Незадолго до распятия Иисус сказал Своим ученикам: "...Иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я" (Ин. 14:2, 3). Сразу же после вознесения два ангела ("два мужа в белой одежде") явились ученикам и сказали: "Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11).
ЗАБЛУЖДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ
При том что Второе пришествие является непреложным фактом, в отношении этого волнующего события возникает множество ошибочных учений. Каждый христианин должен понимать библейское учение о возвращении Иисуса, чтобы не позволить небиблейским теориям сбить себя с толку.
"Он уже пришел"
Заблуждение, которому энергично противился Павел, заключалось в том, что день Господень якобы уже наступил: "Просим же вас, братья, что касается пришествия Господа нашего Иисуса Христа и нашего соединения с Ним: не давайте поколебать себя слишком скоро в своем здравом смысле и приводить себя в страх ни духом, ни словом, ни посланием, якобы от нас исходящим, будто настал День Господень" (2 Фес. 2:1, 2; Славянское Евангельское Общество; см. Современный Перевод). Люди не говорили, что день Господень "наступает" (Синодальный Перевод); они утверждали, что на момент написания 2 Фессалоникийцам, в 51 году, он уже настал.
Вдохновенное слово, характеризующее это заблуждение людей, мы также находим в 1 Кор. 3:22 и Рим. 8:38, где оно переведено как "настоящее". Следовательно, точный перевод 2 Фес. 2:2 должен подчеркивать, что некоторые говорили, будто день Господень уже был, то есть уже стал реальностью.
Поборники наступившей реальности дня Господня в I веке не знали, что в этот великий день должно быть видимое явление Господа в небе (Деян. 1:9-11). Не знали они и того, что дню Господню должно предшествовать "отступление" (2 Фес. 2:3), или отступничество.
"Он вот-вот придет"
Второе заблуждение фессалоникийцев относительно возвращения Христа состоит в том, что оно вот-вот должно произойти, придвинулось, нависло. Опровергая заблуждение "настоящей реальности", Павел говорит о том, что должно случиться до Второго пришествия. Должно произойти так много событий, что день Господень никак не мог прийти в 51 году (см. 2 Фес. 2:1-12). После 51 года действительно произошло великое отступничество, и оно будет продолжаться до дня Господня (2 Фес. 2:8). Таким образом, никто не может сказать, что день Господень придет в том или ином поколении. День этот придет, словно вор (1 Фес. 5:1, 2), то есть неожиданно, внезапно. По этой причине заявления о том, что Господь вот-вот вернется, никак не подтверждаются.
Наверное, можно даже сказать, что, когда кто-то учит, что пришествие Господа угрожает определенному поколению, это может служить твердым основанием для уверенности, что в данном поколении Он не придет. Иисус говорил: "О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24:36); "Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий" (Мф. 24:44).
"Павел думал, что Господь вернется, когда он будет еще жив"
Суть третьего заблуждения насчет возвращения Иисуса состоит в том, будто Павел считал, что Господь вернется, когда он будет еще жив. Они полагали так, потому что в 1 Фес. 4:15 Павел говорит от первого лица. Следуя такой логике, можно сделать вывод, что Павел думал, что при возвращении Господа он будет уже мертв, поскольку в 1 Кор. 6:14 и во 2 Кор. 4:14, говоря о воскресших из мертвых, он также употребляет первое лицо.
На самом деле Павел не ведет речь конкретно о себе. Он, однако, говорит об отступничестве, которое будет постепенно нарастать. Отступничество будет сдерживаться какое-то неизвестное время, пока не достигнет своей максимальной силы. Павел знал об этом, и на основании этого можно думать, что он не рассчитывал дожить до того дня, когда придет Господь.
"Пришествие Господа будет иметь две стадии"
Четвертое заблуждение в отношении Второго пришествия — утверждение некоторых наших современников, что в будущем произойдет два видимых пришествия с промежутком в семь лет. Они говорят, будто Иисус придет за Своими святыми в Свое парусиа, воскрешая мертвых и преображая живых, а через семь лет, в Свое эпифанейа, явится снова уже со Своими святыми. Не путайте два зримых прихода Господа — при рождении и при Его втором пришествии — с тремя незримыми "пришествиями": (1) установление церкви (см. Мф. 10:23; 16:28); (2) разрушение Иерусалима (1 Пет. 4:7; Иак. 5:7; см. Мф. 26:64) и (3) к каждому христианину (Ин. 14:23; Фил. 4:5). Второе зримое явление Иисуса обычно называют "Вторым пришествием". Это будущее событие, помимо слова парусиа, также называется Его апокалипсис (2 Фес. 1:7-10; 1 Пет. 1:3-13; переводится также "откровение", см. 1 Пет. 1:5), эпифанейа ("явление"; 1 Тим. 6:14) и хе хемера кириу ("день Господень"; 2 Фес. 2:2). Иными словами, Его парусиа, Его апокалипсис и Его эпифанейа намечены на хе хемера кириу (1 Кор. 1:7, 8; 2 Фес. 2:1, 2, 8). Согласно этому лжеучению, в течение этих семи лет между пришествиями Иисуса святые будут восхищены и пребывать на облаках славы, в то время как земля наполнится скорбями от страшных бед. Наше пребывание с Господом можно назвать восхищением, но для Павла это не был семилетний период; он говорил, что мы будем с Ним "всегда" (1 Фес. 4:17). По прошествии семи лет Господь, как они думают, вернется на землю в Свое эпифанейа и положит начало тысячелетнему царству, в конце которого воскресит умерших грешников.
Подтверждения этой теории ищут в словах оригинала: якобы Святой Дух особо вдохновил два слова: парусиа и эпифанейа, чтобы обозначить ими две стадии второго пришествия Господа. Однако слово парусиа употребляется не только в связи со вторым пришествием Господа в конце света (1 Кор. 15:23), но и в связи с прибытием человека (2 Кор. 7:6), пришествием человека греха (2 Фес. 2:9) и первым приходом Господа в Вифлееме (2 Пет. 1:16). Поэтому нельзя на законных основаниях утверждать, что слово парусиа было особо вдохновлено для обозначения так называемой первой стадии второго пришествия Господа. Парусиа (1 Фес. 2:19; 3:13; 4:15; 5:23; 2 Фес. 2:1, 8) — сложное слово, означающее "быть рядом". Поэтому точный его перевод — "присутствие" (Фил. 2:12; 2 Кор. 10:10). Если для присутствия необходимо прибытие, тогда парусиа означает "прибытие", "приход", "пришествие". Приезд Тита к Павлу назван парусиа (2 Кор. 7:6). Появление человека греха названо парусиа (2 Фес. 2:9). И пришествие Иисуса в Вифлееме (2 Пет. 1:16), как и Его пришествие в конце света (1 Кор. 15:23), тоже называется Его парусиа.
Так же и слово эпифанейа: оно используется для сообщения не только о Его втором пришествии в конце света (1 Тим. 6:14), но также о первом приходе Господа в Вифлееме (2 Тим. 1:10). Поэтому некорректно утверждать, что слово эпифанейа — специальное богодухновенное слово, предназначенное для обозначения так называемой второй стадии второго пришествия Господа.
Кроме того, эта лжетеория утверждает, что во время парусиа Иисус придет за Своими святыми, тогда как на самом деле Он придет со Своими святыми (1 Фес. 3:13; 4:14). Святыми (греч. хагиой), которые придут с Господом, могут быть ангелы (2 Фес. 1:7; Иуд. 14) или души умерших христиан, возвращающиеся из рая, чтобы воссоединиться со своими физическими останками и затем преобразиться. Ангелы это или души покойных детей Божьих, нет такой теории, что их пришествие случится в особый период эпифанейа, отличный от периода парусиа.
Выражение "мертвые во Христе" в 1 Фес. 4:16 не противопоставляется мертвым вне Христа, как ошибочно теоретизируют некоторые. Павел противопоставляет мертвых во Христе живущим во Христе (1 Фес. 4:15). В этом контексте Павел говорит только о христианах. Он имеет в виду, что живые христиане покинут землю, чтобы соединиться с Господом, не раньше умерших христиан. В 1 Фес. 4 речь вообще не идет о тех, кто вне Христа, живых или мертвых.
ПРИЗНАКИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ
Предпосылка
Предпосылкой Второго пришествия, как утверждает Павел, будет рост уже существующего беззакония. Этот процесс, сдерживаемый во время написания Павлом этих строк, достигнет значительных пропорций, однако истребится во время второго пришествия Господа (2 Фес. 2:1-12).
Тайна беззакония, человек греха, уже действовала в дни Павла. Несомненно, это был один из антихристов, упоминаемых в 1 Ин. 2:18, и некоторые из них к тому времени уже пришли. Самонадеянный отступник из 2 Фес. 2 имеет многочисленные свойства противника Христа (антихриста). Он — воплощение греха, в то время как Иисус — воплощение праведности. Он — сын погибели, в то время как Христос — "Начальник жизни" (Деян. 3:15). Он воспротивился Богу, в то время как Иисус покорился воле Отца.
Можно сказать, что и человек греха, и Человек праведности обладают тайной (2 Фес. 2:6-8; 1 Тим. 3:16), творят чудеса (2 Фес. 2:9; Ин. 5:19, 20) и имеют парусиа (2 Фес. 2:8, 9). Однако человек греха не перенесет яркого света Господнего пришествия; он "истребится".
Высказывается несколько догадок относительно того, кто такой этот человек греха, и многие называют Нерона. После его смерти в 68 году некоторые не отказались от мысли, что он и есть сын беззакония в предсказании Павла. Так возник миф о возрождении Нерона, в котором говорилось, что он оживет и продолжит гонение христиан. Однако ни Нерон, ни другой кандидат, Калигула (установивший свою статую в иерусалимском храме), не подходят на эту роль, потому что не будут стоять у власти, когда придет Господь. Беззаконие, о котором говорит Павел, будет существовать до тех пор, пока не истребится в пришествие Господа. Другие из называющихся кандидатов тоже не подходят, потому что не будут во власти, когда придет Иисус.
О том, кто удерживает человека греха, тоже высказываются разные предположения. Некоторые считают, что этим "удерживающим" является сам Павел. Другие называют всех апостолов. Некоторые в этой фразе из 2 Фес. 2:7 усматривают попытки Германской и Римской империй сдержать распространение папства. После распада Римской империи в 476 г. римские епископы утолили свою жажду власти. Во II веке Тертуллиан так объяснил, кто такой "удерживающий": "Какое еще может быть препятствие, кроме Римского государства..?" Он также сказал: "Есть еще одна — большая — нужда в вознесении нашей молитвы о благе императоров... Ибо мы знаем, что сильнейшее потрясение, нависшее над всей землей — фактический конец всего, угрожающий страшными несчастьями — сдерживается только продолжающимся существованием Римской империи".
После устранения этого неизвестного "удерживателя" сын беззакония должен будет захватить власть. Очевидно, власть эта продлится до пришествия Христа, когда он и будет истреблен (2 Фес. 2:8).
Беспорочные христиане
В день Господень дела Иисуса не будут только разрушительными. Приятным аспектом Его пришествия будет то, что Он примет к Себе святых, искупленных всех веков. Павел хотел, чтобы фессалоникийские христиане были среди этих искупленных. Он молился, чтобы они освятились "во всей полноте", а затем повторил свою молитву: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие [парусиа] Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5:23). Он хотел, чтобы его друзья-христиане целиком отдали себя тому, что правильно; и он хотел, чтобы они либо умерли беспорочными, либо жили такими до прихода Господа.
Обращенные в качестве венцов
Павел желал пришествия Господа, среди прочих причин, еще и потому, что тогда он сможет увидеть любимых фессалоникийцев, которые были ему очень дороги. Нетерпение, наполнявшее его радостью, основывалось на понимании того, что он воссоединится с теми, кого от идолов обратил к истинному Богу. Как победитель олимпийских состязаний получал гирлянду цветов, так и Павел говорит, что в день Господень фессалоникийцы будут его венцом похвалы (1 Фес. 2:19).
Особое значение 1 Фес. 2:19, где говорится о ставших венцом обращенных, похоже, основывается на предположении, что Павел узнает этих обращенных. Следовательно, то, что по ту сторону могилы будет узнан каждый в отдельности, — библейская идея. Тело человека не сохранится, но память останется.
Божий гнев
От второго пришествия невозможно отделить не только радость и веселье искупленных, но и гнев Бога на нечестивых и непокорных (1 Фес. 1:10; 4:6; 5:3; 2 Фес. 1:8, 9; 2:8). Павел предостерегал членов церкви против блуда; он говорил им, что Господь совершит отмщение всем, кто занимается таким непотребством. Кроме того, тех, кто живет так, будто Господь не станет сводить счетов, настигнет внезапная погибель, словно родовые муки женщину, и она будет неизбежной. Не желающие повиноваться евангелию подвергнутся вечной погибели.
Слово "погибель" нельзя воспринимать буквально. Если бы эти грешники на самом деле погибли, полностью исчезли, их наказание не было бы вечным; оно бы прекратилось. Значит, слово "погибель" во 2 Фес. 1:7-10 можно приравнять к несчастью, страданию. Жертвы будут постоянно страдать, но не погибнут.
Общепринятое представление о том, что "смерть" есть разлучение, несет в себе некоторую долю истины. Однако фактически смерть — это отсутствие жизни. Жертвы Божьего гнева будут отделены от Его лица и претерпят вечный огонь, который будет настолько мучительным, что его можно назвать смертью ("смерть вторая"; Отк. 20:14), но это не смерть в буквальном понимании. Жертвы будут по-прежнему живы. Они (как те, о которых говорится в Отк. 9:6), несомненно, будут искать смерти как освобождения от адского огня, но она будет бежать от них.
👉🏻 Экскурсии, туры и отдых по всей России, Абхазии и Беларуси (Реклама. ООО «Мультитур.ру». ИНН 7707818467)