Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Не говори никому/ Speak No Evil (2024 г.) римейк датско-голландского триллера, но здесь блистательный и зловещий Джеймс Макэвой.

Кадр из фильма "Не говори никому".
Кадр из фильма "Не говори никому".

Чем заняться на отдыхе в Италии, кроме как пройтись по улочкам небольшого городка-крепости и принять солнечные процедуры, лёжа у бассейна? Можно ещё поучаствовать в гастрономической дегустации, послушать скучные рассказы датского семейства и вскользь понаблюдать за соседями по отелю, чьё времяпровождение значительно выгоднее отличается от твоего. Так знакомятся две противоположные, по темпераменту и восприятию окружающей действительности, семейные пары. И чем более они сближаются, тем сильнее крепнет взаимопонимание между ними. Тогда сидя в дождливом Лондоне с ворохом разной степени неурядиц сложно отказаться от загородной поездки к новым, но таким родным, приятелям. Хотя если разобраться, ничего, в сущности, не зная о них, вполне спонтанное и необдуманное решение.

Режиссёра Джеймса Уоткинса сложно отнести к «Авторам» в полном смысле этого слова, но и к ремесленникам, тоже требующее уважение определение, сложно. У него собственный визуальный вкус, который находит отражение как в полнометражных жанровых работах (Женщина в чёрном с Дэниэлом Рэдклифом, Крутые меры с Идрисом Эльбой), так и в сериальной продукции (МакМафия, Чёрное зеркало) В общем, демиург, работающий на грани талантливого мейнстрима и интуиции автора. Каждую следующую работу особо не ждёшь, тем неожиданнее удовольствие от их просмотра. Как в случае и с Не говори никому.

Уоткинса сложно упрекнуть в эпигонстве, картина снята по оригиналу 2022 года, точнее по мотивам. Он создал самодостаточную ленту, в которой, изменив пару интонаций и расставив в иных местах полдюжины ударений, показал талант к созиданию даже на вторичном материале. Таким образом, на выходе зритель внимает чётко сформулированные смыслы, без догадок, но и не кувалдой в лоб. С непринуждённой легкостью постановщика, знающего чего он хочет в конечном результате и, главное, как это сделать, Уоткинс жонглирует манипулятивными приёмами, будто акробат на канате нерва зрителя.

Кадр из фильма "Не говори никому".
Кадр из фильма "Не говори никому".

Фильм, даже для знакомых с первоисточником, покажется эмоциональным, с актуальными тенденциями в виде рассуждений главного героя. Пэдди сельский житель, в меру образованный, во всяком случае, аргументы о вегетарианстве убедительны, но не без жлобской прямолинейности (эпизод с отшиванием семьи датчан может ввести в мгновенный ступор брезгливости). В его характере намешан, сбивающий с толку многих, коктейль из изысканного понимания предмета дискуссии и эмпатии, равно как и тёмные начала, выраженные в нетерпимости к чаду и супруге. Он скрытый психопат, на первый взгляд безобидный, кроме близких.

Создатели одними эфемерными намёками, в виде ноток саунда, заряжают публику микродозами тревоги. Разумеется, прочитав на постере принадлежность картины к жанру триллер, мы представляем что будет в общих чертах, однако не ждём мгновенного срыва завесы тайны. Съёмочная группа вторит этим надеждам, старается не выдавать намерения, по крайней мере в первой трети драмы. Тут, со знанием предмета, сверены часы, каждое движение героя Макэвоя действует по нарастающей раздражителя. Пэдди охотник по увлечению и по природе. Ему интересен процесс заманивания в силки и уж потом, вишенкой на торте, сожрать добычу в моральном (и материальном, в смысле денежном) плане.

Уоткинс непринуждённо говорит на неполиткорректные темы. Конечно, подстраховывается, делает это устами увальня с пролетарскими замашками. Но почти всякий из нас, глядя и слушая с экрана монологи о неискреннем времени и погоней каждого за хайпом (косвенным отражением понимания в обществе), кивнёт несколько раз в знак согласия. И это далеко не главный (единственный) посыл.

Кадр из фильма "Не говори никому".
Кадр из фильма "Не говори никому".

Не говори никому яркий пример пересобранного конструктора, результат которого выгодно отличается от первоначального варианта. В какие-то 110 минут нам освежают в памяти вечные правила бытия, мама и папа их твердили с раннего детства: Не дружить с незнакомыми и быть подозрительными к каждому (не только человеку, но и его образу жизни и мыслям), Не верить на слово, даже (особенно) самому обаятельному персонажу, Не терпеть грубость в отношении себя и своей семьи (к нам относятся так, как мы позволяем к семье относится), Не есть мясо «золотой» гусыни, если ты вегетарианец, даже во избежание неловкости в гостях. И так далее. Делают это увлекательно, достаточно свободно, чтобы считывать посылы, однако с увесистой долей ума. В результате получается хоть и не образчик, но достойный представитель жанра.

P.S.: Джеймс Макэвой в Не говори никому воплощение дьявола, чертовски хорош в своей игре. Будто Бен Кингсли в Сексуальной твари. С одной стороны на расслабоне, а с другой разминка перед чем-то по-настоящему стоящим.