Найти в Дзене
Наталья Вохмянина

А вас обманывали в ресторанах?

Все началось с посещения бизнес-форума, где я познакомилась с известным московским ресторатором. Он рассказывал о своих методах ведения бизнеса. После его выступления присутствующие задавали много вопросов, а одна девушка, подойдя к микрофону, не стала задавать вопрос, а пригласила спикера посетить её ресторан. Это смелое приглашение создало у меня впечатление, что заведение не испытывает никаких трудностей в сегодняшнее непростое для общепита время. Мне тоже захотелось посетить этот ресторан, тем более что он находится в моём городе. Не откладывая в долгий ящик, я предложила мужу в выходной пообедать в указанном месте. О заведении Ресторан расположен в самом центре города, и цены в нём ощутимо выше среднего. Меню представлено блюдами одной из европейских стран, которые очень популярны в нашей семье. Если говорить о заполняемости, то в обеденное время в ресторане было занято 20–25% мест. О напитках Определившись с заказом, мы заказали по бокалу вина (не бутылку). Официант принёс бутыл

Все началось с посещения бизнес-форума, где я познакомилась с известным московским ресторатором. Он рассказывал о своих методах ведения бизнеса. После его выступления присутствующие задавали много вопросов, а одна девушка, подойдя к микрофону, не стала задавать вопрос, а пригласила спикера посетить её ресторан. Это смелое приглашение создало у меня впечатление, что заведение не испытывает никаких трудностей в сегодняшнее непростое для общепита время. Мне тоже захотелось посетить этот ресторан, тем более что он находится в моём городе. Не откладывая в долгий ящик, я предложила мужу в выходной пообедать в указанном месте.

О заведении

Ресторан расположен в самом центре города, и цены в нём ощутимо выше среднего. Меню представлено блюдами одной из европейских стран, которые очень популярны в нашей семье. Если говорить о заполняемости, то в обеденное время в ресторане было занято 20–25% мест.

О напитках

Определившись с заказом, мы заказали по бокалу вина (не бутылку). Официант принёс бутылку с бокалами и при нас налил в бокалы вина. В меню было написано: порция 150 мл, но как официант понял, что он налил именно столько, и не обманул ни себя, ни покупателя, для нас осталось загадкой. Конечно, мы избежали подмены вина, когда в ресторанах за дорогую цену продают более дешевые напитки, но вопрос с количеством нас обеспокоил.

О меню

Первая подача блюд — салаты. Меня удивила порция салата «Греческий»: при достаточно высокой цене в нашем регионе (480 руб.) она оказалась, на мой взгляд,маловата. Тогда я вернулась к меню, чтобы уточнить вес блюда, но там не оказалось веса — только название и цена. Поэтому я не знала, кому предъявить претензии, если ресторан сам решает, сколько будет выход блюда в каждый конкретный момент (видимо, исходя из количества продуктов, которые есть на кухне,их сезонной стоимости и пр.). Тогда у меня возник вопрос: «Должен ли ресторан в меню указывать вес блюда?»

-2

Ответ легко можно найти в Правилах оказания услуг общественного питания (ст. 9 ПП № 1515 от 21.09.2020 г.), где указано, что исполнитель услуг обязан довести до сведения потребителя информацию об оказываемых услугах, а именно сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания. Эта информация, согласно законодательству, доводится посредством меню или иным доступным способом.

-3

Об ответственности

Если пункт общественного питания нарушает правила, то наступает административная ответственность. Так, при нарушении прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Размер штрафа зависит от того, кто предоставлял услугу индивидуальный предприниматель или предприятие. На практике ответить на такой вопрос не всегда просто, и мы тоже не смогли это определить, так как счет за обед принесли один, а оплату провели по двум терминалам, один от ИП, а второй от ООО. Я уже писала в своей статье А вам для оплаты счёта в кафе тоже приносят два терминала?, почему рестораны используют два терминала.

-4

Об оплате

Следует заметить, что кроме чеков терминала эквайринга, фискальных чеков кассового аппарата с обязательными реквизитами нам не предоставили ни на бумаге, ни в электронном виде. И у меня возникает вопрос: если деньги по эквайрингу приходят в банк на расчётный счет, но не пробиваются по кассе, то как такие предприниматели оплачивают налоги? В 2022 году Росфинмониторинг раскрыл схему общепита, когда использовались подменные терминалы и деньги обналичивали, не показывая выручку, но времена меняются, и законодатель утвердил новую норму, когда фискальный чек должен выдаваться клиенту до расчёта (норма вводится с 01 марта 2025 года). И что будут делать рестораторы? Опять пользоваться неосведомленностью посетителей и не выдавать чеки?

За непробитие чека ККТ предусмотрена существенная административная ответственность:

  • для ИП — от 25% до 50% от суммы непробитого чека, но не менее 10 000 рублей;
  • для предприятия — от 75% до 100 % непробитого чека, но не менее 30 000 рублей.

Вывод очевиден: не оправдал ресторан европейской кухни моих ожиданий и даже доставил негативные эмоции не столько от качества блюд (хотя отдельные претензии были и к этому), сколько от пребывания в атмосфере мелкого надувательства.

Полагаю, если рестораторы хотят преодолеть сегодняшний кризис и увеличить либо хотя бы сохранить посещаемость своих заведений, то они должны проявлять заботу о своих гостях, давать зачастую больше, чем гость ожидает, а не смотреть на него как на кошелек с денежными знаками, когда посетитель должен уже по факту своего появления в ресторане.