Думаю, я не одна такая мать, которой не удалось воспитать ребенка самой "от" и "до", без вмешательства вездесущего интернета.
Он оказался сильнее меня.
Дочь выросла, но многие тревоги меня не оставляют, поскольку я побаиваюсь "закладок" - технологических семян, которые могу прорасти в момент, когда никто из нас не ждет.
Ведь мы росли в домах, когда мама кричала с балкона: "Доча, иди обедать!"
Я бессильна в борьбе с игрищами властителей искусственного интеллекта. Сам-то ИИ, понятно, набор железок. Однако те, кто им управляет, ясно осознают, что, когда и зачем туда вложить.
А мы, как ежики в тумане...
Поэтому, простите, невольно прислушалась к тому, что сказал на Соловьев лайф в беседе с Иннокентием Шереметом по поводу бурно развивающейся ныне общественной дискуссии психолог Олег Моисеев.
Тема беседы: "Густо пошло: квадроберы, хоббихорсинг, чайлдфри".
Захочется послушать целиком - легко найдете в архиве канала ( я освещу лишь часть разговора).
Иннокентий в начале беседы показал такой вот товар:
Мне его найти не удалось. А вот такую игрушку я сама, если честно, не знаю, как оценить:
Может, для японских квартир - у них там места мало, подумала я.
Потому что не знала, что и думать.
У нас во дворах, бывало, строили детские домики возле песочниц. Этакую модель взрослой жизни. В "Детском мире" меня тянули магнитом кукольные наборы посуды, крошечная мебель... Помню даже маленькие бытовые приборы из разноцветного пластика, которые можно было расставить на игрушечной кухне.
Всё то, чем мы начинали потом пользоваться во взрослой жизни.
Помню, как складывали из стульев на полу ракету. Влетала она, конечно, только мысленно, но дудели мы знатно.
***
Что происходит? Дурью ли маются дети и это пройдет, или за экзотическими увлечениями современных подростков, а то и взрослых, кроется что-то другое.
С вашего позволения приведу несколько цитат, которые сама для себя приняла к сведению. Страхи мои, впрочем, только усилились. Хотя о "закладках" я думала уже давно... Слишком часто вылезает на поверхность то, чего не жду от молодого поколения. Иногда прямо обухом по голове.
Попутно объясню почему я склонна принимать на веру мнение Олега Моисеева, клинического психолога, главы Московского отделения "Общего дела". Он не только теоретик. Он практик.
То, что мы видим на экране, предлагается нам в виде новой "нормы".
Работать нужно с родителями, которые считают за благо "присоединиться" к увлечениям своего ребенка.
Это не суб-культура, а контр-культура, то есть - препятствующая нормальному функционированию людей. Она имеет целью внести определенную деструкцию в жизнь молодого человека.
Попытка создания подобных культур, несущих позитив, провалилась.
Олег Моисеев:
- Приведу один пример. Константин Ушинский "Человек как предмет воспитания", замечательная книга.
Я, опережая психолога, тут же кинулась искать самое полезное оттуда. Кое-что, мне кажется, нашла:
"Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни".
"Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни".
"Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей".
"При выборе предметов ученья везде еще следуют рутине, ничем не оправдываемым преданиям и обычаям и даже глупейшей моде... Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать... Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым".
"Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой".
"Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному - вы не достигли цели воспитания".
"Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он".
"Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".
*
На цитате "Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию" (это прям про меня) я продолжила слушать Олега Моисеева:
- Там (в этой книге) есть замечательный тезис - если вы вкладываете деньги в дороги, мосты и здания, то у вас будут прекрасные дороги, мосты и здания. Но если вы не вкладываете деньги в воспитание, образование и духовное развитие человека - почему вы его ждете, откуда он возьмется? Помните, классик сказал: "Две беды в России - дороги и дураки"? Вот решили вкладываться в дороги. И дороги за последние годы, действительно, стали лучше. Но дураками по-прежнему никто не занимается. Вот заметьте - у нас прекрасные дороги, и по ним бессчетное количество дураков мотается по всем направлениям. Это и на безопасность дорожного движения влияет и на поведенческие реакции.
На экране непрерывно мелькали прыгающие люди-звери.
- Я не предлагаю прорывных революционных движений. Их в данном случае не существует, - продолжал Олег. - Здесь нужна системная комплексная работа. Со стороны взрослых людей. Давайте возьмем на себя ответственность. Хотя бы за своих детей.
Да я взяла. Только не всегда понимаю, как вмешаться в диалог молодых с интернетом, и победить вездесущую силу ИИ.
- Не получится присоединиться к этому празднику и карнавалу! - снова обращается к родителям психолог.
Грешна. Когда вся малышня в начальной школе подсела на аниме, я была спокойна, ведь нет ни одного знакового советского мультфильма, который бы мы не посмотрели вместе. Многие из них, знаю, запали в детское сознание дочки на всю оставшуюся жизнь.
Но японские мультики тоже протоптали дорогу к сердцу. И сначала мы купили кигуруми коровы - по моему предложению. Я с энтузиазмом Егора Полушкина из повести "Не стреляйте белых лебедей" предложила хозяйке сельхозиздания, куда пришла работать, раздавать журналы на аграрной выставке не скучным теткам, а веселой корове с эмблемой издания.
Костюм я купила сама, дочка поработала на выставке, фотографии были просто убойные. Хозяйка сделала вид, что вообще не поняла, зачем всё это было нужно.
Костюм до сих пор лежит дома, он красив и уютен.
Но когда дочка уехала в подмосковный лагерь, то на родительский день попросила привезти другое кигуруми - вдруг пригодится для какой-нибудь постановки. "Яжемать" понеслась в магазин, но на ее размер нашелся лишь один костюм - не падайте в обморок, мне сказали, что персонаж очень добрый - Тасманского Дьявола.
Дочка его оценила, сразу же надела и разгуливала прямо в нем по заполненным детьми и взрослыми аллеям лагеря.
Пока мы не услышали у себя за спиной восторженный мальчишеский крик:
- Теперь я знаю, как выглядит выхухоль!
Костюм оказался на один раз. Реплику мы запомнили на всю жизнь.
***
Вернемся к квадроберам.
Олег Моисеев:
- Ничего веселого на самом деле здесь нет. Это никакие не игрушки. Заканчивается всё психическими расстройствами.
Многие субкультуры закончились наркопотреблением и сопутствующим ему проблемами.
- Панки, эмо - откуда взялись эти движения? К чему они привели на Западе? И это почему-то сплошь западные движения. Мы говорим о психическом заражении, а кто стоит за процессом? Это не теория заговора, но просто посмотрите на эти движения - где национальные-то из них? Квадроберы, хоббихорсеры, чайлдфри... Где названия, хотя бы созвучные нашему уху? А почему их нет - как вы думаете? Почему это всё время наносное? Всё это приносится на тарелочке с золотой каемочкой и скармливается нашим детям. Просто в силу того, что у наших детей открыты рот, уши и глаза очень широко. И они хватают всё. Это не носит случайного характера. Это носит характер постоянного настойчивого навязывания. Через все площадки.
Дальше Олег не согласился с теми лидерами общественного мнения и политиками, которые предложили пройти мимо, махнуть рукой:
- Вы хотите бесконечное количество пациентов психиатрии плодить? Или хотите обеспечить работой армию психологов - у нас их по разным оценкам около 280 тысяч? Так они не справятся. Большая часть из них профнепригодна. А то, что сейчас происходит - не работа психолога. Психолог, если кто-то не понимает, это человек, который работает с людьми в состоянии социальной нормы. Но то, что мы видим на экране... Кто может подумать, что это - состояние социальной нормы? Что человек с ушами и хвостом, иногда взрослый, бегущий по улице и лающий, мяукающий, кусающий за разные места прохожих - в социальной норме? Нет. А психиатров у нас вообще не хватает. И у нас, я не раз говорил об этом, деинституционализа́ция психиатрии. У нас попытка психически больных людей из клиник выпустить на улицы. Дорого стационарно содержать. Поэтому вот таких - как эти в пушистых масках - будет больше. Они не будут исчезать. Эти движения постоянно будут проецироваться в новые, новые, новые... Поверьте, там целые институты работают. Это не случайное развитие.
- У нас специалисты, которые религиозными сектами занимаются, сегодня очень сильно заняты. В общественной, в игровой практике, в наркопрактике специалистов катастрофически не хватает. Но самое интересное: всё, что я перечислил, связано между собой.
Личности, которых мы наблюдаем в "экзотическом виде" (вспомнила сцену на пляже в Полосатом рейсе"), по словам Олега Моисеева, дефицитарны. У обычного человека не возникает потребности надеть уши и хвост, потому что он ... занят. У него в этой жизни есть другие дела и смыслы, он реализован. А бегают в ушах люди нереализованные.
- И не в возрасте вопрос. Мне жаль тех родителей, которые недооценивают эту опасность. Вы будете, как говорил герой одного популярного фильма, хлебать это счастье ситечком. Уже в самой ближайшей перспективе. Потому что на этом всё не остановится. Оно не стоит на месте. Оно развивается - не в сторону улучшения, поверьте. И не в сторону "перебесится и будет снова милым мальчиком". Скорее всего заложенные подобные деструкции и в будущем будут давать о себе знать.
Возможно, через годы. Возможно, сразу...
Иннокентий Шеремет прочитал комментарий, который пришел в чат программы.
Наступит время и они выйдут на демонстрации за свои права. И кто-то будет кричать:"Они же дети!!"
***
Вишенку на торт добавлю, если не устали.
"Баловство или диагноз: как понять квадробера" - назывался вечерний сюжет у Дмитрия Евстафьева на том же канале. Он тоже хотел разобраться с этими ушами и хвостом:
- Я пришел в умственный экстаз от того, что ничего не понял.
Вспомнил, как в годы его детства боролись с феноменом индейцев. Дело было сложное: с одной стороны - вроде, неформалы, с другой - Гойко Митич в вестернах ГДР и борьба индейцев с американскими захватчиками.
Илья Слободчиков, профессор РУДН, доктор психологических наук, которого пригласил Дмитрий Геннадьевич, считает, что история квадробера - другая.
Начиналась когда-то, как борьба за права животных, и потом перенеслась в другое русло. Для части населения осталась игрой. А для другой в какой-то момент стала социальным предъявлением. Привлечением внимания к себе и себе подобным.
Имитация животного поведения - это нехорошая игра. Возможно, стоило бы смириться... Хотя, если такая зверушка выскочит - ребенка напугает, придется лечить от заикания
Связана с традицией аниматоров? Ну да. Вот только когда становится для части молодого поколения сверхидеей, в которую оно влезает с головой - тогда уже переходит в сторону психиатрии.
Дмитрий Евстафьев обозначил опасность образно:
- Социальная история такая: вы - не в домике, а выходите из домика
Собеседники сошлись во мнении: чем активнее мы о ней говорим - тем больше усиливаем эту историю. Можно было бы "слить" её, если бы явление не носило (и два профессора произнесли тот же термин) деструктивный характер. Когда происходит полное слияние человека с образом животного - это уже к психиатру.
- Вспомните "Собачье сердце" - результат-то не совпал с великой идеей профессора Преображенского.
Животное начало квадроберы выдвигают вперед. Сознательное замещение человеческого животным. Что с этим делать? Не в зоопарк же отправлять? Разбираться, откуда эта чепуховина растет. Понимать, что от запрета будет только расцветать.
Профессор Евстафьев заметил: это происходит во время, когда нет (в обобщенном смысле) комсомольских строек, у креативного класса не оказалось большого дела, нужного стране. В советских мультиках даже Гена работал крокодилом в зоопарке, и они с Чебурашкой строили дом.
В общем, всё не просто с нынешними хвостами на улицах. (Заметьте, все еще умолчали об основной особенности нашего времени в России).
Оба профессора привели нас к выводу: создано социальное явление. В нем видится серьезный элемент самоорганизации. Оно само собой появилось? Нет. Не надо быть наивными. Идет разрушение нашего общества, и апробируются самые разные технологии. Не дай Бог, чтоб эта оказалась одной из них.
Надеюсь, сообщение будет для вас полезным.
Лично я пошла думать дальше...
---------------
На всякий пожарный случай мой телеграм-канал, где я делюсь всеми публикациями - https://t.me/NataliaEfimovaZen
Чтоб не теряться в случае чего.