Чем заняться на отдыхе в Италии, кроме как пройтись по улочкам небольшого городка-крепости и принять солнечные процедуры, лёжа у бассейна? Можно ещё поучаствовать в гастрономической дегустации, послушать скучные рассказы датского семейства и вскользь понаблюдать за соседями по отелю, чьё времяпровождение значительно выгоднее отличается от твоего. Так знакомятся две противоположные, по темпераменту и восприятию окружающей действительности, семейные пары. И чем более они сближаются, тем сильнее крепнет взаимопонимание между ними. Тогда сидя в дождливом Лондоне с ворохом разной степени неурядиц сложно отказаться от загородной поездки к новым, но таким родным, приятелям. Хотя если разобраться, ничего, в сущности, не зная о них, вполне спонтанное и необдуманное решение.
Режиссёра Джеймса Уоткинса сложно отнести к «Авторам» в полном смысле этого слова, но и к ремесленникам, тоже требующее уважение определение, сложно. У него собственный визуальный вкус, который находит отражение как в полнометражных жанровых работах (Женщина в чёрном с Дэниэлом Рэдклифом, Крутые меры с Идрисом Эльбой), так и в сериальной продукции (МакМафия, Чёрное зеркало) В общем, демиург, работающий на грани талантливого мейнстрима и интуиции автора. Каждую следующую работу особо не ждёшь, тем неожиданнее удовольствие от их просмотра. Как в случае и с Не говори никому.
Уоткинса сложно упрекнуть в эпигонстве, картина снята по оригиналу 2022 года, точнее по мотивам. Он создал самодостаточную ленту, в которой, изменив пару интонаций и расставив в иных местах полдюжины ударений, показал талант к созиданию даже на вторичном материале. Таким образом, на выходе зритель внимает чётко сформулированные смыслы, без догадок, но и не кувалдой в лоб. С непринуждённой легкостью постановщика, знающего чего он хочет в конечном результате и, главное, как это сделать, Уоткинс жонглирует манипулятивными приёмами, будто акробат на канате нерва зрителя.
Фильм, даже для знакомых с первоисточником, покажется эмоциональным, с актуальными тенденциями в виде рассуждений главного героя. Пэдди сельский житель, в меру образованный, во всяком случае, аргументы о вегетарианстве убедительны, но не без жлобской прямолинейности (эпизод с отшиванием семьи датчан может ввести в мгновенный ступор брезгливости). В его характере намешан, сбивающий с толку многих, коктейль из изысканного понимания предмета дискуссии и эмпатии, равно как и тёмные начала, выраженные в нетерпимости к чаду и супруге. Он скрытый психопат, на первый взгляд безобидный, кроме близких.
Создатели одними эфемерными намёками, в виде ноток саунда, заряжают публику микродозами тревоги. Разумеется, прочитав на постере принадлежность картины к жанру триллер, мы представляем что будет в общих чертах, однако не ждём мгновенного срыва завесы тайны. Съёмочная группа вторит этим надеждам, старается не выдавать намерения, по крайней мере в первой трети драмы. Тут, со знанием предмета, сверены часы, каждое движение героя Макэвоя действует по нарастающей раздражителя. Пэдди охотник по увлечению и по природе. Ему интересен процесс заманивания в силки и уж потом, вишенкой на торте, сожрать добычу в моральном (и материальном, в смысле денежном) плане.
Уоткинс непринуждённо говорит на неполиткорректные темы. Конечно, подстраховывается, делает это устами увальня с пролетарскими замашками. Но почти всякий из нас, глядя и слушая с экрана монологи о неискреннем времени и погоней каждого за хайпом (косвенным отражением понимания в обществе), кивнёт несколько раз в знак согласия. И это далеко не главный (единственный) посыл.
Не говори никому яркий пример пересобранного конструктора, результат которого выгодно отличается от первоначального варианта. В какие-то 110 минут нам освежают в памяти вечные правила бытия, мама и папа их твердили с раннего детства: Не дружить с незнакомыми и быть подозрительными к каждому (не только человеку, но и его образу жизни и мыслям), Не верить на слово, даже (особенно) самому обаятельному персонажу, Не терпеть грубость в отношении себя и своей семьи (к нам относятся так, как мы позволяем к семье относится), Не есть мясо «золотой» гусыни, если ты вегетарианец, даже во избежание неловкости в гостях. И так далее. Делают это увлекательно, достаточно свободно, чтобы считывать посылы, однако с увесистой долей ума. В результате получается хоть и не образчик, но достойный представитель жанра.
P.S.: Джеймс Макэвой в Не говори никому воплощение дьявола, чертовски хорош в своей игре. Будто Бен Кингсли в Сексуальной твари. С одной стороны на расслабоне, а с другой разминка перед чем-то по-настоящему стоящим.