие пассажиры, а боевые офицеры и инженеры РуссоБалта, которым демонстрировали возможности новой техники в демонстрационном полете над Петербургом. Это был демонстрационный полет - катание над городом, к тому моменту уже достаточно развитое. Только катали не одного-двух человек, а больше. Ну и еще к тому моменту, когда «Муромец» в феврале повез кататься пса Шкалика, в США уже полтора месяца как работала коммерческая авиационная линия во Флориде, занимавшаяся как раз пассажирскими перевозками.

И конечно, не было в «Муромце» никаких спален. Правда, умывальник и шкаф для одежды на самом деле имелся и стояло шесть плетеных кресел. Даже их фотография сохранилась.

-4

Стоит заметить и о том, что из 16 «пассажиров» в полете в феврале 1914 года, семь человек на самом деле относились к команде самолета, так что реальных пассажиров было все-таки 9. И пес Шкалик, конечно! Куда же без него.

И ведь на самом деле «Илья Муромец» был знаковым самолетом – на тот момент такого не было ни у кого. Но он стоил сумасшедших денег, чтобы на тот момент реально можно было говорить о его эксплуатации как пассажирского самолета. Окупаемость проекта была невозможна. Та же коммерческая авиалиния во Флориде появилась в начале 1914 года только благодаря субсидиям властей и благополучно загнулась сразу же как только эти субсидии перестали платить.

Тони Яннус в летающей лодке Benoist Model 14. Именно этот летчик на этом самолете совершил первый коммерческий рейс пассажирской авиации
Тони Яннус в летающей лодке Benoist Model 14. Именно этот летчик на этом самолете совершил первый коммерческий рейс пассажирской авиации

Реальная и активная коммерческая эксплуатация авиации, в том числе и в качестве пассажирской, а не просто катание публики, как это было в 1910-е, стала возможной только после Великой войны. И случилось это потому что за годы взаимного истребления заодно понастроили множество самолетов, в том числе с большой грузоподъемностью и потому что авиация шагнула далеко вперед.

И, кстати, тогда же выяснилось, что переделанные на скорую руку бомбардировщики и просто военные машины для пассажирской авиации не очень подходят. Нужны специализированные машины. Ну а кроме того «Ильи Муромцы» были после Гражданской войны изношены, так что их как поставили на авиалинию Москва-Харьков в 1921 году, так и сняли через несколько месяцев и 60-ти перевезенных пассажиров.

Так что Россия, конечно - родина слонов.

И «Илья Муромец» был хорошим самолетом.

Но приписывать ему те достижения, которые не имели к нему никакого отношения, не стоит. Например, пытаться назвать военный самолет первым пассажирским в мире.

-------------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.