Найти тему
ggsel

Самые сложные моральные решения в играх

Оглавление

Моральные дилеммы в видеоиграх уже давно стали важной частью игрового процесса. Они добавляют сюжету глубины, ведь таким образом геймер не просто наблюдает за историей, а напрямую участвует в ней. Порой, такие дилеммы поражают нас в самое сердечко, а иногда разработчики и сценаристы добавляют их чисто для галочки. Ну и для реиграбельности, само собой. В качестве примера можно вспомнить великую космооперу Mass Effect от мастеров жанра из BioWare. В течение всех двух частей мы плакали всем экипажем “Нормандии” и переживали за Шепарда. А конец триквела привел нас… к тупейшему “светофору”, который вошел в легенды, как самый отстойный финал всех времен и народов. Мол, направо пойдешь “Жнецов” подчинишь, налево - “Жнецов” уничтожишь. Ну и на крайняк, можно замутить новую подрасу человеко-синтетиков и все будут счастливы. Ах, да, можно и вообще от всего отказаться и наблюдать за концом света.

Но Mass Effect 3 можно все простить, так как настоящий армагеддон - это выход Mass Effect: Andromeda. Эх, ладно, не будем о грустном. Итак, как вы уже поняли, тема нашей сегодняшней статьи - “Самые сложные моральные решения в играх”. Вопрос, естественно, непростой. Каждый геймер запросто может назвать свой личный ТОП-5 моральных дилемм. Обязательно поделитесь им в комментариях! А мы начинаем.

Detroit: Become Human

-2

В целом, каждая киноигра от Quantic Dream легко может оказаться в нашем ТОПе. Ведь это же отцы жанра, подарившие нам Fahrenheit, Heavy Rain и Beyond: Two Souls, которые влюбили в себя миллионы игроков по всему миру. Но рассмотреть хочется их последний тайтл - Detroit: Become Human. Хоть критики искупали игру в похвале, было и немало гундежа. Мол, сюжет так себе, игра актеров не очень и так далее. И больше всего тумаков досталось истории Кэры. А вот с этим, как раз таки, хочется поспорить.

Пока остальные персонажи играют в полицейских и революционеров, мотивация и поступки андроида Кэры самые “человечные” и понятные. Ведь цель у нее одна - выжить, защитить маленькую девочку Алису и свалить дружной компанией из Детройта.

Тема из рубрики “роботы - тоже люди”, всегда трогала людей. В особенности благодаря стараниям Филипа Дика и Айзека Азимова с его “Тремя законами роботехники”. И история Кэры максимально пропитана трудами этих великих фантастов. В ходе прохождения, буквально придется выживать и идти на криминал, жертвуя доверием Алисы. Например, шмотки воровать и деньги из касс доставать.Но Кэра готова на все, лишь бы выжить.

И кульминация их злоключений происходит на автовокзале. Самый логичный и безопасный способ свалить - это, конечно же, автобус. Но как достать билеты, которые нереально купить?

-3

Итак, на вокзале вы можете встретить молодую семейную пару с грудным малышом. Они, так же как и мы, бегут из города, который вот-вот полыхнет пламенем революции. И Кэра видит, как из сумки выпадают билеты. Аккурат три штуки: для нее самой, Алисы и Лютера (нашего большого черного друга). Встает вопрос: вернуть билеты или взять их себе?

Казалось бы… какая мелочь! Ведь мы не решаем судьбы миров. Это же вшивые билеты. Быстро клади их в карман и бегом на автобус. Но именно такая “приземленная” ситуация вполне может случиться в реальности. Ее очень легко представить. И давайте вспомним уже упомянутые законы робототехники от Азимова:

Они гласят:

  • Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
  • Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  • Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Как мы видим, Кэра таким образом, ставит свое андроидное существование выше, чем жизни трех ни в чем неповинных людей. И там же грудничок, в конце-то концов! Хотя… а как тогда быть с Алисой, если она для нас главный приоритет? М-да… сложновато. А вы играли Detroit: Become Human? Какой выбор за Кэру сделали вы?

Купить Detroit: Become Human на GGSel

Until Dawn

-4

И снова у нас интерактивное кинцо! Until Dawn от студии Supermassive Games, которую можно назвать лучшим учеником Quantic Dream. Только их проекты больше сконцентрированы не на драме, а на хоррорюмбе. Многие геймеры считают, что Until Dawn, который является их дебютом в жанре, являются их лучшим творением. Там и сюжет интересный, да и персонажи оказались запоминающимися и харизматичными. В игре немало драматичных моментов, но особенно хочется выделить момент с Эшли и Крисом, которые угодили в плен к маньяку.

И речь пойдет именно про тот случай, когда Крис выбирает спасти девушку, а не друга Джоша. Да-да, тот самый эпизод, когда кого-то должна разрезать здоровенная циркулярка. Уф… кровавая сцена.

Но настоящий драматизм разворачивается после! Крис до беспамятства влюблен в Эшли. Но чувства их… сложно назвать полностью взаимными. Итак, маньячина усаживает пару за стол и ставит пистолет. И Крису дается выбор: стреляй в себя или в нее.

-5

Итак… как быть? Можно поступить по-голливудски и выбрать себя. Крис толкает пронзительную речь о том, что он был счастлив с ней каждую секунду, а потом стреляет. Мужественный поступок. И вроде бы… единственно верный…

Но погодите! У нас же не супружеская пара, которая любит друг друга в течение десятков лет. Между Крисом и Эшли и не любовь даже, а скорее студенческая влюбленность. Поэтому, когда парень признался ей в любви с пистолетом в руке, реакция ее была удивительной: “Че-е-г-о б***ь?”. Да, по сути, ситуация, как в старом добром мемчике. Поэтому, можем ли мы с уверенностью сказать, что мотивация Криса на 100% оправдана?

Если вы играли в игру, то вам вопрос: “Как думаете, пожертвовала бы Эшли своей жизнью ради Криса?”. М-м-м… очень сомневаемся. Но стоит признать, эта сцена многих заставила вспотеть!

Купить Until Dawn на GGSel

SOMA

-6

Шведская инди-компания Frictional Games - это, без преувеличения, одна из самых талантливых и знаковых студий. Да, они подарили нам серию Penumbra и Amnesia, которые можно смело назвать идеальными хоррорами. Но есть у них один проект, который выделяется из этого списка - SOMA. Это намного больше, чем просто ужастик. Проект является глубоким философским повествованием о природе человеческого сознания. И, да, SOMA очень даже умеет пугать! Это же Frictional Games! Но ядро игры заключается совсем в другом.

Итак, главный герой по имени Саймон Джарретт попадает в аварию. Он получает жуткую травму головы и врачи никак не могут облегчить его состояние. Поэтому Саймон решается на экспериментальную процедуру по сканированию мозга. Спустя время, парень просыпается не на больничной койке, а в подводной лаборатории. И вскоре Джарретт осознает, что проспал более 80 лет, а планета пережила столкновение с кометой. Прежнего мира больше нет.

-7

В итоге игрок постепенно осознает, что Саймон - не оригинальный человек, а его цифровая копия, существующая в теле робота. Этот сюжетный поворот заставляет задуматься о том, что определяет личность и является ли сознание в цифровой форме чем-то реальным.

Игра исследует философскую концепцию декартовского дуализма, вопроса о разделении тела и разума, а также тему парадокса "корабля Тесея": если мы заменим все части корабля на новые, останется ли это тем же кораблем? SOMA ставит перед игроком аналогичный вопрос - если сознание переносится в новую форму, остается ли оно тем же самым человеком?

Одной из сильных сторон SOMA являются моральные решения. В отличие от многих тайтлов, где выборы игрока имеют четко определенные последствия, здесь они часто являются неоднозначными и оставляют игрока в состоянии внутреннего конфликта. Например, встречая роботов, которые считают себя людьми, геймер вынужден решать, стоит ли отключать их, чтобы продвинуться по сюжету. Ведь все эти существа… оказались в такой же ситуации, что и Саймон.

Так что, стоит отметить взаимоотношения протагониста с Кэтрин, искусственным интеллектом, который помогает ему на протяжении игры. Их диалоги часто касаются философских тем, таких как: смысл жизни, ценность самосознания и роль технологий в будущем человечества. Эти разговоры придают сюжету эмоциональную глубину и интеллектуальную насыщенность. Но самый апофеоз начинается, когда Саймон находит свой… оригинал.

-8

Да. Протагонист - это не просто перенесенный разум Джаретта. А именно копия. Он находит оригинальный разум Саймона, который спит в теле робота. В итоге встает выбор: отрубить его от питания или же оставить все как есть. Ведь дело в том, что мы спешим! Нам надо отправить “Ковчег” в космос. Речь идет о космическом корабле, в котором находится оцифрованные разумы сотрудников станции.

Как быть? Отрубить оригинального Саймона или же оставить все как есть? Ведь если он проснется… то окажется в полном одиночестве. А если отключить питание, мы по сути удалим… самих себя, а жить останется лишь копия… Да, тут бы обалдел даже сам Декарт!

Купить SOMA на GGSel

Ghost of Tsushima

-9

Пожалуй, Ghost of Tsushima немного выбивается из этого списка. Сюжет не перегружен драматизмом, слезками и прочими инструментами, пробивающими на эмоции. Нам не до этого! Ведь главному герою надо монголов бить и спасать Японию. Однако, тут есть свой драматизм и он запредельно самурайский. Хоть и студия Sucker Punch Productions не японская, а американская, разработчикам очень доходчиво удалось передать атмосферу. Мы как будто бы действительно оказываемся в фильме Акиры Куросавы.

Возможно, мотивация и переживания главного героя Дзина Сакая не совсем понятна западным геймерам. Мол, а какая проблема? На войне все средства хороши, поэтому если нужно стать шиноби, значит нужно! Но… для Дзина это не так просто. Ведь самурай - это не профессия. Это буквально образ жизни. Воинская честь - превыше всего. И самурай не станет прятаться в тени, чтобы победить врага. Он просто вызовет супостата “раз на раз”.

В итоге Дзину постоянно приходится выбирать, как поступить: по-самурайски, либо в стиле шиноби. Казалось бы, что тут думать, но Сакай будет постоянно вспоминать дядюшку Симуру и его уроки жизни, который буквально заменил ему отца. Благородный лорд обучил Дзина всему и молодой господин всем ему обязан. Но дела оборачиваются так, что юный самурай превращается в “Призрака Цусимы” - неуловимого и страшного шиноби, народного героя и безжалостного убийцу монголов.

Увы, Симуру это совсем не радует и между ними возникает конфликт. Дядя никак не может принять то, кем стал его племянник. Но несмотря на то, что Дзин - это, по сути национальный герой, сегун объявил его предателем. И дядя Симура, со слезами на глазах, вынужден выполнить его приказ. Ведь для него самурайская честь выше человеческих чувств. В итоге мы сразимся с ним на дуэли и одержим победу над нашим наставником.

-10

Но в конце Симура не держит зла на Дзина. Он просит племянника почтить его смертью воина. И тут перед нами встает выбор: убить или пощадить.

Любой другой бы выбрал милосердный путь, ведь жизнь - наша главная ценность. К тому же, тут речь идет о родном дяде - единственном живом родственнике. Но нет, ребята. Для самурая такой исход - позор, а значит… смерть. Таким образом, если мы пощадим его, то буквально разрушим его жизнь. Однако, Дзин в ходе своего невероятно сложного пути осознал, что путь самурая - это не истина в последней инстанции. Поэтому он может из принципа отказаться его убивать, так как Сакай теперь - Призрак Цусимы! Много ли чести в том, чтобы убить родного человека, который не совершил ничего плохого? Ведь каждый из них рисковал всем ради спасения родины.

А как поступили бы вы? Пощадили родного дядю или же исполнили его последнее желание?

Купить Ghost of Tsushima на GGSel

The Walking Dead: Season Two

-11

И вот мы снова возвращаемся к интерактивной киноигре. Хотя вернее будет сказать, игрокомиксу, ведь у нас тут легендарная The Walking Dead от Telltale Games. Пожалуй, каждая часть серии о живых мертвецах достойна оказаться тут. Особенно финал первой части, когда малышке Клементине придется убить Ли - самого близкого человека, который оберегал ее ценой собственной жизни. Рыдали все, без исключения. Однако, хочется выделить второй сезон, в котором Клем уже совсем не беззащитный ребенок.

Многие винят Telltale Games в том, что система решений в их играх по сути символическая. Чтобы мы не выбрали, все приведет к одному исходу. Замечание имеет место быть, но не во всех случаях.

Например, в первом сезоне большинство игроков полюбило Кенни. Его можно смело назвать одним из самых харизматичных героев. В первом сезоне он буквально потерял все и вполне очевидно, что теперь Кен стал совсем другим человеком - жестоким и непредсказуемым.

Однако, именно он во втором сезоне может стать нам заменой Ли. Ему снова удается завести отношения и даже детей. Он стал лидером небольшой группы и может показаться, что жизнь наладилась. Но волею судеб, бедняга Кенни снова все теряет и слетает с катушек. Но не будем пересказывать весь сюжет. Лучше сразу перенесемся в самый финал.

-12

Когда Кенни, Клементина и младенчик ЭйДжей добираются до Веллингтона (единственное адекватное поселение людей), им сообщают плохие новости. Мест для них нет. Но озверевший, изможденный от утрат и ужасов Кенни, находит в себе силы и убеждает их впустить хотя бы детей.

И перед нами встает выбор: войти в город с малышом и остаться там жить, или послать их на *** и уйти вместе с Кенни.

Многие игроки настолько полюбили Кена, что при любых обстоятельствах вставали на его сторону. Однако… разумнее было бы оставить его и прожить нормальную жизнь в безопасном месте. У нас ведь младенец на руках. Сможет ли Кенни позаботиться о детях в таком состоянии? Ведь от лишений и страданий бедный мужик буквально мертв внутри.

А как поступили бы вы? Или же вы предпочли выбрать Джейн вместо Кенни?

Купить The Walking Dead: Season Two на GGSel

Итоги

Видеоигры с моральными решениями позволяют игрокам не только наслаждаться сюжетом и геймплеем, но и испытывать сильные эмоциональные переживания. В таких тайтлах не бывает абсолютно правильных решений, и каждый выбор отражает личные ценности и приоритеты игрока. И, пожалуй, вы согласитесь, что такие моменты в играх запоминаются на всю жизнь. А еще, помимо впечатлений, нам дают возможность задуматься о сложных этических и философских вопросах человеческого бытия. А какие сложные моральные решения в играх вам запомнились больше всего? Поведайте о них в комментариях и мы вернемся со следующей серией! С вами были GGSel, всем удачи и до новых встреч!