Найти в Дзене

Лучший фотоаппарат СССР

В Советском Союзе фотоаппараты производились в огромном количестве при столь же великом разнообразии их моделей. Этой страсти с творческим началом были подвержены миллионы простых (и не очень) советских граждан - от мала до велика.

Не буду судить за период до конца 50-х годов включительно, так как моя осмысленная жизнь уходит своими корнями в середину 60-х прошлого века. Но в последующие времена (60- 80-е) советские граждане находили престижным иметь "Зоркий", ФЭД, "Киев", "Зенит". В "рабоче-крестьянской" среде доброй репутацией неизменно пользовалась легендарная "Смена" ("Смена -8" и "Смена -8М"; последняя модель, кстати, считается самым массовым фотоаппаратом в мире, в этой части занесена в книгу рекордов Гиннеса), хотя этот аппарат был незамысловатый и недорогой.

При этом заметим, что каждый фотолюбитель обрекал себя на изнурительную колготу в свое и так скудное время отдыха.

Как все это выглядело, к примеру, на стадии до проявки пленки включительно?

Перематываешь в фотоаппарате пленку обратно в кассету, вынимаешь ее; в полной темноте заряжаешь пленку в бачок (установить ее туда "на ощупь" в специальную бабину - на манер пружины маятника часов - еще тот квест); наливаешь в бачок проявитель (можно и на свету, т.к. бачок светонепроницаем), несколько минут туда-сюда аккуратно вращаешь бабину с пленкой за специальную ручку; сливаешь проявитель, промываешь таким же образом остывшей кипяченой водой, выливаешь воду; наливаешь туда же закрепитель, минут 15-20 опять крутишь; выливаешь, снова промывка водой; аккуратно, чтоб не слипалась, достаешь мокрую пленку, категорически избегая при этом контакта пальцев с эмульсией; прищепкой крепишь пленку на веревку для просушки, закусив внизу такую же прищепку в качестве грузика - чтоб свисала лентой и не скручивалась.

А потом - собственно печать снимков, с теми же реактивами, темной ночью, при красном фонаре...

Вобщем, тропа фотолюбительства была не только живописной, но и весьма разорительной для кармана тех, кто имел решительности на нее вступить (+фотобумага, немало стоивший фотоувеличитель, упомянутый красный фонарь, ванночки для проявки и закрепления, желательный глянцеватель для фотографий на глянцевой бумаге). Я, например, смог позволить себе все эти аксессуары лишь в возрасте лет 25-ти, когда уже был самостоятельным и работал.

Однако, "вернемся к нашим баранам", - то бишь: к фотоаппаратам.

Прежде чем приступить к спору о лучшем из них, конечно, сначала надо определиться: по каким критериям?..

Самым дорогим, пожалуй, был "Киев" - в конце 60-х стоил, насколько я помню, за 100 руб. (не каждый такую зарплату получал - серьезные деньги; 100 рублей в 1967 году и 100 рублей в 1984 году - две большие разницы). Он славился своим объективом, да и вообще - исполнением; был, что говорится, с "наворотами". Хотя, справедливости ради, первая модель "Киева" (о которой идет речь) - ни что иное как полная копия немецкого фотоаппарата Contax, права на производство которого были получены СССР от Германии по репарациям.

слева - фотоаппарат "Киев" (фото мое)
слева - фотоаппарат "Киев" (фото мое)

То есть, были весьма качественные аппараты с разнообразием функций и возможностей (всякие блестящие ручки, кнопки, рычажки, "крутилки"). - а были и с минимально необходимым: лишь бы сделать фотоснимок. Это примерно как сегодня с сотовыми телефонами: есть дорогие айфоны, где чего только нет, а есть - элементарные кнопочные. Но и те и другие приспособлены для того, для чего они, собственно, и предназначены: чтобы их обладатели могли на расстоянии обменяться информацией.

И здесь мы уже наводим фокус на саму суть.

Что в конечном итоге нам надо от фотоаппарата? - конечно, сделать фотографию. И чем она будет качественнее (с точки зрения четкости изображения) - тем лучше. Все остальное - вторично.

Однако, по моему мнению, не всегда более дорогой, престижный фотоаппарат выдавал более качественный снимок, - как это ни парадоксально.

Так, например, лучшим "современным" фотоаппаратом СССР в середине 80-х почитался "Зенит ЕТ" с объективом "Гелиос -44-2". Он был зеркальным, с необычными матерчатыми шторками горизонтального движения, фокусировочный экран (линза Френкеля), встроенный экспонометр, ручное наведение резкости, ядреный объектив, куча других мудрёностей. Особый шик - это сочный приглушенный звук срабатывания спуска "на двух нотах", - напоминающий звук прыгающей щеколды деревенских ворот.

И в 1984г. я справил себе такой аппарат (примерно за 100 рублей, - точно не помню). После 10-летней практики с "Вилией" (а до этого была еще "Чайка -II") я чувствовал себя так, как чувствует себя бывший владелец "Жигулей", купивший "Мерседес" или "BMW". Как говорится, с ним "нестыдно было выйти на улицу".

моя  "Чайка" 1967г.   (фото моё)
моя "Чайка" 1967г. (фото моё)

мой "Зенит"  1984г. (фото моё)
мой "Зенит" 1984г. (фото моё)

Однако, когда начал печатать "зенитовские" фотографии, - признаться, был несколько разочарован. Ожидал гораздо большего, - а именно: изображение всегда получалось как бы в легком тумане, покрытые едва заметной мягкой поволокой.

То есть, я пришел к выводу, что "непрестижная", примитивная и недорогая "Вилия" (Белорусское ОМО) обеспечивала более качественные снимки: они неизменно отличались удивительной четкостью. И это при том, что "Вилия" была настолько проста в использовании, что резкость устанавливалась по символам "на глаз": цифры "...1 - ...- 2,5 - 4 - 8" (метры), а затем: значок "∞" ("бесконечность" или в данном контексте: "все, что дальше 8м").

Иными словами, у примитивного объектива "Вилии" (он назывался "Триплет 69-3"), - в совокупности с его превосходными оптическими характеристиками, - была феноменальная глубина резкости, недоступная, считаю, даже "Зениту" с его "Гелиосом" (кто не знает: степень четкости на снимке второстепенных объектов, стоящих ближе и дальше от фокусируемого объекта - это и есть степень "глубины резкости"; чем четче получаются на снимке эти второстепенные объекты & на большем расстоянии "до" и "после" непосредственного предмета вашего внимания, - тем выше "глубина резкости" объектива, и что, естественно, предпочтительней, - поскольку тогда и близкие и дальние объекты на фотографии выходят четкими, а не размытыми).

Таким образом (с учетом, что мне приходилось видеть также фотографии, сделанные с помощью других фотоаппаратов), уже долгие годы лично я остаюсь при своем мнении: с точки зрения качества фотографий - лучшим фотоаппаратом СССР была "Вилия".

моя старая добрая "Вилия",  1975г.  (фото моё)
моя старая добрая "Вилия", 1975г. (фото моё)

Ну, а напоследок, - в тему сегодняшнего разговора, - послушаем песню бывшего битла Ринго Старра (написанную,правда, в соавторстве с бывшим битлом Дж.Харрисоном): "Фотограф".

(текст статьи мой, без заимствований)