Найти тему
Про жизнь

Противостояние агрессии

На илл.: «Архангел Михаил» — картина итальянского живописца, рисовальщика и гравёра Гвидо Рени, созданная в 1636 году
На илл.: «Архангел Михаил» — картина итальянского живописца, рисовальщика и гравёра Гвидо Рени, созданная в 1636 году

Запретить или искоренить агрессивность как таковую невозможно. Но можно и должно предотвращать или гасить антисоциальные агрессивные действия. Каким образом?

Современные педагогическая и психотерапевтическая практики с очевидностью показывают, что не нужно стремиться к тотальному уничтожению агрессивности. Это кажется парадоксальным, но означает всего-навсего признание того факта, что агрессивность – оборотная сторона любви.

Полагаю, что нужно наращивать общий потенциал жизненной энергии и превосходящей силой проявлений любви (её «положительных» проявлений) подавлять (или блокировать) злокачественную агрессивность, а также удерживать в разумных пределах энергию доброкачественной агрессивности. Нужно строить мир при помощи превосходящего положительного потенциала жизненной энергии. В практике педагогики это означает, прежде всего, следование закону первичности любви.

А что делать, если мы понимаем, что наши силы не превосходят силы агрессора или преступника? Не вмешиваться? Позволять убийце убивать, бандиту грабить? Издали молча наблюдать, как пьяные подростки издеваются над бессильным стариком? Смотреть, как бандиты избивают близких вам людей? Разве этому учили нас наши предки? Думаю, нет. Со злом нужно бороться изо всех имеющихся у вас сил и возможностей, изо «всех сухожилий», невзирая на численное или силовое преимущество противника. Конечно, страшно, можно и погибнуть. Но и жить, осознавая, что мог и должен был хоть что-то сделать, но побоялся и ничего не сделал, – так жить – стыдно! Самый главный Миролюбец именно нам оставил заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин 15:13].

Следовательно, у адепта Любви нет права на ненависть или агрессию, у него есть только одно право и одна возможность – противопоставить силам ненависти силу своей Любви. А там будь что будет.

Конечно, человечеству известны и другие способы преодоления агрессии, в том числе – превосходящими силами агрессивности. Однако здесь и сейчас мы рассматриваем, прежде всего, возможности противостояния агрессии именно силами любви.

Возможно, в том и состоит непостижимая тайна любви, что она содержит в себе не только сладость жарких объятий, высшее сексуальное удовлетворение, нежность и тонкость духовного родства, счастье от того, что тебя понимают, готовность пожертвовать ради любимой самым дорогим, но – ещё и жажду обладания любимым существом, и эгоистическое желание причинять ему боль, как только узы любви начинают ослабевать, и необычайную жестокость при измене, вплоть до желания убить любимого человека. Трудно мириться с тем, что любовь значима только на фоне ненависти, а без ненависти она равнозначна бесполому существованию, существованию без ощущений, физическому несуществованию. Но – увы! – любви без ненависти не бывает.

***

Добрым быть труднее, чем злым: как правило, зло происходит просто при попустительстве человека, а для того, чтобы творить добро, нужны значительные усилия. Агрессия изливается из нас инстинктивно, без усилий, любовь же требует значительных энергетических затрат. Любящим быть намного труднее, чем нелюбящим.

Стать Человеком любящим (Homo amans), значит, – стать сильным, обладать особой внутренней жизненной энергией, способной одолеть агрессию. Сложность состоит еще в том, что и доброта, и любовь не всегда понимаются и принимаются людьми. Часто доброту принимают за слабохарактерность, а в бескорыстность и силу любви вообще мало кто верит. Между тем энергия доброты и любви при некотором старании и усилии человека может творить чудеса: сохранять миролюбие в критических ситуациях, усмирять злобных и сильных агрессоров, разрешать конфликты, подкреплять обессилевших и даже врачевать.

Таковы самые общие подходы к проблеме противостояния агрессии, в частности, сбережения и наращивания жизненной энергии (интегральной энергии любви) Человеком любящим (Homo amans).

***

Намного труднее и сложнее организовать борьбу с проявлениями насилия, агрессивности, межэтнической и межрелигиозной нетерпимости и вспышек терроризма в масштабах государства. Всем нам, обитателям нашей неспокойной планеты, хочется мира и покоя, и мы мечтаем когда-нибудь построить такое общество, в котором не будет никаких войн, но будут – всеобщее благополучие и спокойствие. Вот, какие пожелания на этом счет высказывает известный либеральный немецкий публицист, доктор философии Каролин Эмке: «Для просвещенной Европы имеет решающее значение оставаться и дальше светской, открытой, современной. Важно продолжать не только терпеть, но и продвигать культурное, религиозное и сексуальное разнообразие. Только в многообразии процветает свобода индивидуума, нестандартной личности, диссидента. Только в либеральной среде сохраняется пространство для противоречия, для сомнения в себе, а также ирония как признак неоднозначности».

«Только либеральное общество, которое мыслит себя открытым и плюралистичным, которое никому не диктует, как и во что веровать или не веровать, защищает индивидуальные убеждения …»

«Общество, которое определяет себя как открытое и инклюзивное и постоянно само себя с сомнением спрашивает, в достаточной ли степени оно таковым является, такое общество вызывает доверие и более защищено от любого нападения или отчуждения» [Эмке К. Против ненависти. – СПб.: 2024, с.218, 224, 226-228]

На первый взгляд, это – прекрасные мудрые конструктивные пожелания либеральным обществам «просвещенной Европе». Однако беда в том, что таких обществ ни в Европе, ни в остальном мире никогда не существовало и не существует.

К созданию миролюбивого эгалитарного общества всеобщего благоденствия вполне можно и нужно стремиться. Но такое общество либеральным быть не может, скорее всего, оно будет социалистическим (но без диктатуры пролетариата, диктатуры правящей партии и прочих диктатур).

Окончание здесь Начало здесь

Tags: Эссе Author: Пернай Николай

Книга автора здесь